Ирина Иванова
Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г)
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 1 «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (РМО-2016г)
Иванова Ирина Сергеевна – воспитатель МКДОУ Д/с №411
г. Новосибирск
СЛАЙД № 2 “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Публикация «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста считаю становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
СЛАЙД № 3 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
СЛАЙД № 4 Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому ставлю перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Именно поэтому особое внимание я уделяю методу «Мнемотехника».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
СЛАЙД № 5 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
СЛАЙД № 6 Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
В течение года я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
СЛАЙД № 7. При использовании мнемотаблицы можно выделить несколько этапов:
Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено.
СЛАЙД № 8 Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.
СЛАЙД № 9 Этап №3 - пересказываем информацию (сказку, рассказ) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания
СЛАЙД № 10 Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.
СЛАЙД № 11 Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
СЛАЙД № 12. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования использую в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. И детям легче строить по ним свой рассказ.
СЛАЙД № 13. Кроме того, использую мнемотаблицы и для составления описательных рассказов об игрушках, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
СЛАЙД № 14, 15, 16. Хочу предложить вашему вниманию этапы работы с детьми по составлению рассказа о зиме с помощью мнемотехники. (Показ слайдов с мнемодорожками).
СЛАЙД № 17 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, скороговорок, частушек, при отгадывании загадок.
Считаю, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
СЛАЙД № 18. Разучивая, с детьми стихи с помощью мнемотаблицы мы проводим следующие этапы работы над стихотворением:
Выразительно читаем стихотворение.
Сообщаю детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Помогаю детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.
Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
Читаю отдельно каждую строчку стихотворения.
Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
СЛАЙД № 19 Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. (Вот, например, на этом слайде представлена мнемотаблица к стихотворению «Снеговик»)
СЛАЙД № 20. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем во время образовательной деятельности экологического содержания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Применяю модельные схемы во время различных образовательных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД № 21. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
СЛАЙД № 22. Провожу обязательное взаимодействие с родителями:
консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблицы;
выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
выпуск газеты «Как научить ребёнка составлять описательные рассказы по мнемотаблице»;
выставка мнемотаблицы для развития речи детей;
совместное изготовление мнемотаблицы для разгадывания загадок и запоминания стихов
составление мнемотаблицы дома по произведениям (стихи).
составление мнемотаблицы дома по произведениям (сказки).
закрепление составления описательного рассказа дома, по готовой мнемотаблицы («Времена года»; «Дикие, домашние животные»; «Овощи, фрукты»).
На консультации с родителями поясняю, чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем или с родителем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.
СЛАЙД № 23. Например: схема «Овощи, фрукты» : составляем, описательный рассказ об овоще или фрукте. Например «яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.
Мнемотаблице «Дикие, домашние животные» : рассказать о диком или домашнем животном. Например «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета, он большой. У медведя густая шерсть. Передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.
СЛАЙД № 24 Схема «Времена года» : составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.
Например: «Осень». Осенью солнце редко появляется из - за туч. По небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты. Животные готовятся к зиме. Белка меняет рыжую шубку на серую. Заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке. Насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.
СЛАЙД № 25. Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек, ведь это превращается в интересную игру, которая очень нравится детям;
-словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
СЛАЙД № 26 - Спасибо за внимание!