Тамара Овчинникова
Комплексное занятие по формированию целостной картины мира «Как мы следы осени искали» (2-й год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как мы следы осени искали»
Задачи:
- учить детей отгадывать загадки, анализировать их;
- учить детей устанавливать и объяснять причинно- следственные связи;
- расширять представления детей о растениях леса: клен, дуб, береза и др. ;
- учить образовывать прилагательные от существительных: кленовый, дубовый, березовый и др.
- учить подбирать слова-синонимы к описанию неба и состоянию погоды;
- учить устанавливать зависимость человека и птиц от времени года и погоды;
Публикация «Комплексное занятие по формированию целостной картины мира „Как мы следы осени искали“ (2-й год обучения)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- продолжать учить обобщать и классифицировать, использовать в речи обобщающие понятия: овощи, фрукты, перелетные и зимующие;
- закрепить пространственные понятия, продолжать учить употреблять в речи предлоги;
- учить детей движениями передавать характерные особенности осени;
- развивать кратковременную память, связную речь, мелкую моторику, воображение;
- учить детей в рисунке передавать временные явления.
Материал:
1. Организационный момент: Д/у «Незнайкина загадка», кукла Незнайка.
2. Д/ У «С какого дерева лист» - листья клена, дуба, березы.
3. Игра «Чудо-дерево» - дерево, на котором прикреплены овощи и фрукты.
4. Музыкальный рассказ педагога об осени - музыкальные инструменты.
5. Д/у «Зимующие и перелетные птицы» - картинки птиц.
6. Для рисования: краски, лист бумаги.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Д/ у «Незнайкина загадка».
У педагога в руках кукла Незнайка.
- Дети, Незнайка не может отгадать загадку, давайте ему поможем.
- Солнышко не может землю согревать,
Листья пожелтели стали опадать.
Часто дождик льется, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле собирают -
Отгадайте, дети, когда это бывает?
(Дети отвечают).
- Ребята, Незнайка спрашивает, а что такое – осень?
- Мы ему сейчас расскажем и покажем.
2. Игра «Листик».
Листик рос на ветке клена,
Был большим он и зеленым.
(Дети поднимают руки вверх, машут кистями рук).
А потом он пожелтел,
Покружиться захотел.
(Дети кружатся на месте.)
Покружился, покружился
И на землю опустился.
(Дети кружатся и приседают.)
Скоро мы гулять пойдем.
(Дети шагают на месте.)
Желтый листик мы найдем.
- Ребята, в нашей группе спрятались осенние листочки, давайте мы их найдем.
3. Д/у «С какого дерева лист?»
Дети находят листочки.
- Где ты нашел листик?
(Мишка держал листик в руке) и т. д.
- С какого дерева - лист? (с клена).
- Какой, это лист? (кленовый).
- С какого дерева – лист? (с дуба).
- Какой, это лист? (дубовый). И т. д.
4. Д / у.» Подбери слова».
Педагог обращает внимание детей на погоду.
- Какая погода? (пасмурная, дождливая, облачная, холодная, ветреная и т. д.)
- А какое небо осенью? (серое, пасмурное, облачное и т. д.)
5. Психогимнастика «Дождик».
За окошком дождик
Весело шумит
Капает, играет,
Деток веселит.
(Дети идут по кругу).
Маленькие дети
Вышли погулять.
(Дети идут в круг.)
С дождиком веселым
Хорошо играть.
(Идут из круга)
Капельки устали
Капать и шуметь
(Стучат пальчиком о ладонь.)
Дети захотели тихо посидеть.
(Дети садятся.)
1, 2, 3- дождик догони.
(Дети убегают от дождика)
6. Д/у «Пословицы и поговорки».
Закончились осенние заботы, собран богатый урожай в садах, полях и на огородах. Много сил люди приложили, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел. А вы знаете пословицы, поговорки о труде?
- Хочешь, есть калачи – не лежи на печи;
- Труд кормит, а лень портит;
- Летний день – год кормит;
- Муравей невелик, а горы копает;
- Больше дела - меньше слов;
- Всякое дело- мастера боится; и т. д.
Незнайка. А я знаю еще: «Кончил дело - гуляй смело». Теперь и погулять, и позабавиться можно. У меня на огороде растет чудо дерево, на нем растут и овощи, и фрукты.
Педагог. Дети, как вы думаете: так бывает или нет? (ответы детей)
7. Игра «Чудо - дерево».
(На чудо - дереве «растут» овощи и фрукты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда срывает фрукты, другая - овощи)
8. Музыкальный рассказ педагога об осени.
Подул холодный ветер, и нагнал большие, темные тучи (шуршание фольгой).
Деревья стали желтеть и постепенно ронять листочки на землю (отдельные удары на металлофоне – сверху – вниз).
Дождь шел все чаще, целыми днями только и слышно кап да кап (треугольник).
Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю (глиссандо на металлофоне – снизу – вверх).
Потом опять вздохнет и спрячется (глиссандо на металлофоне – сверху – вниз).
Не дает солнцу ветер погулять, землю обогреть (шуршание фольгой).
Наступила осень (треугольник).
9. Д/ У «Зимующие и перелетные птицы»
Педагог обращает внимание детей на дерево, на котором сидят зимующие и перелетные птицы.
- Ребята, так может - быть осенью или нет?
- Что делают птицы осенью?
- Каких птиц не стало в городе?
10. Д/ У «Следы осени».
У детей краски, листочки. У педагога кукла – Незнайка.
- Ребята, давайте напомним Незнайке, какие следы осени мы сегодня отыскали на занятии.
Нарисуйте «следы» осени и рисунки подарим Незнайке.
- Что ты нарисовал?
- Почему?
11. Итог.
Ребенок читает стихотворение.
- Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увядание
В багрянец и в золото одетые леса!
- За что поэт любит осень?
- А чем осень нравится Вам?