Анастасия Кулькова
Конспект квест-игры «Зимующие и перелетные птицы» в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
"Детский сад комбинированного вида № 12". В ноябре 2021 г. в группе компенсирующей направленности прошло занятие "Эколята-молодые защитники природы".
Конспект квест-игры на тему «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Публикация «Конспект квест-игры „Зимующие и перелетные птицы“ в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние квест-игры
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Квесты на тему птиц
- Птицы. Конспекты занятий
- Сценарии зимних развлечений
- Темочки
Задачи: Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их приспособлении к среде обитания, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать интерес к природе. Воспитывать бережное, ответственное отношение к птицам.
Материалы. Карточки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, географическая карта, ягодки рябины.
Ход квест-игры
Воспитатель: Какая сегодня погода? Какое время года? Затем подчеркнуть приметы зимы.
Дети рассказывают, в каком состоянии деревья, кого они видели по дороге в детский сад.
Воспитатель зачитывает стихотворение из книги А. Степанова, а дети по очереди находят соответствующие в стихотворении картинки.
Пусть снег вокруг искрится и зимний ветер злится, поёт не уставая синица расписная.
Алой кисточкой заря красит грудку снегиря. Чтоб в морозы и пургу не замёрз он на снегу.
Скворец за морем жил зимой, теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине запел о солнце и весне.
Не сидит она на месте, на хвосте разносит вести. Может в них и мало прока, но горда собой сорока.
Где у тетерева дом. В теплой ямке под кустом. Любит тетерев покой, брови красные — дугой.
Глухаря не встретишь в поле, место выбрал он глухое, там, где сосны-великаны, там, где синие туманы, где в тиши лесных болот клюква красная растет.
Он украшен хохолком. Дом его в дупле сухом. Знает весь лесной народ эту птицу звать удод.
По тропинке, по дорожкам скачет серый воробей. Что он ищет? Ищет крошки для себя и для детей.
Воспитатель предлагает детям выбрать из отложенных карточек изображения тех птиц, которые могли встретиться или встретились детям по дороге в детский сад. Почему их можно встретить зимой? Как можно назвать таких птиц? (Оседлыми и зимующими).
Загадка: Ей на месте не сидится
Все летает целый день,
Суетится, суетится.
Целый день звенит: тень-тень.
Правильно, это синица. Какая она птица — оседлая или зимующая? Почему? Оседлая птица всю жизнь проводит на небольшой территории, не очень далеко от гнезда. К оседлым птицам относятся синицы, сороки, дятлы, хохлатые жаворонки.
Воспитатель рассказывает, что не все птицы, отлетающие на зиму от места расположения гнезда, оказываются перелетными. Бывают еще птицы кочующие. Они перелетают на более короткие (до 700–1000 км) расстояния. Причем перемещения птиц беспорядочны. Их зимовка происходят не всегда в одном и том же месте. С одной такой птицей мы хорошо знакомы. Кто же это угадайте: Что там за (черная) птица на поле важно гуляет весенним раздольем? Воспитатель предлагает найти изображение данной птицы на карточках. Уточняет, почему ребенок отложил именно грача? (Скворец, которого тоже можно найти на поле, весной имеет желтый клюв и белые пятнышки на концах перьев. Он станет черным только летом, после периода размножения, когда перья несколько обносятся). Наши грачи улетели на юг Украины, там для них теплее и больше корма. Предлагает найти на карте Санкт-Петербург и Украину и посмотреть, куда полетели наши грачи. Дети полоской красной бумаги отмеряют расстояние до места зимовки. Воспитатель предлагает детям отгадать еще одну загадку: Красногрудый, черноклювый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. Вы угадали, эго снегирь. Видели ли вы снегиря? Какое время года было тогда? Можем ли мы увидеть снегиря круглый год? Где он зимует? А где же снегирь проводит лето? Снегирь живет в лесах. Он прилетает к нам зимовать. Правильно ли будет назвать снегиря птицей оседлой? Почему? Можно ли назвать снегиря птицей кочующей? Конечно, можно. А можно ли назвать его птицей, зимующей в нашей области? Да, конечно. Зимующие птицы встречаются у нас только осенью и зимой, и не строят здесь гнезд. Снегирь — птица кочующая и зимующая в нашей области. Воспитатель спрашивает еще раз: какую птицу мы называем оседлой? А какую зимующей? Чем отличаются птица оседлая и зимующая? А какую птицу мы можем назвать перелетной? Перелетная птица зимует в определенных, очень удаленных от гнезда районах. Например, ласточка зимует в Африке. Летят такие птицы по определенным маршрутам. Воспитатель просит детей найти на карте Африку. Дети полоской зеленой бумаги отмеряют расстояние Санкт-Петербурга до Африки. Полученные полоски сравниваются по длине с теми, что были сделаны ранее (для грача). Делается вывод о том, что перелетные птицы летят дальше, чем кочующие. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Командам придумываются названия. Первая должна называться по имени птицы перелетной, вторая — птицы оседлой. Например, синички и ласточки. Воспитатель по очереди зачитывает фразы для каждой из команд. Если фраза неправильная, дети должны хлопнуть в ладоши. Сова слетает на зимовку в теплые страны. - Скворец — птица кочующая. - Ласточка зимует в Африке. + Тетерева спят, зарывшись в снег. + Ворона — птица оседлая. + Клёст высиживает птенцов летом. - Глухари часто посещают кормушки. - Синица зимой прилетает ближе к жилью человека. + Снегирь зимой питается насекомыми. - Дрозды часто едят рябину. + Примечание: «+» — правильно, «-» — неправильно. Воспитатель предлагает детям карточки, на которых изображены синица, дятел, сорока, тетерев, щегол, снегирь, зяблик, стриж, клест, удод, воробей, грач, серая ворона, сова, поползень, кукушка, скворец, дрозд, глухарь. Команды соревнуются, кто быстрее отберет птиц оседлых от птиц кочующих и перелетных. Правильный ответ здесь и далее по ходу занятия оценивается ягодкой рябины (одно очко).
Игра «Птичий танец».
Перед игрой детям прикрепляются карточки с изображением птиц. Дети танцуют под музыку. Как только музыка прекращается, команда перелетных птиц перебегает на другую сторону комнаты, а команда оседлых остается на месте и приседает. Затем команды меняются местами. Игра «Угадай птицу». Детям предлагаются голоса птиц. Надо угадать, что это за птица и сказать, перелетная она или оседлая. Игра «Собери птицу». Детям предлагаются отдельные части птиц. Команде синичек предлагаются части клеста, стрижа, кукушки, а команде ласточек — дятла, тетерева, глухаря. Они угадывают от какой птицы та или иная часть и собирают изображения (на их выбор). Они рассказывают об этой птице — оседлая она или перелетная, где выводит птенцов, чем питается сама и чем выкармливает птенцов. Правильный ответ с пояснениями оценивается тремя ягодками, без пояснений — одной. Игра «Кто это?». Командам предлагается придумать загадку- описание одной из птиц, а вторая команда должна отгадать, что это за птица и сказать, оседлая она или перелетная. Игра «Найди корм». Детям предлагаются карточки с изображением птицы (ласточки, воробья, дрозда, снегиря, тетерева, скворца, кукушки, сокола) и их возможного корма (сала, семечек, гусениц, птиц, мух, почек березы, ягод рябины и т. д.). Надо обвести кружком тот корм, который ест данная птица.