Мария Дувакина
Конспект бинарной НОД по формированию представлений о речевых и неречевых звуках у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
подготовили и провели учитель-логопед ДУВАКИНА М. Б. и педагог-психолог РАХМАНИНА В. Ф.
г. МАГАДАН
Цель: познакомить детей старшей группы с понятиями "речевой" - "неречевой" звук, научить различать неречевые и речевые звуки, развивать целенаправленное слуховое внимание;
Задачи:
Публикация «Конспект бинарной НОД по формированию представлений о речевых и неречевых звуках у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• учить детей различать неречевые и речевые звуки, соотносить их с предметами;
• развивать слуховое восприятие, внимание, произвольность, воображение, речевую и общую инициативу;
• формировать интерес и положительную мотивацию к обучению, повышать уровень познавательных и творческих способностей;
• создать комфортный психологический микроклимат в группе;
• сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию;
• формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
• формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, преодоление застенчивости;
• упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Оборудование:
ноутбук с записями звуков живой и неживой природы;
картинки с изображением предметов, природных явлений;
предметы : колокольчик, погремушка, лист бумаги, стакан с водой, свисток, молоток;
панно с изображением явлений природы (гроза, молния, ручей, дождь).
Состав группы:
Возраст участников : 5 - 6 лет.
Кол-во детей в группе : 6-8 человек
Продолжительность занятия: 25 минут.
Использованные технологии:
• ИКТ - воспроизведение и прослушивание звуков живой и неживой природы;
• Элементы здоровьесберегающих технологий (ритмопластика, рефлексотерапия, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация);
• Социоигровые технологии: реализация потребности в движении, формирование коммуникативных навыков, развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества, включение детей в социально-значимую деятельность.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель-логопед заводит детей в зал. Предлагает поздороваться с гостями.
Педагог-психолог:
Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу передать его вам! Приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу приятные слова:
- Желаем счастья и добра всем людям с самого утра!
II. Учитель-логопед:
Сегодня мы с В. Ф. приглашаем вас отправиться в волшебный и удивительный мир звуков! А что такое звуки? (Выслушать ответы детей).
Правильно, звуки - это всё, что мы слышим вокруг себя. С самого рождения нас окружают разные звуки и их очень много. Даже когда мы молчим, и становится очень-очень тихо, звуки все равно есть. Хотите проверить? Садитесь на стульчики.
III. Педагог-психолог:
Наденьте на глаза маску - очки и прислушайтесь.
(Учитель-логопед включает запись различных звуков : скрип снега под ногами, звон колокольчика, скрип двери, гудение пылесоса, тиканье часов, грохот салюта, рёв двигателя, гудение дрели). По окончании прослушивания, дети снимают очки.
- Вы слушали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Какие звуки услышали? Найдите среди предложенных картинок те, которые соответствуют прослушанным звукам (дрель, часы, салют, машина, снег, колокольчик, пылесос).
Учитель-логопед: Эти звуки мы можем услышать каждый день дома, в детском саду. Эти звуки называются ШУМОВЫЕ, НЕРЕЧЕВЫЕ. Какие ещё шумовые звуки существуют в природе (ответы детей).
Педагог-психолог:
Давайте пройдем по дорожке, окажемся далеко за городом, и послушаем, какие звуки дарит нам природа. Дети с педагогом-психологом проходят по дорожке.
Физминутка «Здравствуй, лес!»
Слова для проговаривания Движения
Здравствуй, лес – волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
В это утро грозовое?
Кто в глуши твоей таится?
Как поёт лесная птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои. Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх.
Выполняем покачивающие движения вправо-влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.
Широко разводим руки в стороны.
Прижимаем обе ладони к груди.
Дети ложатся (садятся) на коврики, слушают звуки природы (гроза, шум моря, ветер, ручей, дождь, кваканье лягушек).
Что вы слышали? (завывание ветра, шум моря, пение птиц, грохот грозы, журчание ручья, кваканье лягушек, жужжание мухи, шум дождя)
Давайте украсим наше панно предметами и явлениями природы, которые сейчас звучали (на черно-белое панно крепятся картинки с изображением птиц, туч, молнии, дождя, лягушек, ручья, листвы деревьев)
IV. Учитель - логопед:
Ребята, сейчас вы послушали звуки, которые нас окружают дома и в природе.
