Людмила Аминева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора «Тико»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
Темочки:
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют :
лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
расширению кругозора ребёнка;
расширению знаний в области окружающего мира; созданию психологического комфорта при обучении;
развитию фантазии и творческих способностей.
В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур, но и малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера – становится посильным выговорить знакомые не каждому взрослому слова «икосаэдр», «додекаэдр» и т. д. Таким образом, для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Представленный конспект построен с учетом интеграции образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Конспект непосредственно образовательной деятельности носит сюжетный характер и состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Материал усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Тема: «Птицы - наши друзья»
Образовательная область: познавательное развитие
Области интеграции: Социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие
Используемые педагогические технологии:
• проблемно-игровые
• информационно-коммуникационные
Здоровьесберегающие технологии:
• игровая физкультминутка
• пальчиковая гимнастика
Программное содержание:
• выявить знания детей о птицах;
• совершенствовать умение работы с ТИКО – конструктором.
• Образовательные: учить логически мыслить; обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
• Развивающие: развивать конструкторские навыки детей; умение фантазировать;
• Воспитательные: воспитывать интерес к обитателям природы, умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, заботиться о них.
Словарная работа: конструктор, перелетные и зимующие птицы, кормушка, скворечник.
Предварительная работа: беседы с детьми, наблюдения за птицами на участке, чтение художественной литературы, экскурсия в лес.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, дидактическая игра, практическая деятельность детей, использование стихотворения Грибачева Н. «Ну морозы, ну морозы…».
Формы совместной деятельности взрослых и детей :
• проблемная ситуация познавательной направленности;
• ситуации общения и взаимодействия;
• игровые ситуации-упражнения;
• совместное выполнение практических действий;
• конструирование.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная.
Материалы и оборудование: ТИКО – конструктор, карты - схемы птиц и дорожек; игрушка «зайчонок».
Ход ООД:
Дети входят в группу
Воспитатель: Предлагаю Вам, ребята, встать в круг и поприветствовать друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я приветствую всех вас –
Все получится у нас!
Воспитатель: Какие молодцы. А теперь руки отпустите и встаньте лицом ко мне.
Дети располагаются полукругом, воспитатель лицом к детям.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел зайчонок ТИКО, и он очень грустный. А знаете почему? В его геометрическом лесу случилась беда. Все птицы куда – то улетели, и ему без них стало совсем грустно. И зайчонок просит вас помочь ему. Готовы? Сможем помочь?
Дети: Да, мы готовы помочь Зайчонку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а как мы поможем?
Дети: Мы поможем Зайчонку сделать птиц.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы попасть в геометрический лес, сделать дорожку из геометрических деталей конструктора ТИКО.
Дидактическая игра «Построй дорогу по схеме»
Дети делятся на пары. Выбирают карту – схему и по определенному алгоритму, изготавливают дорогу из деталей ТИКО – конструктора. Затем соединяют все полученные конструкции между собой.
Воспитатель следит за ходом выполнения работы, в случае необходимости помогает.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц вы знаете?
Дети: Воробей, сорока, ворона, ласточка, кукушка и т. д.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Как перелетные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?
Дети отвечают на вопросы, дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Все верно. Ну а нам пора помочь зайчонку ТИКО и поселить в его лесу птичек. Но перед этим давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Цель: развитие мелкой моторики
Ловит воробей жучков, уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает — так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг, да чик-чирик! Жить он в городе привык
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Воспитатель: Ну вот вы и готовы, можно приступать к работе. Дети по самостоятельно выбранной карте – схеме конструируют птицу из деталей ТИКО – конструктора.
Конструирование по схеме «Птица»
Воспитатель: Какие вы молодцы. Посмотрите, наш зайчонок ТИКО уже повеселел и хочет с вами поиграть. Давайте представим, что мы птицы.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Дети повторяют движения (прыгают, кружатся, приседают, делают наклоны)
Воспитатель: Ребята, а нашим птичкам почему – то не весело. Они тревожно зачирикали. Как вы думаете, почему?
Дети отвечают на вопросы, дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте вспомним, какое время года сейчас?
Дети: Сейчас наступила весна.
Воспитатель: А как живётся птицам ранней весной?
Дети: Им холодно и голодно.
Воспитатель: Вот поэтому наши птички встревожились. Ведь в суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода и холода. Жалко?
Дети: Очень жалко.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Николая Грибачева:
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой- ой – ой!
Даже белые берёзы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
«Не дожить мне до весны!»
Воспитатель: Ребята, кто же может помочь зимующим птицам?
Дети: Кормить их семечками, пшеном, хлебом и салом.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам дожить до тёплых деньков?
Дети: Можно сделать кормушки или скворечник.
Воспитатель: А вы готовы помочь нашим птицам в геометрическом лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: А что вы можете сделать?
Дети: Да, готовы. Мы можем сделать кормушку, скворечник.
Конструирование кормушки, скворечника из ТИКО конструктора.
Дети конструируют кормушку или скворечник по схеме.
Воспитатель следит за ходом работы, если нужно помогает.
Воспитатель: Какие вы молодцы, сделали замечательные кормушки и скворечники для птиц.
Воспитатель: Вам понравилось выполнять из конструктора ТИКО птиц, кормушки и скворечник? Вам было легко или тяжело?
Дети отвечают на вопросы, дети высказывают свои впечатления.
Воспитатель: На столах есть разноцветные смайлики. Если вам понравилось занятие, то возьмите желтый смайлик, а если не понравилось, то белый грустный. Покажите мне своих смайликов.
Если среди них есть грустный смайлик, то воспитатель уточняет у ребенка что ему не понравилось, почему он выбрал его.
Список литературы:
1. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2016. – 192 с.
2. Комплексные занятия. Старшая группа. под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва, 2016г.
3. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб. : ООО НПО РАНТИС, 2016.
4. Картотека тематических пальчиковых игр. Составитель Л. Н. Калмыкова