Надежда Артемкина
Конпект НОД по познавательному развитию «Весенние обычаи чувашского народа» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
• закрепить знания о быте, одежде чувашей,
• воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Материал к занятию:
Словарная работа: волжане, Чувашия, многонациональная, гостеприимство.
Публикация «Конпект НОД по познавательному развитию „Весенние обычаи чувашского народа“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Предварительная работа: чтение русских, чувашских сказок, легенд; рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей); рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, беседы о быте людей разных национальностей,
Содержание организованной-образовательной деятельности.
Восп. Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Удач, успехов и везения!
Чтоб обрести сегодня вам
Прекраснейшее настроение!
Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме - в нашем детском саду. Меня зовут Надежда Анатольевна. А как вас зовут? Давайте назовём свои имена.
(Встают в круг, берутся за руки)
Руку дружбы протяни,
Улыбнись и имя своё назови.
(Дети называют свои имена)
Сегодня я к Вам пришла в чувашском национальном костюме. Такие костюмы издавна носили чувашские женщины. Они очень славились своей красотой.
В знак нашей встречи я хочу подарить вам чувашские национальные головные повязки, которые называются - МАСМАК. (одеть повязку)
(Ведущая показывает флаг и герб Чувашии. Дети рассматривают его. Воспитатель объясняет значение герба).
Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".
Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символ возрождения, увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамлённого пурпуровой, окаймлённой золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧAВАШ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением листьев и шишек хмеля. Пурпурная оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю". Шишки хмеля - образ традиционного богатства чувашского народа.
Я предлагаю Вам отправиться в прошлое чувашского народа и узнать как жили наши дедушки и бабушки, и как они встречали весну и праздновали этот праздники. Но, чтобы туда попасть нужно сказать «волшебные слова»
Раз, два, три – покружись,
В древнем мире окажись.
Восп. Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «салам» использовали только при вхождении в дом.
(Дети-гости рассаживаются).
Восп. Я рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник – гость в доме чуваша. «Стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище в своем доме и пищу». А в страду, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб – соль и оставлял дом открытым: зайди, путник, отдохни, будь гостем.
-Посмотрите, что это за пташки? (на блюде выпечка)
(это жаворонки)
- И это не зря ведь, зима подходит к концу! Скоро наступит весна! Ее приходу радовались от мала до велика! Мы сегодня узнаем, как встречали весну наши дедушки и бабушки! Они верили в народные приметы и считали, что 22 марта – в день весеннего равноденствия на родину возвращаются из теплых стран птицы Жаворонки.
По прилету этих замечательных пташек определяли, когда можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря «Жаворонок небо пашет!» Причина кроется в полете этих птиц, сначала взмывает вверх, а потом падает вниз.
На «Жаворонков» обычно пекли из теста птичек, с распростертыми крылышками, как будто летящих, с хохолками. Затем птичек раздавали детям, а те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну!
В Чувашии, как и во всём многонациональном Поволжье, дети ждут весну и зовут её. Дети читают заклички:
1-й ребё нок: Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
2-й ребё нок: Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
3-й ребё нок: Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
4-й ребё нок: Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
Восп. А любимый весенний чувашский праздник монкун.
(Рассказ ребёнка, как праздновали пасху (монкун).
5-й ребё нок: Пасху (монкун) праздновали целую неделю. Парни и девушки в овраге катались на санках, танцевали прямо на улице. Пасха – праздник встречи весеннего нового года по древне-чувашскому календарю. Название монкун переводится на русский как «великий день». Взрослые в эту праздничную неделю ходили к родственникам. В гости ходили с большим количеством гостинцев. На столе всегда были крашеные яйца. Гости и хозяева брали в руки по одному яйцу и стучали их поочередно. Последнее, не разбившееся яйцо, клали к иконам, веря, что оно принесет в дом удачу.
6-й ребё нок: Большое количество гостинцев должно было способствовать богатству и благополучию хозяев. В свою очередь хозяева также старались богато одаривать гостей. Считалось, что дети приносят в дом счастье, здоровье и благополучие. Поэтому, если в первый день Пасхи в дом приходил мальчик, считалось, что коровы принесут бычков, овцы – баранов. Но телки и ярочки были желаннее. Поэтому мальчики старались пропустить вперед себя девочек. Зашедшего первым на руках переносили в передний угол и сажали, подложив подушку, на стул перед столом, угощали как можно лучше. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, якобы, птицы не будут высиживать птенцов. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор: крашение яиц, хождение к родственникам с гостинцами, первого пришедшего в гости сажают на подушку, угощают как можно лучше.
7-й ребё нок: В день наступления монкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходи пританцовывая, т. е. особенно торжественно и радостно. Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Byпар.
8-й ребё нок: В одной из этих легенд повествуется, что за долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба в преисподнюю. Солнце все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена. Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, направилась на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и семь ночей сражались батыры со слугами Вупар и, наконец, одолели их. И покатилось солнышко по хрустальному небесному своду, пританцовывая от радости. Такова прекрасная легенда.
9-й ребё нок: В момент восхода солнца старики осыпают детей зерном, хмелем. Дети, борясь друг с другом, валяются по земле, чтобы весь год быть здоровыми. К великому дню на центральной площади или на солнечном пригорке взрослые устраивали для детей качели. Весь день около них играла детвора. Играли в разные игры: в чижики, лапту, альчики, в козны. Непременно играли в яйца. Вечерами дети расходились по домам, а у качелей веселились молодые парни и девушки.
(Выходит девочка в национальном чувашском костюме. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм).
Восп. Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей) В Чувашии помимо всех умений каждую девочку обучали вышивке, а мальчика резьбе по дереву. Из всех сохранившихся образцов чувашской вышивки нет двух одинаковых. И среди всех резных ковшов нет копий. Каждая чувашская женщина была настоящим художником. Каждый мужчина-чуваш владел художественным ремеслом. Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины.
(Показ фотографий и иллюстраций).
Народная чувашская вышивка известна всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой и тонкостью. На память о нашей встрече мы дарим вам лэпбук «Чувашская национальная культура». А сейчас приглашаем вас поиграть в чувашскую подвижную игру.
(Подвижная игра «Расходитесь» «Сирелер!»).
Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Идут по кругу и поют одну из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он восклицает: «Сирелер! (расходитесь)» и старается осалить кого-нибудь из разбегающихся игроков. При этом водящий может сделать только столько шагов (2-5, сколько договорились до начала игры.
Восп. Чувашия ещё славится своим вкусным квасом. Вот и мы, дорогие гости, хотим угостить вас этим замечательным напитком. Угощение детей.
Ну а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! Досвиданья!