Лидия Антоновна Комарова
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников».
Воспитатель Комарова Л. А.
МАУДО Детский сад № 9
г. Ялуторовск, 2016 г.
Речь – великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом, однако на появление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Теоретическим фундаментом в области исследования, а развитии речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах. Л С Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина. В общем виде их взгляды можно переделать в следующих положениях:
Публикация «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
1. Речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.
2. Язык речи представляет собой своеобразный узел, в который сплетаются различные линии психического развития.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.
Изучая развитие речи детей Татьяна Гризик отмечает, что уровень развития современных дошкольников крайне неудовлетворительный.
По результатам исследования института возрастной физиологии РАО 60% детей имеют различные нарушения в развитии речи. Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей имеются различные речевые дефекты.
Этому способствуют причины:
- связанные со здоровьем детей;
- педагогические причины;
- социальные причины.
Коротко раскрою каждую группу причин. Во – первых, современное поколение отличается слабым здоровьем. Большинство детей, посещающих дошкольные учреждения относятся ко 2 группе здоровья. Детей 1 группы здоровья в детских садах крайне мало. Всё чаще встречаются дети 3 даже с 4 группой здоровья. Начиная работать с детьми младшей группы, я отметила, что со 2 группой здоровья 20 детей, а с 1 группой – всего 3 человека. Дети группы часто болеют ОРЗ, которые приводят к снижению функциональных возможностей организма, повышенной утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности. Речь ребёнка – это своеобразная «лакмусовая бумажка», демонстрирующая уровень общего развития ребёнка. Дети моей группы не являются исключением: пять человек относятся к этой категории.
Вторая группа причин – педагогические причины. Во – первых, диагностика речевого развития начинает проводиться, когда детям исполняется 5 лет сегодня уже очевидно, что у 5 годам большинство детей не имеют речевой нормы и на логопедов обрушиваются речевые проблемы детей. Во – вторых, используемые в практике методы и приёмы развития речи разработаны исходя из речевой нормы. Как было сказано выше, речевая норма в настоящее время не соответствует возрастным характеристикам детей. Традиционные приёмы способствуют развитию речи по образцу педагога, а это приводит к тому, что дети не могут свободно владеть связной речью, творчески использовать богатство родного языка.
Третью группу составляют социальные причины, связанные с отношением к проблемам развития речи в обществе и семье. Отмечается дефицит общения в семье. Дошкольники часто предоставлены сами себе, телевизору, компьютеру.
Все эти причины в комплексе определяют актуальность работы по развитию речи.
Для оптимизации работы в данном направлении, я определила для себя следующие направления:
- регулярная диагностика речевого развития детей;
- изучение и внедрение новых подходов в развитии связной речи;
- взаимодействие с семьёй по проблемам развития речи детей.
Проведя диагностику в начале года, я увидела, что у 50% детей смеются трудности в составлении связных рассказов, затруднения в формулировании своих мыслей, односложные ответы на вопросы.
Для организации работы по данному направлению, я изучила сборник игр «Придумай слово» О. С. Ушаковой в этом пособии каждая игра или упражнение решает комплекс задач. Все игры систематизированы, соответствуют программе детского сада, легко включаются в занятия и могут видоизменяться в зависимости от уровня развития речи детей. Кроме того, большую помощь в самообразовании мне оказали статьи В. Щеблыкиной в газете «Детский сад со всех сторон», статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я», «Логопед». Организуя образовательную деятельность по развитию речи, я давать детям задания творческого характера. Дети начинают мыслить, у них возникает желание высказаться. Для развития фантазии предлагаю составить рассказы – предложения, сочинить конец сказки или истории. Использую в работе с детьми и такой приём, как составление творческих рассказов с элементами драматизации (опыт В. Щеблыконой) ребёнок выбирает для себя роль и действует строит свои высказывания в соответствии с игровой ситуацей. Например, приглашаю детей на рыбалку. Дети выбирают, кто будет ловить рыбу, ловить уху, разводить костёр и т. д. затем каждый ребёнок рассказывает о своих действиях и о возможных приключениях, которые могли произойти с ним рыбалке.
Детям нравиться составлять «цепные» рассказы. При этом детям задаётся тематика и проговаривается начальное предложение, а остальное повествование продумывается всеми детьми по – цепочке. Например, тема «В зимнем лесу», первое предложение «Лес заснул под белым одеялом». Дети продолжают: «Медведи залегли в спячку», «В лесу не слышно ни звука» и т. д.
Всем известна польза загадок в развитии речи, но ещё большую пользу оказывает самостоятельное составление загадок. Это учит ребёнка задавать вопросы, что является очень трудным моментом в развитии речи.
Если ребёнок не может выразить свои мысли, то на помощь приходит карандаш и бумага. При ознакомлении с большим литературным произведением детям трудно уловить отдельные детали. Поэтому я делю его на небольшие смысловые части, знакомлю с ними детей последовательно, при этом отображая основные события в рисунках. В дальнейшем по рисункам детям легче восстановить ход событий, описанных в рассказе или сказке. Использование данных приёмов дало положительные результаты. Работая в настоящее время с детьми подготовительной группы, отмечается положительная динамика по всем разделам развития речи. В целом по группе 70 № детей имеют высокий уровень развития.
Особую помощь в решении проблемы развития связной речи оказывают родители. Без их поддержки я не смогла бы достичь таких результатов. Мы договорились, что после выходных дети будут «Приносить новое слово», рассказывать, что оно обозначает. Это стало доброй традицией уже на протяжении года. Кроме того, я знакомлю родителей с играми по развитию речи, в которые можно играть с ребёнком на ходу, например, дарить друг другу «вкусные», «мягкие», «сладкие» слова, находить слова на окне, в кармане, в супе и т. д. рассуждать и просто красиво говорить. Актуальность этого определения уникальный ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка, являясь важнейшим средством человеческого общения.