Нина Левенкова
Комплексно-тематическое планирование по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематический план. Тема: «Зима. Зимующие птицы.
Старшая группа компенсирующей направленности «Буратино» с 28.11 по 02.12. 2021г.
Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе, образе жизни зимующих птиц.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с зимой, зимними месяцами, зимующими птицами.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по теме „Зима, Зимующие птицы“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Планирование, недели
- Планирование. Планы работ
- Птицы. Планы, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
2. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопад, метель т. д.).
3. Продолжать обогащать представления детей о поведении, питании, жизнедеятельности зимующих птиц в зимнее время года.
4. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
5. Развивать связную речь детей, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движениями.
6. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, заботу о птицах зимой.
7. Закрепить представления о зимующих птицах нашего края.
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков «Зимняя сказка». Акция «Поможем птицам зимой»
Цель: закрепить полученные знания, совместное с родителями изготовление кормушек.
Вводно-мотивационный этап.
Утренний сбор. Повторение пальчиковой игры «Есть у каждого свой дом». Письмо от «лесных жителей» с просьбой о помощи.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от лесных жителей с просьбой о помощи. Как вы думаете, лесные жители – это кто? (Ответы детей). Вы правы. Это дикие животные и птицы. Интересно, что же они пишут в письме? Какую помощь просят оказать им? (Зачитывает письмо). Ситуативная беседа.
с детьми. Предложить детям послушать стихотворение «Синица». Загадывание загадок.
«Практико – деятельностный этап
Дни недели
Совместная деятельность взрослого и детей
Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности Взаимодействие с родителями /социальными партнерами/
Непосредственно образовательная
деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утро, вторая половина дня Прогулка 1; 2
Понедельник
28.11.
Вторник 29.11.
Среда 30.11
Четверг 01.12 Речевое развитие. Воспр. худож. лит-ры.
8.55-9.15 –(1 подгр.)
9.25-9.45 – (2 подгр.)
Тема: Чтение сказки Г. Скрябицкого «Четыре художника. Зима»
Цель: учить подбирать и применять в речи образные слова и выражения, обогащать знания детей о зиме; формировать навыки творч. рассказывания.
Лепка (1.2 н.)
9.55-10.15
Тема: «Девочка в зимней шубке». Цель: учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму.
Физическая культура
(на улице)
11.45-12.05
Музыка
8.50 - 9.10
По плану специалиста
РЭМП
9.20 – 9.40 (1 подгр.)
10.25 – 10.45 (2 подгр.)
Задачи: формирование навыков колич. и порядк. счета в пределах 10 Закрепление в речи количественных и порядк. числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Закрепление знаний о нуле. Совершенств. навыка умение узнавать и различать объемные геометрические фигуры. (Нищева,стр. 279)
Физическая культура
По плану специалиста
10.20 – 10.40
ИЗО «Радуга в ладошке»
15.45– 16.05
По плану специалиста
Рисование
9.00 – 9.20
Тема: «Зима»
Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке, закреплять умение рисовать дома и деревья.
Конструктивно – модельная деятельность (1.2 н.)
9.30 – 9.50 (1подгр)
10.00 – 10.20 (2подгр)
Тема: «Синица» (техника «оригами»)
«Цели:
• Развивать познав. интерес, любознательность, активизировать словарь детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
•
Ритмика
10.30 - 10.50
Логоритмика
15.50-16.05
ОБЖ (ноябрь -1 неделя)
Развитие речи (обучение грамоте)
8.55 – 9.15 (1 подгр.)
9.25 – 9.45 (2 подгр.)
Тема «Посуда» Цели: Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить представление о посуде,
- совершенствовать грамматический строй речи, Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
(Распечатка)
Физическая культура
10.25-10.45
Работа по проекту «Новая жизнь ненужным вещам
Утренний круг. Ввведение в тему недели. Беседа «Пришел мороз – береги ухо да нос» - воспитывать в детях осознанное отношение к своему здоровью.
«Зимние загадки» - закреплять знания об окружающем мире и мире природы. Игры детей в игровых центрах по желанию
Артикуляц. и пальчиковая гимнастики
Вторая половина дня. Оздоровительная гимнастика.
«Опыты с магнитом» - закрепить знания детей о свойствах магнита. Пантомима «Мое любимое животное». Цель: развивать пластику, воображение
СРИ «Больница для птиц». Цель: вызвать интерес к профессии ветеринарн. врача.
Вечерний сбор.
Обсуждение итогов дня.
Утренний сбор. Беседа «Как живут пернатые зимой». Цель:
обобщ. знания детей о птицах.
