Людмила Широкова
Коммуникативно-речевое развитие у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В современном мире проблема речевых нарушений у детей стоит крайне остро и привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. В настоящее время дети с нарушением речи составляют достаточно многочисленную группу, при этом их количество увеличивается с каждым годом.
Многие ученые в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со сверстниками, взрослыми, с окружающими людьми, что связано не только с психолого-педагогическими, но и речевыми проблемами. Нарушения фонетико-фонематической, грамматической, лексической, просодической сторон речи, связной речи способствуют трудностям в планировании и оформлении речевого высказывания детей с нарушением речи, приводят к дезадаптации в коллективе сверстников, появлению замкнутости и агрессивности, потере мотивации к совершенствованию своей речи, что оказывает негативное влияние, в целом, на развитие социальной сферы.
Публикация «Коммуникативно-речевое развитие у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативно-речевое развитие детей рассматривается как процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует, общается с взрослыми и сверстниками. По мнению Л. С. Выготского, формирование коммуникативно-речевых умений у детей происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, формирование связной речи - это важная составная часть общеречевой работы.
Для полноценного развития личности ребенка необходимо общение с окружающими людьми, которое выступает базовой составляющей. И для формирования дальнейшего процесса социализации важным и главным фактором является коммуникативно-речевое развитие. Без умения общаться дети не смогут выражать свои мысли, чувства, устанавливать контакт не только с близкими людьми, но и с окружающими, у ребенка не сформируются особенности межличностного взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Все это способствует неблагоприятной адаптации детей в коллективе и социуме.
Из-за нарушений речи дети стараются избежать речевой коммуникации, так как при общении они не могут сформулировать правильный вопрос при диалоге, затрудняются найти подходящие слова при высказывании с собеседником, в большинстве случаев дети вообще не понимают собеседника из-за бедного словарного запаса, что приводит к агрессии, негативизму и прекращению общения.
Таким образом, нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии процесса коммуникации у ребенка, темп развития речи и других психических процессов замедляется.
Поэтому нужно как можно раньше создавать специальные условия для развития речи ребенка и его общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Первоочередная задача логопеда – это развитие связной речи, при которой наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка и происходит формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи. И лучше, конечно, если развитие всех сторон речи будет организованно через игровую деятельность.
Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников :
- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приемы;
- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности;
- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание;
- воспитывать коллективизм, сотрудничество.
Коррекционно-развивающая работа по развитию коммуникативно-речевых умений и навыков детей с нарушением речи строится в три этапа.
На первом этапе - формирование навыка активного слушания – решаются задачи: способствовать мобилизации внимания детей; развивать умение вслушиваться в обращенную речь и понимать ее; развивать невербальные средства общения, такие как мимика, взгляд, жест.
На втором этапе - развитие вербальной коммуникации в процессе участия в совместной деятельности – решаются задачи: развивать общительность детей, формируя умение отвечать на вопросы, задавать вопросы; способствовать устранению барьеров, ограничивающих эффективность общения, развивать коммуникативные навыки при помощи активного игрового взаимодействия детей.
На третьем этапе - активизация самостоятельной речевой деятельности детей – решаются задачи : освоить активный стиль общения; развивать в группе отношения партнерства.
Все три этапа взаимосвязаны между собой. Поэтому, приступая к логопедической коррекции коммуникативно-речевого развития, нужно работу выстраивать в соответствии с данными этапами. Коррекционное воздействие должно быть многоаспектным, направленным на речевые и неречевые процессы, на активизацию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.
На первом этапе работы можно использовать игры, направленные на преодоление замкнутости, стеснительности, скованности детей, а также на двигательное раскрепощение; на знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния.
Игра «Зеркало» направлена на умение определять и различать эмоции.
Дети играют в парах, стоя напротив друг друга. Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию ( например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты, а другой придает своему лицу то же самое выражение.