Но знаете ли вы, что каждый предмет, находящийся сейчас здесь, в этом зале, тоже может звучать? Давайте проведём опыт? Подойдите к столу. Какие предметы вы видите на столе? (колокольчик, стакан с водой, лист бумаги, погремушка, свисток, молоток) Дети по очереди манипулируют предметами, слушают звуки и называют их :
бумага шуршит
вода журчит
колокольчик звенит
молоток стучит
погремушка гремит
свисток свистит
Теперь вы сами поучаствовали в создании шумовых звуков. Но ведь мы с вами умеем и произносить разные звуки! Что это за звуки? (ответы детей) Это речевые звуки.
Правильно - это слова, предложения, это наша человеческая речь! Мы умеем говорить! Никто кроме человека не использует речь - ни птицы, ни звери, ни рыбы.
V. Педагог-психолог:
А зачем человеку речь? (чтобы разговаривать, общаться, успокаивать, веселить, просить о чём-либо)
Конечно, речь нам нужна, чтобы общаться, понимать друг друга.
А что было бы, если бы не смогли говорить? (ответы детей).
Давайте проверим. Поиграем в игру "Заколдованный ребёнок".
Выбранный "заколдованный" ребёнок пытается жестами что-то сказать. Дети пробуют угадать. Игра повторяется 2-3 раза.
VI. Учитель-логопед:
Вот видите ребята, как трудно понять друг друга без речи. Чтобы понимать людей, нужно учиться слушать и слышать.
В этом нам помогают наши. (уши). Уши - очень важный орган нашего тела. Для чего нам нужны уши? (ответы детей). Чтобы слух был всегда хорошим нужно беречь свои уши. Какие советы вы бы дали друг другу о том, как ухаживать за ушами? (ответы детей : не ходить без шапки, чистить, следить, чтобы не попадала вода во время купания, не засовывать мелкие предметы, нельзя громко кричать на близком расстоянии от ушей).
Физминутка "БЕРЕГИТЕ УШИ"
Звук везде вокруг меня, в море и на суше.
Чтобы слышать звук, друзья, берегите уши!
(Произвольно растирают уши)
Пригибаем плавно вниз верхнюю часть уха,
Разогнём, опять пригнём - полезно для слуха!
Массируем мочки, пощиплем, помнём.
Затем гладить уши по кругу начнём.
Потянем вверх-вниз, подёргаем в стороны.
Массаж для ушей - это просто здорово!
Звук везде вокруг меня - в море и на суше.
Чтобы слышать звук, друзья, БЕРЕГИТЕ УШИ!
VII. Педагог-психолог:
Давайте проверим, хорошо ли слышат ваши уши. Поиграем в игру "Кто позвал?"
Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. Дети идут по кругу, по сигналу педагога один из детей называет водящего по имени. Водящий по голосу должен узнать, кто его позвал.
Мы по кругу пойдём и Татьяну (Ивана) позовём
Ты глаза не открывай, кто позвал тебя - узнай.
Молодцы! Нам действительно, было бы трудно понимать друг друга, если бы не наша речь.
Учитель-логопед:
Я тоже думаю, что наша речь - удивительный дар! Каждый звук, который мы произносим неповторим. С давних пор и до наших дней многие люди верят в чудесную силу каждого звука. И сейчас даже появилась наука со сложным названием ЗВУКОТЕРАПИЯ. Считается, что произнося отдельные звуки, человек излечивается от разных болезней. Хотите попробовать?
Садитесь на коврики. Скрестите ножки.
Считается, что звук И - лечит наши глаза и нос.
Давайте длительно протянем звук ИИИИИИИ
Звук У - укрепляет наше горло и нос
Произнесём вместе УУУУУУУУУ
Звук О - лечит болезни сердца - ОООООООО
Звук Э улучшает работу нашего мозга - ЭЭЭЭЭЭЭ
VIII.
Учитель-логопед: Вот мы с вами даже полечились звуками!
А что ещё мы сегодня на занятии с вами делали? (Познакомились с неречевыми и речевыми звуками, научились их различать)
Что нового и интересного узнали? О чём расскажете вечером мамам и папам?
Педагог-психолог:
Наша речь способна творить чудеса - с помощью добрых слов можно успокоить, развеселить. Ведь всем нам хочется слышать больше хороших добрых волшебных слов. У меня есть волшебная шкатулка! Давайте наполним её добрыми, красивыми словами (подносит шкатулку к губам каждого ребёнка. Дети говорят "добрые" слова - спасибо, пожалуйста, и т. п.)
Посмотрите, наши добрые слова превратились в волшебную блестящую пыльцу, давайте подарим эти слова людям. Подставляйте ладошки (насыпает каждому блёстки на ладонь). Скажем волшебные слова и дунем на пыльцу, и полетят волшебные слова по всему белому свету:
Раз, два, три, слово доброе лети!
Наше занятие закончено.