Д/И «Чья, чье, чьи». Цель: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Мультимедиа «Детям о зимующих птицах»
Цель: создать радостное настроение, закрепить знания о зимующих птицах.
Артикуляц. и пальчиковая гимнастики (см. картотеку)
Д/И «Узнай птицу по силуэту». Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах. Упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика.
Д/И «Составить из части целое» (пазл) – развитие логич. мышл.
СРИ «Путешествие в зимний лес». Цель: формировать умение создавать сюжет игры. Самомассаж «Колючий еж» (с массажными мячами).
Чтения сказки С. Маршака «12 месяцев» - учить внимательно слушать
Работа по заданию логопеда
Вечерний сбор.
Утренний круг. Беседа «Покормите птиц зимой».
Цель: развивать познавательн. интерес к жизни природных обитателей, заботливое отношение к ним
Д/И «Придумай слова рифмы «летел-сел…». Цель: упражнять слуховое внимание
СРИ «Лесная столовая» следить за развитием сюжета игры. Проблемная ситуация «Если не было бы снега…»?» - развивать речь детей, мышлен., память.
Артикуляц. и пальчиковая гимнастики (см. картотеку)
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» с помощью настольного театра распределение ролей, подготовка атрибутов.
Трудовая деятельность: стирка кукольной одежды - уход за игрушками, их мытье, стирка одежды. Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь»
Работа по заданию логопеда, педагога – психолога.
Вечерний сбор. Подведение итогов дня.
Утренний круг. Работа с календарем: повторить части суток, дни недели, посчитать присутствующих.
Чтение Соколов-Микитов «Снегири». Продолжать приобщать детей к чтению произвед. худож. литературы.
Д/И «Подумай и измени» - правильно употреблять имена существ. во множ. числе. (Я купил елку - я купил (елки).
Чистоговорка: «Жу – жу –жу,
Я с ежом давно дружу»
Артикуляц. и пальчиковая гимнастики (см. картотеку)
Вторая половина дня
Оздоровительная гимнастика.
Беседа «Край, в котором мы живём» совершенствовать представление о малой родине.
Инд. работа с Мишей, Степой - учить использовать алгоритмы, для составления рассказа. Д/И с мячом «Назови птицу» развивать мышление, речь, воображение.
Работа по заданию логопеда
Вечерний круг. Подведение итогов дня Прогулка № 1.
Наблюдение за снегом. Цель: формировать представление о зиме. ПИ «Устроим снегопад», «Бабка Ежка». Цель: развивать двигательную активность, ловкость детей. Развитие движений «Перебрось снежок» - учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок на дальность. Труд: уборка снега с построек – трудитьсясообща.
Прогулка № 2.
Наблюдение за ветром.
Труд: сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур -учить работать сообща.
ПИ «Снежная карусель». Учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе. ПИ «Два Мороза» - развивать у детей выдержку.
Прогулка № 1.
Наблюдение за птицами.
Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.
Труд: покормить птиц – забота о живых существах в холодное время года.
ПИ «Снежная Баба», «Два Мороза» Цель: развивать скоростные качества детей, ловкость
Экспериментальная деятельность: опыт «Уличные тени». Цель: выяснить зависимость длины тени от высоты солнца.
Развитие движений. Метание снежков вдаль – выполнять правильный замах рукой.
Прогулка № 2
Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.
Труд: покормить птиц.
П/И. Русская народная игра «Совушка», «Коршун и наседка» Цель: развивать двигательную активностьдетей.
Прогулка № 1.
Наблюдение за метелью. Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях в природе.
Развитие движ. «Не зевай». Цель: развивать быстроту реакции на сигнал.
ПИ «Волк и ягнята», «Зайка серенький сидит» Цель: развивать интерес к коллективным играм.
Труд: утепление ствола у корней деревьев снежным покровом. Цель: учить заботиться о растениях.
Самостоятельная игровая деятельность детей
Прогулка № 2
Наблюдение «Ветер, ты могуч…» Цель: определять направление ветра, его силу. Инд. работа по физ. развитию. Игровое упр - е «С кочки на кочку». Цель: развивать согласованность движений рук и ног.
ПИ «Лиса в курятнике», «Мы веселые ребята…». Цель: развивать ловкость, умение мягко приземляться после прыжка. Самостоятельная игровая деятельность детей
Прогулка № 1.
Игра – прогулка «На северном полюсе». Цель: систематизир. представления детей о многообразии животного мира и их связи со средой обитания.
ПИ «Пингвины и медведь». Цель: упражнять в умении, имитировать движения животных; развивать пластику, координацию движ.