Игра «Люблю – не люблю» направлена на умение устанавливать доброжелательные отношения, выслушивать мнение своих товарищей; развитие навыков общения.
Дети стоят в кругу. Логопед (ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Потом игра продолжается против часовой стрелки «Я люблю, …».
Игра «Тень» направлена на развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.
Один играющий под спокойную музыку ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
Развитие понимания устной речи идет с использованием разнообразных методов, направленных на развитие слухового внимания. Дети учатся вслушиваться в речь, понимать ее смысл на основе различения значения слов, их форм и связей. Упражнения проводятся в наглядной форме, с использованием знакомых детям предметов. Предлагаются упражнения в выполнении поручений со словами: попроси, дай, возьми, принеси, спроси, узнай и т. д. Эти упражнения регулируют коллективную речевую деятельность и могут быть использованы для работы над развитием понимания поручений и для обучения построения просьб, вопросов, ответов.
На втором этапе коррекционного обучения вводятся коммуникативные игры и упражнения, которые стимулируют и побуждают к речевой деятельности, учитывая, что наиболее доступной и естественной для детей формой общения является диалогическая речь и что вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью.
В начале используются игры, цель которых сформировать умения и навыки отвечать на вопросы, задавать вопросы, слушать других.
Например, играя в лото, дети учатся задавать вопросы и отвечать на них: У кого автобус? У меня автобус. У кого машина? У меня машина.
Система упражнений предполагает обучение таким видам речи, как умение ставить вопросы, отвечать на них, сделать сообщение и др.
Для активного использования в речи вопросов типа: Где лежит? Куда положил? Откуда взял? целесообразно использовать лексические темы «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Одежда» и т. д. Использование вопросов с этими словами проходит на занятии параллельно с практической деятельностью детей.
Все эти упражнения и игры преследуют и цель отработки произношения фраз (ритма, темпа, ударения, интонации).
При этом создаются условия для умственной активности всех детей. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, переданный предмет. Почти все коммуникативные игры построены по этому принципу.
На третьем этапе - активизация самостоятельной речевой деятельности детей – решаются задачи : освоить активный стиль общения; развивать в группе отношения партнерства. С целью обеспечения мотивации общения моделируются различные проблемные коммуникативные ситуации, приближенные к реальной действительности.
Используются все ситуации, при которых потребность общения возникает естественным образом или создается взрослым преднамеренно. Наряду с этим используются тренировочные упражнения с элементами деятельности детей, которая стимулировала бы их к общению.
Игры «Рисунок одним карандашом», «Рисунок на одном листе бумаги», «Рисунок с общим элементом» направлены на сплочение детского коллектива, развитие умения взаимодействовать с партнером, договариваться, выявление лидера.
Игра «Большой пазл» направлена на развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
Дети делятся на команды по 2 человека, и каждому члену команды выдается по пазлу. Логопед заранее разрезает яркую крупную картинку на части (количество частей в соответствии с возрастом, получаются пазлы. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее. После идет обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
Игра «Рукавичка» направлена на формирование социально - коммуникативные навыки, развитие внимания, формированию представления о пространстве, закреплению умения различать цвета.
Для игры нужны матерчатые рукавички с орнаментом. Количество рукавичек соответствует количеству участников игры. Каждому ребенку дается одна рукавичка, которую можно одевать на правую или на левую руку (согласно условиям игры).
1 вариант: дети надевают рукавичку на правую руку. Звучит музыка, участники игры двигаются в разных направлениях подсоками (легким бегом, шагая). По окончанию музыки, дети быстро находят себе пару - рукавичку такого же цвета и узора, соединяют руки ладошками, замирают на месте. Повторяется 3-4 раза. По окончании игры дети обнимают друг друга.
2 вариант: под музыку дети двигаются подскоками или легким бегом в свободном направлении; музыка затихает - дети находят свою пару, соединяют рукавичку с рукавичкой ладошками, кружатся - «звездочкой». Далее игра продолжается. По окончании дети также обнимают друг друга.
