Анна Сергеевна
Комплексный подход к экологическому воспитанию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Милай А. А., Дубова А. С.
COMPLEX APPROACH TO ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPTIONS
Milay A.A., Dubova A.S.
Аннотация: Доклад посвящен актуальным вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ путем использования и трансформации территории детского сада через совместную проектную деятельность семей воспитанников и педагогов.
Публикация «Комплексный подход к экологическому воспитанию детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Abstract : The paper is devoted to the actual problem of ecological education of pre-school aged children with limited health options through using and transforming the kindergarten territory. The technology argued to be useful in this respect is cooperative project activity arranged both by teachers and by children’s families.
Ключевые слова: экологическое воспитание, окружающая среда, эмоциональный опыт, проектная деятельность
Keywords : ecological education, natural environment, emotional experience, project activity.
В условиях стремительно развивающегося современного мира, в котором высокие технологии играют важную роль, человек все больше отдаляется от познания окружающей среды через сенсорный и эмоциональный опыт. В нашем детстве трудно было представить хотя бы день без продолжительной прогулки на свежем воздухе, где мы обязательно находили что-то новое и интересное: перепачканные в смоле ладони, вкус заячьей капусты или дикого щавеля, запах рук после растирания ароматных трав или обожженные крапивой ноги.
Опыт детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зачастую сильно обеднен, им бывает сложно описывать вкусы, запахи и другие свойства предметов живой природы, находить связи между ними и тем более понимать свое эмоциональное отношение к окружающей среде. Таким детям невозможно привить знания только через чтение художественной литературы или рассматривание картин великих художников. Необходим комплексный подход, в том числе обогащение сенсорного опыта, воспитание духовно-нравственной составляющей личности через живое взаимодействие с окружающей средой.
Большинство специалистов, работающих с данной категорией детей, задумываются над проблемой: «Как вызвать живой интерес к окружающему миру и добиться положительного эмоционального отклика? Ведь лучше всего запоминаешь то, что удалось прочувствовать». Например, В. И. Шаховский писал: «Характерно, что в филогенезе эмоция предшествует интеллекту, что особенно заметно при наблюдении за речевым поведением ребенка: до определенного возраста детская оценка всех ситуаций идет только через эмоциональную сферу….» [1]. В работах С. Л. Рубинштейна доказывается, что мышление представляет собой единство интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единство эмоционального и интеллектуального [2, c. 129]. Ш. Балли настойчиво подчеркивал ведущую роль эмоционального в языке [3].
Опираясь на знания о детях с особыми потребностями в развитии, мы частично нашли ответ на свой вопрос: «Как воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность ребенка с ОВЗ через экологическое просвещение и воспитание?» В теплое время года мы активно используем территорию нашего детского сада. В работе с детьми в течение года мы знакомимся с большим количеством тем, связанных с природой. В ходе прогулок на свежем воздухе дети в сопровождении педагогов познают окружающий мир через наблюдение, экскурсию, простую экспериментальную деятельность, игру и беседы, тем самым закрепляя представления, полученные ранее в процессе образовательной деятельности.
Территория нашего детского сада удовлетворяет требованиям экологического, здоровье-сберегающего, эмоционально-нравственного и эстетического компонентов в воспитании и развитии детей. Здесь представлены:
1. Тематические цветники, привязанные к различным сказочным сюжетам, что позволяет вызвать повышенный интерес к объектам живой природы и найти положительный эмоциональный отклик. Помимо этого, у детей есть возможность познакомиться с различными видами цветов, понаблюдать за изменениями растений, узнать способы ухода за цветами, наблюдая за деятельностью взрослых. Дети получают возможность увидеть связь между объектами живой и неживой природы: как растения связаны с насекомыми, птицами и т. д.
2. Уголок лекарственных растений позволяет воспитанникам узнать о свойствах и назначении лечебных трав, о способах их применения и натуральных веществах, используемых в медицине. Он подталкивает детей к внимательному отношению к разнообразию трав и цветов, к богатству их ароматов, форм, расцветки. "Лечебные травы"
На фотографии представлен уголок «Федоры», где высажены такие травы как: мята, мелисса, душица.
3. Уголок сельскохозяйственных культур позволяет познакомиться с овощами, травами, фруктами, получить богатый сенсорный опыт путем рассматривания, пробы на вкус, тактильного контакта (ощупывания).
Помимо этого, дети обогащают свой словарный запас, учатся составлять описательные и сравнительные рассказы, отгадывать загадки.
4. Приглядываясь к жизни насекомых, земноводных в специально созданном пруду, дети видят, как развиваются личинки и головастики. Воспитанники учатся находить последовательность событий в живой природе, уделяя значение каждому ее элементу: от крошечного головастика, пчелы или жука, до птиц, которым необходима наша забота в виде подкормки, строительства скворечников и т. д.
5. Большое внимание уделяется использованию уже «ненужных» вещей: пластиковые бутылки, металлические бочки, старая деревянная лодка и другие предметы «утиля» находят свое место на преобразованной территории детского сада, что позволяет привить детям бережное отношение к окружающему миру, к рациональному использованию предметов бытовой среды, к умению беречь и экономить ресурсы. На фотографии представлены «мини-садики», в которых растения высажены в старые чемоданы, тазики и вазоны.
Для организации нашего экологического пространства был привлечен не только весь коллектив детского сада, но и родители вместе с воспитанниками. Немало времени понадобилось для достижения очевидных результатов. Работа в этом направлении продолжается.
Совместными усилиями при организации экологического пространства нашего дошкольного учреждения удалось успешно реализовать следующие проекты:
а) проект «Зеленая сказка» : в его ходе родители совместно с детьми оформляли клумбу по выбранному произведению. Итогом проекта была совместно с родителями.
Вазон "Дружная семейка"
детьми и родителями проводился совместный поиск различных вещей и материалов, пригодных для повторного использования. Из этих материалов и вещей были изготовлены поделки - сказочные персонажи, вазоны для цветов - тематической направленности для обогащения экологического пространства.
На наш взгляд, работа должна вестись неустанно и постоянно совершенствоваться, ведь конечная цель экологического воспитания — ответственное отношение человека к окружающей среде. Правильное и системное экологическое воспитание позволит сформировать мировоззрение человека бережливого, думающего и сопереживающего, что поможет решить или предотвратить в дальнейшем будущем многие экологические проблемы человечества.
Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, необходимо научить ребенка чувствовать и понимать взаимосвязь всего живого природе, ощущать себя ее частью. Необходимо помочь ребенку сформировать систему представлений об окружающей среде, воспитать в нем бережное отношение к природе. Мы считаем, что одним из факторов успешного экологического обучения является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Поэтому работа в данном направлении будет продолжаться.
Список используемой литературы
1. Полнотекстовая библиотека журнала «Вопросы психологии» за 20 лет (1980 – 1999). Электронный ресурс. URL : https://www.voppsy.ru/issues/1991/916/916111.htm
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. 712 с.
3. Балли Ш. Язык и жизнь. Пер с фр. И. И. Челышевой и Е. А. Вельмезовой. М. : Едиториал УРСС, 2003. 232 с.