Эксперимент. деятельность: опыт со следами. Сравнить следы людей, животных, птиц. Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Игры со снегом. Труд: очистить веранду от снега
Прогулка № 2
Наблюдение «Вечерняя погода». Цель: обратить внимание на то, как изменилась погода вечером. Инд. работа по физическому развитию. Игровое упр. «Кто дальше бросит?» Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.
П. И. «Зайцы и волк». Цель: развивать волевые качества и внимание. Внести в «Центр книги» альбомы с иллюстрациями зимней природы.
Цель: учить замечать красоту зимней природы.
СРИ. «Больница для птиц». Цель: вызвать интерес к профессии ветеринарн. врача
Внести книгу с иллюстрациями зимующих птиц, зимних пейзажей.
Внести атрибуты для СРИ «Путешествие в зимний лес» - формировать умение распределять роли с учетом возможностей и желания каждого участника, придумывать и подбирать игровой материал.
Игры со строительным материалом: строим «Кормушку для птиц».
Цель: формировать знания детей в строительстве кормушку.
Внести трафареты птиц, раскраски с зимней тематикой для самостоятельного художественного творчества
Настольно - печатные игры «Какое время года?», «Зоологическое лото» и др.
Внести мелко-моторные, конструктивные игры в уголок конструирования – «лего», пластмассовые и деревянные конструкторы.
Настольно-печатные игры в уголке развивающих игр
Размещение информации для родителей о начале работы по теме недели.
Рекомендация: организовать прогулку в парк, полюбоваться зимней природой, покормить птиц.
Консультация «Грипп, Коронавирус. Меры профилактики»
Рекомендовать родителям провести беседу с детьми, как вести себя на льду.
Понаблюдать вместе с ребенком, как ведут себя прохожие в гололедицу, разобрать каждую ситуацию
Работа по проекту «Новая жизнь ненужным вещам» :
оказание
помощи в подборе необходимого материала для поделок
Создание папки – передвижки «Здравствуй, зимушка – зима!»
Заучивание наизусть стихов о зиме с целью развития речи и памяти.
Индивидуальные консультации по укреплению здоровья детей.
Проведение с детьми в домашних условиях закаливающих процедур, утренней гимнастики с целью совершенствования привычки к ЗОЖ.
Пятница 02.12 ФКЦМ
9.00 – 9.20 (1 подгр.)
9.30 – 9. 50 (2 подгр.)
Тема: «Пернатые друзья»
Цель: формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки Развивать интерес к миру пернатых, любознательность, желание заботиться о птицах. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Музыка
10.00 – 10.20
По плану специалиста
Веселая ритмика
15.35 – 16.55
Итоговое занятие: Выставка детских рисунков «Зимняя сказка». Акция «Поможем птицам зимой»
Утренний круг. Беседа «Зимнее настроение» - развивать диалогическ. речь.
Инд. работа развитие мелкой моторики – закрепить приемы лепки – Степа, Арина, Саша
Рассматривание иллюстраций к стихам русских поэтов – развивать интерес к стихам.
СРИ «Зоолечебница» - помочь детям в развитии сюжета.
Артикуляц. и пальчиковая гимнастики
Вторая половина дня.
Оздоровительная гимнастика
Беседа: «Почему мне нравится зима» - развивать монологическую речь детей.
Д/И «Что за птица?» - развивать умственные способности детей
Игра «Летает, не летает», воспитывать выдержку, терпение
Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» - внимательно слушать произведение.
Работа по заданию логопеда, педагога – психолога.
Вечерний круг. Подведение итогов дня Прогулка 1.
Наблюдение за зимним временем суток. Провести сравнительный анализ утра и вечера.
Труд. Кормление птиц. – учить аккуратно чисть кормушки и сыпать в них корм.
Инд. работа с Мишей, Андреем, Артемом «Не сбей снежок» - учить детей ходить «змейкой» между снежными строениями, не сбивая их.
ПИ «Два Мороза», «Свободное место» - развивать ловкость, быстроту
Игры с выносным материалом
Прогулка 2.
Игровое упражнение «Поймай снежок». Цель: развивать ловкость.
Инд. работа «Перебрось снежок» - учить метать снежок на дальность, развивать координацию движений, глазомер - Миша, Витя, Василиса.
Самостоятельные игры с выносным материалом. Рассматривание сюжетных картин из серии «Мы гуляем»
Внести атрибуты для СРИ «Зоолечебница» - учить правильно отражать в игре взятые на себя роли. Беседа «Одежда детей в группе и на улице»
Выставка детских рисунков совместно с родителями «Зимняя сказка».
Принять участие в Акции «Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек