Лариса Стрельцова
Комплексное занятие в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
«Путешествие в страну сказок».
Комплексное занятие по развитию речи и математике в старшей группе
Воспитатель: Стрельцова Л. А.
2020г.
Программные задачи:
- закрепить знания о сказках;
- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;
- закрепить количественный счет до 7; соотносить количество предметов с цифрой; знать и находить цифру от 1 до 6;
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам; формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; упражнять в прыжках.
Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;
Материалы и оборудование: два шнура, карточки с гномами, наборы цифр, стакан и банка для игры «Приготовим угощение», шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина на магнитах, пазлы «Сказки» (4 шт., волшебная палочка.
Ход:
- Ребята вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- Ребята, как вы думаете, сегодня мы с вами куда отправимся в путешествие? Правильно, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие?
(дети называют)
- А полетим мы туда на воздушных шариках.
Дыхательная гимнастика.
- Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
(Руками изображают шар, идут в круг, из круга)
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
(Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»)
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Большой-маленький
Горячий-холодный
Жидкий-твердый
Маленький-большой
Длинный-короткий
Широкий-узкий
Близко-далеко
Холодно-жарко
Грязный-чистый
Высоко-низко
Кислый-сладкий
Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Дети проходят за столы.
- А теперь посмотрите на доску, мы попали на сказочную цветочную поляну, за каждым цветком спрятались сказочные герои, отгадайте их.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
- Сказка «Три медведя».
- Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?
- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)
- А Машенька испугалась трех медведей?
- Конечно, испугалась Машенька, если:
- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).
- А у медведя огромные - (лапищи).
- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
- А у медведя? (глазищи).
- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
- А у медведя? (носище).
- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
- А у медведя? (ротище).
- Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
- Слушайте следующую загадку.
С зеркалом вела беседу
Королева до обеда,
А оно правдиво было,
Красоту её хвалило.
Но принцесса стала краше,
Всех красавиц лучше даже…
И тогда принцессу эту
Мачеха сжила со свету.
Что случилось – каждый знает,
Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»
- Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов). Гномы гуляли на поляне. А сколько их было? Вы будете считать и показывать мне соответствующую цифру.
Игра «Сосчитай и покажи цифру».
- Узнайте следующего героя, из какой он сказки?
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине! (Карлсон)
- Как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)
- Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)
- Давайте для Карлсона приготовим угощение: варенье и сок. Вы знаете, что варенье хранят в баночках, а сок пьют из стакана (банка и стакан выставляются на столе) Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Назовем давайте их.
Дидактическая игра «Приготовим угощение для Карлсона»
- Кристина, какое ты угощение приготовила? (Я приготовила вкусное малиновое варенье).
- Рома, а ты что приготовил для Карлсона? (Я приготовил ароматный клубничный сок). И т. д.
- Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.
- А следующий герой –
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка)
- У Незнайки случилась беда, все сказочные картинки – рассыпались. Пазлы вы должны собрать и героев сказки назвать, помогут цифры, написанные внизу картинок от 1 до 6. Незнайка не знает цифр, давайте ему поможем.
Дети составляют картинки-пазлы (по 1 на стол).
- Ну что продолжим наше путешествие?
А чтобы было веселей
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной (встать около столов).
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
- Дети, а ведь мы с вами попали на загадочную поляну.
(на доске сюжетная картинка)
-Посмотрите на картинки - кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).
- Что здесь? (Дом, лейка, цветы).
- С помощью этих картинок сочиним сказку. (Сюжетная картинка на магнитной доске)
- Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).
- Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).
- Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).
- Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).
- А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).
- Однажды, когда девочка поливала цветы, Шарик убежал.
- Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).
- Что она увидела? (Божья коровка увидела, что девочка плачет. Рассказала девочка о своей беде. Божья коровка ответила: «Не печалься, я отыщу твою собаку». Она полетела вперед, рассматривая каждый цветок, кустик, деревце. И увидела около березки сидит щенок. «Беги за мной, я покажу тебе дорогу домой», - сказала Божья коровка. Девочка обрадовалась, когда увидела свою собаку, поблагодарила Божью коровку).
- Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела).
- Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)
Молодцы, хорошо пересказали.
- Вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Надо возвращаться обратно в детский сад. Поможет нам волшебная палочка. Произносим слова с закрытыми глазами:
- «1,2,3, вокруг себя обернись, в группе окажись».
- Что больше всего запомнилось? Понравилось? Какие трудности были на пути?
- Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок.