Светлана Воблова
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. На данный момент нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с общим недоразвитием речи мы видим множество речевых проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, односложная, состоящая лишь из простых предложений речь [4]. Поэтому перед нами стоит задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Можно выделить следующие факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина [2] и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский [3]. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с общим недоразвитием речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и организация учебного процесса в виде игры [1]. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов, так как устанавливаются причинно-следственные связи в памяти у ребенка.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста [5].
В коррекционной работе эти схемы используются : при заучивании стихотворений, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, в дидактических играх для коррекции лексико-грамматического строя речи, для автоматизации звуков.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, активизируется словарный запас, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Литература:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. -- СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 64 с.