Наталья Мучкина, учитель-дефектолог МБДОУ д/с компенсирующего вида "Мозаика"
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление
Публикация «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
ЗАДАЧИ:
Подобрать и использовать мнемотаблицы, направленные на развитие связной речи детей.
Формировать разговорную (диалогическую) речь детей.
Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Формировать у детей умение слушать друг друга, не перебивать
Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
«ЁЛОЧКА»Перед нами ё лочка:Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки. Н. Нищева
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Давай дружок, смелей дружок,Кати по снегу свой снежок – Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком, Его улыбка так светла! Два глаза… шляпа… нос… метла…Но солнце припечет слегка – Увы! - и нет снеговика.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
«БЕЛКА-ШАЛУНИШКА»Скачет белка – шалунишка,Рвет с еловых веток шишки. А потом на землю – прыгИ отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок – Подсушись, боровичок!
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг!И с подарками мешокВыпал прямо не снежок!
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
«Помощники весны»Леня с Петей,Взяв лопаты,Помогать пришли весне. Разбивают лед ребятаИ разбрасывают снег. Посмотрел на них с укоромСнеговик из-под ведра:Этак мне придется скороУбираться со двора!
Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.
Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строили в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега распускаются подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли погулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения : катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Мнемотаблицы-схемы
Обогащение словарного запаса
Обучение составлению рассказов
Пересказхудожественной литературы
Отгадывание и загадываниезагадок
Заучивание стихов
Источники:1. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. 2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» 3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. 4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. 5. Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов. 6. http-skyclipart.ru – detsad.7. https://viki.rdf.ru.8. https://nsportal.ru.9. https://logoburg.com.10. https://logoportal.ru.11. https://www.logoped.ru.