Ирина Голубева
Конспект комплексного занятия по экологии в средней группе «Защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по экологии в средней группе «Защитники природы»
Цель: расширять представление о экологически грамотном для природы и для самих детей поведения.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать представление детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое» и «неживое»;
- активизировать познавательный интерес к миру природы;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- продолжать формировать умение различать голоса птиц.
Развивающие:
- продолжать расширять словарный запас детей;
- формировать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- активизировать употребление в речи детей слов-синонимов.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию.
Интегрируемые образовательные области:
-социализация;
-познание;
-коммуникация;
-физическая культура;
-эстетическое развитие.
Словарная работа:
введение нового слова: сортировать;
закрепление: не разорять, спасать, забота.
Предварительная работа: подборка фонограмм «Звуки леса», «Голоса птиц», «Журчание ручья», изготовление «Книги жалоб», макета «Муравейник», имитация ручейка, подборка изображений «языков» пламени, физкультминутки «Вот под елочкой зеленой», изображения птиц, изготовление масок зверей (заяц, еж, лиса, медведь, значки «Защитник природы», разучивание с детьми сценки «Как зверюшки лес спасали», наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы (птицами, муравьями, камнями и др., рассматривание иллюстраций «Муравейник», «Птицы», «Лесные знаки», чтение стихов об охране природы, беседы с детьми на тему «Берегите природу».
Оборудование: книга "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни, макет ручейка, таз с песком, карточки с изображением птиц, бытовой мусор, мусорные пакеты, «языки» пламени, маски животных, грамзапись шума ручья, звук пожара, голосов птиц, звуков леса.
Раздаточный материал: ведерки, маски зверей, значки «Защитник природы».
Структура и методические приемы:
1. Вводная часть:
-сюрпризный момент (выход Книги Жалоб);
-беседа о поведении людей в природе;
2. Основная часть:
-помощь муравьям;
-дидактическая игра «Рассортировка мусора»;
-подвижная игра «Потуши пожар»;
-физкультминутка «Вот под елочкой зеленой»;
-угадывание детьми голосов птиц (фонограмма);
-сценка «Как звери лес спасали»;
-домашнее задание детям: выполнение знаков о поведении в лесу.
3. Заключительная часть:
-прощание с Книгой Жалоб;
-анализ занятия;
-обобщение воспитателя (Вручение значков «Защитник природы»).
Место проведения: участок детского сада.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход занятия
Дети слышат плач. Звучит фонограмма «Плач». Входит Книга Жалоб.
Книга Жалоб: Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята познакомьтесь, это Книга Жалоб Природы.
Книга Жалоб : Здравствуйте ребята, Ирина Станиславовна.
Воспитатель: Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. Что же делать? (Ответы детей.) А вы справитесь? (Ответы детей.) Знаете ли вы как правильно вести себя в природе? (Ответы детей.) И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Вот одна из них.
Книга Жалоб: Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная семья,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Воспитатель: А почему мы не видим муравьишек? (Ответы детей.) На улице стало холодно. Что им помешает выйти из домика весной? (ответы детей) Что же делать? (Ответы детей.)
Дети убирают камни с муравейника.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы помогли муравьишкам.
Книга Жалоб: Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Воспитатель: Как можно помочь природе? (Ответы детей.) Нас на помощь зовет ручеек. (Имитация лесного ручейка) Давайте попробуем рассортировать мусор. А как вы понимаете слово «рассортировать»? (Ответы детей) Рассортировать - значит разложить по свойствам. Девочки уберут бумагу, а мальчики - пластик. (Дети сортируют мусор по пакетам.)
Д/и «Рассортировка мусора»
Воспитатель: Надеюсь вы и дома будете сортировать мусор. А чем еще можно помочь ручейку?
Дети: Убрать корягу.
Воспитатель: Молодцы ребята, наш ручеек чистый, и останется таким подо льдом. Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?
Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться!
Книга Жалоб: Ребята, где-то в лесу начался пожар. Помогите пожалуйста лесным жителям его потушить!
Воспитатель: Ребята, а чем можно потушить пожар? (Ответы детей.) У нас есть ведерки. Берем их, набираем песок из тазика и бежим до дерева - тушим, затем возвращаемся назад, передаем ведёрко следующему участнику. Приготовились, начали!
П/и «Потуши пожар»
(Дети «тушат» имитацию пламени огня. Потушенные «языки» огня Книга Жалоб убирает - снимает.)
Воспитатель: Молодцы! Как красиво стало в лесу! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (Фонограмма голосов птиц)
Книга Жалоб: Надо птиц в лесу любить,
И не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять,
В руки птенчиков не брать!
Воспитатель: Давайте послушаем, какие птицы к нам прилетели. (Звучит фонограмма.)
Ответы детей. (Дети прикрепляют на дерево изображения птиц.)
Физкультмунтка «Вот под елочкой зеленой»
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге) Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе) Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны) Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе) Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте)
Воспитатель: Хорошо ребята поиграли.
Книга Жалоб: Помощи просят лесные жители, их обижает мальчик. Воспитатель: А мы с ребятами можем Вам показать сценку про мальчика Гришу и лесных жителей.
Сценка «Как зверюшки лес спасали»
Воспитатель: Лесные зверюшки, скорее сюда!
Звери: (заяц, волк, лиса, медведь) Что там случилось?
Воспитатель: Случилась беда!
В лес пришёл мальчишка,
Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает,
Птичьи гнёзда разрушает!
Звери: Надо Гришку испугать,
С Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку!
Воспитатель: Слышу: он идёт сюда!
Прячьтесь, звери. Кто куда!
(Выходит Гришка.)
Гришка:
Я люблю в лесу гулять,
Всех пугать и всё ломать!
Я цветы срываю,
Гнёзда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводит страх…
Звери: Ах-ах-ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь! Юсь! Юсь!
Гришка:
Ой-ей-ей!
Ай-яй-яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду
Цветочки срывать!
Я больше не буду
Лес обижать! (убегает)
Книга Жалоб: Зверюшки, выходите. Вот и проучили вы хулигана. Я думаю он теперь не будет безобразничать в лесу. Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?
Дети: Лесник
Книга Жалоб: Я прошу вас выполнить домашнее задание – сделать знаки, которые научат людей вести себя правильно в лесу.
Воспитатель: Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете
Птицы и звери, леса, много рек,
И доверяют тебе человек.
Ты – самый умный, а значит в ответе
За все живое, что есть на планете.
Книга Жалоб: Я рада, что исправлены жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других. А мне пора возвращаться. До свидания друзья.
Воспитатель: Ребята, трудно вам было помогать Книге Жалоб? В чем были трудности? Что вам понравилось? В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам вручить значки «Защитник природы».
(Воспитатель дарит значки.)