Елена Головко
Комплексно-тематическое планирование по лексической теме недели «Комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Телеграмма»
Цель: развивать умение определять количество слогов в слове
Ход игры:
«прохлопай» слова
ФИ-АЛ-КА, КАК-ТУС, ПА-ПО-РОТ-НИК, ФИ-КУС, БЕ-ГО-НИ-Я, ГЕ-РАНЬ, ТРА-ДЕС-КАН-ЦИ-Я, А-ЛО-Э, ХЛО-РО-ФИ-ТУМ
Игра «Дружная семейка»
Цель: подбор родственных (однокоренных слов)
Ход:
Фиалка – фиалочка, фиалковый, фиолетовый
цветок – цветник, цветочный, цветовод, цветик
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: классификация понятий
Ход:
Кактус, герань, бегония, ландыш
папоротник, ромашка, фиалка, декабрист
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по лексической теме недели „Комнатные растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
сирень, традесканция, фикус, алоэ
лист, корень, стебель, одуванчик
Игра «Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Ход:
Фиалка — фиалочка
герань — геранька
кактус — кактусик
корешок — корешочек
стебель — стебелек
лист — листок (листик)
бутон — бутончик
отросток — отросточек
цветок — цветочек
земля — землица
вода — водичка (водица)
солнце — солнышко
Игра «Один — много»
Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Ход:
Папоротник — папоротники — папоротников
фиалка — фиалки — фиалок
фикус — фикусы — фикусов
фуксия — фуксии — фуксий
кактус — кактусы — кактусов
корень — корни — корней
стебель — стебли — стеблей
лист — листья — листьев
бутон — бутоны — бутонов
лепесток — лепестки — лепестков
цветок — цветки — цветков
рассада — много рассады
вода — воды — много воды (вод)
подоконник — подоконники — подоконников
Игра «Посчитай один — два — пять»
Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Ход:
Фиалка — две фиалки — пять фиалок
цветок - …
фикус - …
кактус - …
папоротник - …
корень - …
бутон - …
лепесток - …
Игра «Какой? Что делает?»
Цель: подобрать признаки, действия (не менее трёх) :
Ход:
герань (какая) – …
фиалка - …
кактус - …
папоротник - …
фикус - …
герань (что делает) – …
фиалка - …
кактус - …
папоротник - …
фикус - …
Игра «Есть – нет»
Цель: образование родительного
падежа единственного числа
Ход:
Цветок – нет цветка
бутон — …
корень — …
цветочный горшок - …
ЗАГАДКИ
Цель: развитие слухового внимания, учить связному монологическому высказыванию
Ход:
«На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит».
(Алоэ)
Говорят, что в декабре
Все деревья в серебре.
Я же в комнате зимой
Расцветаю, как весной.
И жду всегда я декабря,
Чтобы радовать себя.
И любуются все мной,
Восхищаясь красотой.
(Декабрист)
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ)
Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку.
(Фиалку)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут
(Цветы)
Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.
(Кактус)
Пальчиковая гимнастика
«Кактус»
Цель: развитие мелкой моторики
Ход:
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(Погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок,
(сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка,
(сложить ладошки. растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
«Комнатные растения»
На окно скорее глянь:
(показать обе ладошки)
Здесь у нас цветёт герань
(сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названья помним!
(раскрыть ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польём,
(пошевелить опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём!
(обе ладошки соединить «бутончиком», поднять над головой и раскрыть «цветком»)
Артикуляционные упражнения
Цель: развитие артикуляционного аппарата
Ход:
1. «Протираем листочки»(улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящие движения, также чистим нижние зубы выполнять под счет до 6раз)
2. «Стебелек» В горшках растут цветы, у них крепкий стебелёк (улыбнуться открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот, не отрывая языка от нёба выполнять под счет до 6 раз)
3. «Рыхлим землю» (рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка ударяется об альвеолы за верхними зубами выполнять под счет до10 р)
Дыхательное упражнение «Цветок распускается»
Цель: развитие речевого дыхания
Ход:
И. п. : руки на затылке, локти сведены (закрытый бутон). Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвращение в и. п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.
ЧИСТОГОВОРКИ
Цель: автоматизация поставленных звуков
Ход:
АЛКА-АЛКА-АЛКА – на окне цветёт фиалка
ТУС-ТУС-ТУС – какой колючий кактус
НИК-НИК-НИК – пушистый папоротник
ГАНЬ-РАНЬ-РАНЬ – цветущая герань
ЛОЭ-ЛОЭ-ЛОЭ – полезный алоэ
МИН-МИН-МИН – расцвёл бальзамин
ОНИЯ-ОНИЯ-ОНИЯ – тигровая бегония
УС-УС-УС – пёстрый колеус
ДЕЯ-ДЕЯ-ДЕЯ – прекрасная орхидея
НИЯ-НИЯ-НИЯ – комнатные растения
ТЫ-ТЫ-ТЫ – поливаю я цветы