МААМ-картинки

Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста

Надежда
Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста.

Н. Н. Кивгазова

История вопроса о влиянии семьи, на воспитание ребенка, уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо. С

Публикация «Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Глубоко эмоциональный интимный характер семейного воспитания строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев и др.)

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как одна из образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования направлена на усвоение норм и моральных ценностей, принятых в обществе, развитие сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, на фоне развития о малой родине и Отечестве.

Мы провели работу по своей группе на основе следующих критериев и показателе, определенных с учетом подходов С. В. Гусарой, И. А. Коротаевой:

1. Когнивный:

- наличие представлений об автобиографических данных членов своей семьи, семейных традициях, интересах членов своей семьи;

- наличие представлений о системе родственных связей;

- Наличие знаний о семейной этике.

2. Эмоционально-ценностный:

- проявление положительных эмоций, при взаимодействии с членами своей семьи, гуманных чувств к членам своей семьи, гордости за свою семью;

- стремление учувствовать в делах своей семьи, семейных праздниках и реализации семейных традиций;

- проявление уважения и бережного отношения к семейным реликвиям, семейным традициям.

3. Действенный:

- умение предъявлять свои представления и свое отношение к семье в рассказах, рисунках;

- умение составлять свою родословную;

- наличие умений определять возможность своего участия в семейных делах и традициях семьи, практически реализовать их.

Нами были использованы следующие методики: серия бесед на темы «Моя семь», «Я и моя семья», «Выбор и комментирование картинок», «Я и семейные традиции», «Храним память о близких», рисование на темы: «День рождения мамы», «День рождения папы» (по желанию)», анкетирование родителей.

Проанализировав, все данные методик, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень выявлен у 16,5 % детей. Эти дети самостоятельно отвечали на поставленные вопросы и проявили положительное отношение к проблеме. Их знания о семье достаточно полные, осознанные (самостоятельно называли Ф. И. О. свое и членов своей семьи, место жительства, знали профессию, родителей.) Дети рассказали о любимых занятиях родителей, проявили приобщенность к увлечениям семьи и организации семенных праздников. Отметили памятное значение семейных реликвий, свободно вычленяли их из всех предметов окружающего мира. Дети данного уровня отмечали наличие своих постоянных обязанностей по ведению домашнего хозяйства, обосновывали необходимость активности в оказании помощи взрослым и участие в семейных делах.

Средний уровень имели 50% детей. Они отвечали на вопросы с помощью взрослого. У них имелись бессистемные, на полные представления о своих близких (их возрасте, профессии, о семейных связях, но при этом проявляли положительное отношение к семье. Могли рассказать о своей семь е с помощью взрослых, перечисляя конкретные факты из жизни своих близких.

Им свойственно не достаточная полнота представлений о семейных праздниках, особенностях их проведения, роли праздников в жизни семьи. У детей имеется представление о половой дифференциации труда, однако, они не полные. Не достаточная активность участия в семейных делах, в оказании помощи взрослым. Имелись некоторые знания о памятном значении семейных реликвий, но дети не всегда вычленяют их из всех предметов окружающего мира.

33,5% детей мы отнесли к низкому уровню. У детей данного уровня знания об особенностях своей семье : о главе семьи, обеспечении материального благополучия и эмоциональной поддержки, о традиционном распределении обязанностей в семье, интересах и традициях в семье – не полное. Они имели не ясные, отрывочные автобиографические знания о своей семье, которые носили фактический характер. Эти дети не проявляли желание рассказать о своей семье. Они не осознавали смысл внутрисемейных связей. Смысл проведения семейных праздников, представления о традициях семьи не достаточно осознанны, фрагментарны. Не имеют знаний о памятном значении семейных реликвий, не вычленяют их из всех предметов окружающего мира. Желание участвовать в делах семьи проявляют редко, имеет место отказ от беседы.

Анкетирование родителей, проведенное с целью выявить позицию родителей в решении проблемы формирования представлений о своей семье; знания об особенностях своих детей показало, что многие родители (67%детей) выделили не более одного вида деятельности, интересующей их детей. Было отмечено наличие у детей интереса к разным видам деятельности: 33% к игровой деятельности; 50% к продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация); 13% к познавательной деятельности. Опрос показал, что все родители считают, что их дети любят рисовать, вырезать, лепить, разукрашивать и т. д.

Из ответов родителей видно, что они не рассказывают детям об истории рода, о происхождении прошлом семьи, о жизни близких. При этом родители отмечают, что дети этим не интересуются и по этому у них поверхностное о семейных традициях.

