Соколова Светлана
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Обычаи и традиции русского народа»
для детей старшей группы
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
-Создать у детей радостное настроение.
Публикация «Конспект занятия „Обычаи и традиции русского народа“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Оборудование: Предметы русского быта.
Предварительная работа: Чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход:
Вед. : Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром у дверей нашей группы я нашла вот что (показывает посылку). Как вы думаете, что это?
- Это посылка. Сейчас я прочитаю для кого она. Детский сад «Аленка» детям старшей группы № 9 «Звездочетам». Давайте откроем и посмотрим что внутри.
Презентация (приглашение от бабушки Агафьи).
Вед. :
- Хотите отправиться в гости к бабушке Агафье?
- А поедем мы с вами на тройке лошадей.
Музыка-бубенцы.
Подвижная игра: «Лошадка».
«Цок- цок- цок!»- лошадка скачет.
«Цок- цок- цок!»- копытом бьет.
«Цок- цок- цок!»- тележку тащит,
На тележке нас везет. (Дети скачут по кругу, ударяя носком ноги по полу, приседают на корточки и встают).
- Куда же мы с вами приехали? (изба)
- Кто здесь живет? (Агафья)
Экскурсия в русскую избу.
Агафья:
Здравствуйте, ребята.
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:
То печет блины,
То показывает сны. Что это?
Печь
Главным в избе была печка. Печь – душа русского дома, она была большая, обогревала всю избу и людей.
А для чего нужна была печка (Чтобы готовить пищу, отапливать избу, валенки, спать на ней.)
Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
-Что готовили в печи (Пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, борщ, тушили мясо, рыбу, овощи.)
-В чем варили еду? (В чугунке, в горшке) .
Огонь в печи горит,
А что в печи стоит?
Чугунок
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
Самовар
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка. Кто это? Матрешка
Вед. : Дети, посмотрите, что это? (сундук)
Вед. : Для чего нужен сундук? (В него складывали одежду) А давайте посмотрим, что в нём
(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, примеряют).
-А еще что вы видите в горнице (Колыбелька с младенцем.)
- А что такое колыбелька (Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.)
Хозяюшка: ребята, а хотите поиграть со мной? Платок поможет нам провести игру.
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Остается шкатулка с куклой.
Вед. : Ой, ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка.
Хозяюшка: а это моя шкатулка. Хотите посмотреть, что в ней лежит? Это кукла-оберег.
- Ребята, а что такое оберег? (Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.)
Вед: Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). Дети, а вы хотите сделать подарок вашему близкому человеку, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем «куклу-оберег на счастье». Когда вы делаете оберег, вы обязательно должны думать о том человеке, для которого вы делаете его, и нельзя дарить его другому человеку.
Возьмите квадрат белого цвета, на середину положите кусочек синтепона. Сверните квадрат, туго натяните ткань вокруг головы, обмотайте нитью по шее. Сделайте крест красной нитью: с плеча под ручку (углы квадрата, вокруг талии, дальше из-под ручки на другое плечо куклы. Завяжите за спиной куклы-оберега на счастье на три узла, загадывая самое сокровенное желание. Сформируйте ручку: загните угол внутрь, сложите ткань вместе, а боковые края загните тоже внутрь. Сразу зафиксируйте ручку нитью у запястья. Кукла- оберег всегда была безлик. Объяснялось это тем, что отсутствие черт лица препятствовало вселению в игрушку злых духов. А красные нитки помогали отгонять зло и нечисть, защищать от темных сил.
Вед: Вот молодцы! Какие красивые куклы у вас получились.
Рефлексия.
- где мы побывали?
- Что нового вы узнали? Какие предметы старины вы запомнили?
- Что делали?
- В какую игру играли?
- Ребята, сейчас я вам раздам колобков, посмотрите, чего не хватает у колобка? (ротика)
- Если вам понравилось наше занятие и все у вас получилось, то нарисуйте своему колобку веселый ротик, а если вам было не интересно и грустно, то нарисуйте своего колобка грустным.
- Мы сложим ваших колобков в посылку и отправим ваше настроение бабушке Агафье.