Вариантов игры «Рукавичка» множество и дети с удовольствием принимают участие в них, часто просят повторить ее.
Во всех играх создается ситуация, в которой возникает потребность в общении. Дети договариваются, целенаправленно организуют свою деятельность и после подводят ее итоги.
Учитывая насыщенность педагогического процесса, коммуникативным содержанием наполняются разные этапы логопедического занятия. Например, на организационном этапе, с целью создания положительного настроя на занятие, можно использовать такие игры как «Комплименты», «Подари движение», «Я сегодня вот такой…»
При сообщении темы занятия можно использовать разрезные картинки, которые дети должны собрать в парах, «Большой пазл», в его составлении принимает участие вся подгруппа. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия.
Некоторые игры можно использовать как часть занятия («Похож—не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»)
Во время динамических пауз можно использовать игры «Дотронься до…», «Поменяйтесь местами.», «Только вместе…» и др. При этом развиваются мимика, пластика движений, точность и координация общей и мелкой моторики, это дает возможность детям почувствовать себя членом группы, создать дружелюбный, безопасный настрой, снять мышечные зажимы, развивает умение согласовывать свои действия с действиями партнерами по игре, формирует чувство доверия между детьми.
В дальнейшем совершенствование коммуникативно-речевых навыков происходит в процессе работы над связной речью. Воспитывается интерес к публичному рассказыванию; формируется навык составления репродуктивных (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного характера с использованием различной наглядности (игрушки, предметы быта, серии сюжетных картин, фотографии, иллюстрации, рисунки и т. д.).
Работа по активизации контактности и коммуникабельности детей ведется в тесном сотрудничестве с воспитателями, специалистами, родителями. Так, развитие общения в процессе трудовой деятельности происходит на занятиях ручным трудом, во время работы на участке, во время общественно полезного труда. Отрабатываются поручения, вопросы, ответы, просьбы, сообщения о выполненной работе и др.
Очень широко используются ролевые, настольные, подвижные игры.
Используются коммуникативные игры и в часы развлечений, например, игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.
Постепенно речевые игры входят в число любимых детьми самостоятельных игр. Огромное значение имеет новизна и занимательность дидактического материала, форм работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций, использование разнообразных методов и приемов работы.
В процессе логопедической коррекции коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением речи отмечаются определенные изменения. Меняется характер взаимодействия детей. Понимание общего смысла коммуникативных игр, развитие партнерских отношений объединяет детей, заставляет действовать более согласованно.
Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения, значительно обогащает речевое развитие детей. Прежде всего, это сказывается в том, что у них появляется стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказывать о своих намерениях, делиться с окружающими новыми впечатлениями. Игры и упражнения обеспечивают мотивационно-потребностный план речевой деятельности и являются условием для овладения детьми средствами речевой коммуникации.
Таким образом, включение специальных комплексов коммуникативно-направленных упражнений и игр в коррекционное обучение детей с нарушением речи, наряду с формированием произносительных навыков, лексического запаса, грамматического строя, способствует как активизации контактности и коммуникабельности ребенка, так и повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия в плане преодоления нарушения речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с. – Текст : непосредственный.
2. Дубинина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений / Л. А. Дубинина. – М. : Книголюб, 2006. – 64 с. – Текст : непосредственный.
3. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / И. М. Лисина. – М. : Воронеж, 1997. – 386 с. - Текст : непосредственный.
4. Абдрахманова, Г. Ю. Картотека коммуникативных игр для дошкольников старшей группы / Г. Ю. Абдрахманова. Текст : электронный // 2016. - URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/30/kommunikativnye-igry-dlya-doshkolnikov.
5. Малкова, Е. Ю. Проблемы коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе / Е. Ю. Малкова. – Текст : электронный // 2019. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kommunikativno-rechevogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-i-ih-reshenie-v-obrazovatelnom-prostranstve-detskogo-sada/viewer.