В связи с этим мы разработали этапы работы по формированию представлений о своей семье, у детей старшего дошкольного возраста.

I этап – эмоционально-мотивационный был направлен на стимулирование желания узнать новое о своей семье, участвовать в жизни семьи; формирование позитивных эмоциональных отношений к членам своей семьи посредствам семейных традиций.

Задачи данного этапа работы: сформировать желание рассказывать о своей семье, семейных традициях; вызвать интерес к старшим членам семьи и проявление положительных эмоций при взаимодействии с членами своей семьи; проявление инициативы и активности в сохранении семейных традиций; формировать предпочтение взаимодействия с членами своей семьи и желание участвовать в делах своей семьи.

Применялись такие формы работы, экскурсия в семейный музей «Горнинацы», занятия «Сказка о Традиции», организация «Уголка «Наша семья», «В семейном кругу».

II этап - информационно- обучающий был направлен на формирование знаний о своей семье, традиций в семье, умение организовать свое участие в жизни семьи.

На данном этапе были поставлены следующие задачи: дать детям понятие о родственных связях членов семьи; расширить представление детей о семье; учить рассказывать о своей семье; закрепить наличие знаний о своей семье, ее традициях и реликвиях.

Мы использовали такие формы работы : оформление «Домашнего календаря», совместная деятельность педагога и детей по изготовлению макетов домов «Дом, в котором мы живем» и «Старинный дом», серия занятии: «Цепочка поколений», «Хранитель памяти», «Рассказы – загадки», написание книги «Семейные хроники».

III этап – действенный был направлен на формирование умения практически реализовать желания выразить свое отношение к семье, участвовать в семейных делах и семейных традициях.

Работа на данном этапе строилась следующим образом. Родителям предлагались задания по организации совместной деятельности с детьми в условиях семьи, а за тем устраивалось обсуждение результатов: на темы «Наша семья», «Семейное хобби», «Трудимся всей семьей».

В результате проведения данного этапа мы смоги осуществить стимулирование у детей позитивных эмоций от взаимодействия с членами семьи, гордости за них, интереса к своей семье. Поскольку была выявлена необходимость подготовки родителей к этой работе, мы использовали разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества детей, родителей, педагогов.

Работа с родителями – предполагала развитее осознания родителями необходимости решении проблемы возрождения семейных традиций, формирования и проявления интереса к семье. Достижение поставленной цели предусматривалось через следующие формы работы.

- Консультация. «Знакомим ребенка с прошлым своей».

- Выполнение домашних заданий: «Составление родословной», «Оформление семейного альбома», «Семейная газета».

В группе выделили отдельный уголок, где устаивались выставки: генеалогические древа семей разных форм и видов, семейный альбом, семейная газета, детских рисунков, презентации «Летопись семьи».

Дети самостоятельно сделали памятные подарки дедушкам (у кого они есть) на 23 февраля, и бабушкам на 8 марта, оформили поздравительные открытки ветеранам ВОВ.

Выставка «Семейной газеты», генеалогических древ семей разных форм и видов, семейные альбомы, детские рисунки, презентации «Летопись семьи» понравилась и заинтересовала родителей, чьи дети не участвовали в ланом эксперименте. А дети и родители участвующие в работе по возрождению традиций семье, получили огромное удовольствие, положительный заряд от общения со своими детьми родителями и были очень рады проведенной работе.

В результате целенаправленной работы мы убедились в том, что представления детей стали более полными приобрели системный действенный характер. Дети стали активно расспрашивать своих близких, интересоваться их жизнью, звонить бабушкам и дедушкам, выяснять традиции; с удовольствием рассказывали о своей семье, о событиях из жизни; традициях своей семьи; стали больше проявлять заботы о близких уважать старших, показывать уважительное отношение.

Публикации по теме:

Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Формирование представлений у детей дошкольного возраста с трудом взрослых». Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе.

Формирование логико — математических представлений детей дошкольного возраста. (Слайд 2) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набирая группу детей и анализируя состояние здоровья воспитанников,.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Данный лэпбук сформирован для проведения занятий с детьми разной возрастной группы дошкольного возраста. Его можно использовать для решения.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа «492» Структурное подразделение.

ООД по развитию гендерных представлений и закреплению знаний о семье «Две половинки» для детей старшего дошкольного возраста Организованная Образовательная Деятельность «Две половинки» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: развитие гендерных представлений.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2017 в 20:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД