Елена Бабешкина
Комплексный подход к обучению чтению дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к обучению чтению дошкольников с ТНР Бабешкина Е. С.
учитель - логопед
Центр развития ребенка-детский
сад №2 «Жемчужинка»,
Майкопский район
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. От того, насколько качественно сформирован этот навык на начальных этапах, зависит успех всего дальнейшего обучения. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание (смысл, передаваемое словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Ему необходимо научиться делить слово на слоги и звуки, знать правила «озвучивания» буквосочетаний, в том числе правила и навыки слогослияния. В итоге, приобретя элементарные технические навыки чтения, ребенок учится понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний.
Публикация «Комплексный подход к обучению чтению дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Все это становится возможным, когда речевое развитие происходит своевременно. Ребенок начинает осваивать письменную речь, уже в достаточной степени владея устной. Если же говорить об обучению чтению детей с речевой патологией, то в зависимости от степени выраженности речевых нарушений, в процессе овладения этим навыком возникает ряд трудностей. Несформированность фонематического слуха, нарушение произношения послоговой наполняемости слов, недостаточное развитие лексических и грамматических средств языка неизбежно приводят к определенным сложностям в освоении навыков чтения. В связи с этим, традиционная для наших школ аналитико- синтетическая методика обучения чтению не всегда бывает эффективной. Успешно она работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми языковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к семи годам. Если же ребенок не усвоил все эти механизмы, то данный метод обучения будет ему недоступен в полном объёме, а, значит, не удовлетворит в нужной мере требования современной школы. Становится ясной необходимость введения других методов, которые в наибольшей степени соответствовали бы психофизиологическим особенностям детей. Применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи особую важность приобретают глобальный и полуглобальный (послоговой) методы. Метод целых слов (глобального чтения) – один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы. Графическое изображение слова воспринимается как идеограмма. Значение слова подкрепляется картинкой. В течении двух-трех месяцев дети запоминают около 150 слов, тогда начинается звуко - буквенный анализ. Буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей. Метод, в основе которого лежат идеи американского нейрофизиолога Глена Домана, в России с начала прошлого века успешно применяли в обучении чтению глухих и слабослышащих детей, начиная с раннего дошкольного возраста. При этом механизмы глобального чтения, которые у большинства дошкольников с нарушением слуха формируются к трем-четырем годам. Становятся основой развития речи и последующего овладения аналитическим чтением. Позднее его стали использовать в работе с детьми с РАС и детьми с речевыми нарушениями.
У системы работы в рамках глобального метода есть несомненные плюсы: 1. Способствует развитию внимания. 2. Увеличивает оббьем зрительной и слуховой памяти. 3. Обогащает словарь ребенка. Однако, применительно к детям с нарушением речи метод остается вспомогательным, так как имеет ряд существенных недостатков: 1. Пассивность ребенка: от него не ждут реакции, не задают вопросы на закрепление усвоенного, просто показывают карточку.
2. Ребенку необходимо самостоятельно догадаться о принципе чтения, а не все могут это сделать.
3. Методика рассчитана для обучения чтению на английском языке, а русское словообразование значительно отличается от английского. В английском нет падежей и родов, и все возможности русского языка нереально разместить на карточках.
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем. Что слог является минимальной произносительной единицей речи. Слоговые методы, в системе которых единица чтения – слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговому, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами.
Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказали положительное влияние на эффективность обучения чтению детей с ТНР. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения, акцентируя внимание на использовании слоговых таблиц.
Эффективность этого метода в том, что он 1. облегчает детям с ТНР усвоение навыка слогового чтения даже при невысоком уровне владения фонематическим анализом. Он обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.
2. Дает ребенку возможность одновременно овладеть грамотой и речью. В случаях с тяжелой речевой патологией. Когда устной речью ребенок практически не владел, именно графическое изображение фонем языка дает ему толчок к усвоению языковой системы. 3. Облегчает формирования правильного ритмического рисунка речи, снижает «страх речи» у детей с заиканием, сопровождающий запинки речи. Имеет хороший психотерапевтический эффект, так как ребенок не фиксирует внимание на своем дефекте. У него появляется ощущение, что он делает успехи.
4. Помогает преодолеть трудности в овладении навыком чтения детям с дислексией.
5. Помогает в случаях, когда навык чтения формируется и автоматизируется медленно.
Таким образом, именно комплексный подход к обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи сможет справиться с данной задачей.