Инна Мартынова
Занятие по формированию целостной картины мира «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Закрепить знания детей о Конвенции о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа:
Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира „Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию :
Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Книги-сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Лепестки цветика - семицветика с магнитами.
Магнитная доска
Ход НОД
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано ребятам, обратный адрес «Сказочная страна Детства». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дети! Пишет Вам Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны! Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети: Да
Воспитатель:
- Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты.
Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик,
- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее. Полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, тут волшебный сундук, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
(Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети:
Право на имя.
Имя – это социальный знак каждого из нас. Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других.
У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдан такой документ.
А вот и первая подсказка.
( Воспитатель достает из сундука цветок синего цвета и читает: «первый лепесток находится под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ, прикрепляет на магнитную доску.
- Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете? (Россия)
- Ребята, раз вы живете в России, значит вы?
Дети: Россияне.
-Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети: Право на гражданство.
Воспитатель:
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «второй лепесток находится под красным кубиком»)
Педагог прикрепляет лепесток на магнитную доску.
Воспитатель: Как вы думаете, какое право есть у каждого человека?
Ответы детей.
Педагог: Да, конечно, дети имеют право жить с теми, кто о них заботится.
- Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: Третий лепесток находится на подоконнике). На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»
- Какое слово зашифровано в этом ребусе?
Дети: СЕМЬЯ
Воспитатель: Ребята, каждый человек имеет право на семью.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья?
Ответы детей.
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.
Все семьи разные.
В: Чем же отличается одна семья от другой?
Д: Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, разные профессии и увлечения. Семья может объединять разное количество людей.
В: А чем похожи семьи?
Д: В семье любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Д: Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»
Воспитатель: Следующая подсказка: «Четвертый лепесток находится на подоконнике»
Прикрепляют синий лепесток. Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
Воспитатель: Кто это?
Ответ детей: Добрый доктор Айболит!
В: О каком праве расскажет нам эта картинка?
Ответы детей.
В: Дети имеют право на медицинский уход. Если Вы заболеете, кто вам поможет?
Дети. Врач.
В: Если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни. А что для этого нужно?
Дети: Необходимо одеваться по погоде, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка: «Пятый лепесток находится на парте».
Воспитатель читает отрывок из сказки «Цветик - семицветик».
В: Конечно, в сказке можно моментально стать здоровым, а в жизни, к сожалению, так не бывает. Но все равно, все дети – инвалиды имеют право на особую заботу. А вот и новая подсказка. Лепесток находится в конверте.
Дети прикрепляют лепесток на магнитную доску.
В: Мы с вами тоже сегодня много трудились, давайте немного отдохнём?
Физкультминутка.
В: Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится у воспитателя вашей группы. Вот он.
В: Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков?
Дети: 7
В: Теперь в сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте. Ребята, а в каком документе собраны все эти права?
Дети: В конвенции о правах ребенка.
Педагог показывает детям брошюрку.
В: Для чего же нужны вам эти права?
Д: Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок.
В: Имея прав нельзя забывать и об обязанностях
Какие обязанности вы знаете? (Ответы детей)
В: А нам пора возвращаться. Дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.