Светлана Судакова
Комплекс мероприятий по формированию системы знаний о растениях у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель формирующего эксперимента : разработать комплекс мероприятий по формированию системы знаний о растениях у детей 5-6 лет.
Формирование экологических знаний и практических умений проходило в два этапа: в процессе непосредственно-образовательной и проектной деятельностей.
На первом этапе с детьми 5-6 лет была проведена непосредственно-образовательная деятельность на тему: «Секреты Лесовичка» (см. Приложение А).
Публикация «Комплекс мероприятий по формированию системы знаний о растениях у детей 5–6 лет» размещена в разделах
Цель: сформировать представление о росте и развитии растений, развитие бережного отношения к природе.
Задачи НОД:
1. Образовательные: расширить знания детей о растениях, их особенностях, классификации (деревья, кустарники, травы, основных жизненных функциях; научить сравнивать объекты по общим признакам, обобщать.
2. Развивающие: развивать навыки описания; развивать наблюдательность; развивать любознательность.
3. Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к растениям; воспитывать умение работать в коллективе.
Форма организации : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материал и оборудование: проектор, презентация, поделки из природного материала, гербарии листьев, наборы цветных карточек, разноцветные осенние листья, наборы цветной бумаги, кисть, клей, ножницы, карандаши, салфетки.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности была создана мотивация и эмоциональный настрой на деятельность. На столах были расставлены поделки из природного материала. Перед началом занятия появился клоун Кузя, познакомился с детьми. Зазвучала музыка, пришел Лесовичок и пригласил всех гостей в волшебный лес, в котором много растений. И стал загадывать детям загадки про деревья, кустарники, травы, лекарственные растения. Лесовичок рассказал про то, что растения выделяют кислород и что, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.
Детям была предложена игра, в которой необходимо отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, трав и сравнить предметы по одному и тому же признаку.
Далее была предложена игра «Кто внимательный» (на слайдах парные изображения растений : дуб-ландыш, тополь-береза, ландыш-мак, апельсин-мандарин). Дети искали ошибки в высказываниях:
1. Дуб высокий, а ландыш красивый.
2. Лист тополя зеленый, а лист березы маленький.
3. Цветы ландыша белые, а цветы мака крупные.
4. Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.
Было предложено дошкольникам поиграть в игру «Угадай дерево». Ребята делятся на несколько команд. Каждой команде даются гербарии листьев растений, необходимо отгадать деревья, которым они принадлежат (рябина, ива, каштан, клен, береза, ольха).
После физкультминутки было индивидуальное задание игра «Собери растение». Ребятам были розданы наборы цветных карточек с изображениями растений. Необходимо собрать целую картинку из частей. И рассказать что это за растение, где можно увидеть это растение.
Воспитатель предлагает приготовить для Лесовичка украшения-аппликации из листьев. Из аппликаций впоследствии формируется выставка.
В конце занятия воспитатель читает стихотворение «Дикарь в лесу».
Хозяйка белочка в лесу орехи собирала
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала
Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно.
Лесовичок. Ребята, какие правила были нарушены в лесу?
Дети отвечают на вопрос, прощаются с Лесовичком, обещают в лесу вести себя тихо и аккуратно.