Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Как стать Неболейкой
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному самовыражению личности. Здоровье – это активная функциональная деятельность всех органов и систем организма. Нарушение здоровья ведет к различного рода осложнениям, возникновению болезни.
На состояние здоровья человека влияют множество факторов: наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей.
Публикация «Образовательный комплекс „Как стать Неболейкой“ как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Развитие медицины помогло эффективно бороться с недугами, значительно увеличить продолжительность жизни. Однако изменения в окружающей среде, ее загрязнение, существенно влияют на состояние здоровья человека. Болезни современного человека – это следствие его образа жизни, его поведения.
Дети – это особая часть общества. Им свойственна ранимость и чувствительность. В последние годы появились дополнительные факторы, которые оказывают негативное влияние на здоровье подрастающего поколения: чрезмерное использование технических средств обучения, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, состояние экологии, агрессивная социальная среда.
Здоровый ребёнок – дошкольник, говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Обеспечение безопасности детей, их физическое развитие, укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни – задача дошкольных учреждений и семьи. Повышенное внимание к этим проблемам требует сама жизнь. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «КАК СТАТЬ НЕБОЛЕЙКОЙ».
Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» – это форма практической работы с детьми от 3 до 6 лет и их родителями. Мы стремились к тому, чтобы он органически входил в жизнь детского сада, решал вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, был связан с другими видами деятельности, и, самое главное, – нравился детям. Он предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом, умелое использование наглядности, опоры на жизненный опыт детей, возможность самостоятельного отбора специалистами дошкольного учреждения содержания обучения и воспитания, позволяет им использовать в работе как традиционные так и нетрадиционные формы и методы работы с детьми и родителями. Обязательным условием эффективности работы по реализации обучающего комплекса является тесное и содержательное взаимодействие всех участников образовательного процесса : детей, педагогов, родителей.
Цель образовательного комплекса «Как стать Неболейкой» - формирование основ здорового образа жизни; помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого участника педагогического процесса.
Комплекс составлен на основе учебной программы дошкольного образования и подчинен принципам валеологического образования :
• Принцип всеобщности требует работать со всеми детьми, как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях.
• Принцип целостного подхода к здоровью ребенка требует относиться к его организму как к единому целому, как к сложноорганизованной системе, т. е. необходимо комплексное воздействие на душу, тело и дух ребенка в целях сохранения их гармонии.
• Принцип деятельностного подхода к сохранению, укреплению и повышению уровня телесного и духовного здоровья требует, чтобы все, что дается ребенку на занятиях, не только прослушивалось и просматривалось, но и проживалось вместе с педагогом.
• Принцип гуманизма и альтруизма ориентирует педагога на признание основной ценностью образовательного процесса самого ребенка и здоровья его тела, души и разума, и нацелен на формирование в ребенке альтруистических качеств, суть которых можно выразить формулой «научился сам – неси свои знания и умения другим людям (родителям, детям).
Комплекс охватывает один из важных разделов –валеологическое образование дошкольников. Он содержит ряд разделов:
I - О тебе и обо мне.
II - Твоё чудесное тело.
III - Что у нас внутри.
IV - Хочу быть здоровым.
V - «Искусство быть здоровым» – игры – тренинги.
VI - Уроки безопасности.
VII - Уроки доктора Природы.
VIII - Когда природа – враг.
IX - Эмоциональное благополучие ребёнка.
X - Доктор Музыка.
XI – Советы доктора Закаляки.
XII - В гостях у Неболейки.
Каждый раздел состоит из более частных тем. Темы могут варьироваться, изменяться в зависимости от уровня знаний детей, запросов семьи.
Задачи образовательного комплекса «Как стать Неболейкой» :
1. Расширить и углубить представления детей о себе, своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты:
1.1. Выполнение элементарных действий, упражнений по профилактике и укреплению здоровья и предупреждению различных заболеваний;
1.2. Овладение устойчивыми навыками личной гигиены.
2. Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица» :
2.1. Углубление представлений об общих приметах живых существ на земле: дыхание, питание, движение, рост, развитие;
2.2. Умение жить в союзе с природой, знать, что природа может помогать человеку, поддерживать его здоровье, но может и таить опасность для его здоровья;
2.3. Стремление обращаться за помощью к природе в случаях необходимости.
3. Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем:
3.1. Развитие интереса к составляющим личного здоровья: «Моя безопасность, что я могу сделать для этого»;
3.2. Овладение некоторыми способами самостимуляции при неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях;
3.3. Умение находить выход из экстремальной ситуации;
3.4. Соблюдение условий безопасной жизнедеятельности в окружающем мире.
4. Упражнять в умении управлять своим здоровьем:
4.1. Владение внешними формами проявления сочувствия, сопереживания, сострадания;
4.2. Соблюдение и выполнение морально – этических норм и правил жизни в обществе;
4.3. Проявление гибкости во взаимоотношениях, умение решать конфликты без применения насилия, «мирным путём».
5. Формировать основы здорового образа жизни :
5.1. Выполнение специальных упражнений для повышения возможностей организма, действий для укрепления своего здоровья;
5.2. Использование окружающих предметов для развития физических качеств (нетрадиционное оборудование);
5.3. Проявление устойчивого интереса и потребности в двигательной деятельности;
5.4. Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).
В процессе работы с детьми используются разнообразные формы организации : занятия, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение специальной литературы, простые опыты, эксперименты, моделирование, самостоятельное наблюдение, игры-путешествия, решение проблемных ситуаций, праздники и развлечения, конкурсы, викторины, индивидуальные занятия в уголках Неболейки и т. д. В гости к ребятам приходят доктор Природа, доктор Вода, Солнце, Воздух, профессор Душкин, профессор Аккуратиков, Чарующее Лето, Чародейка Зима и другие герои. Это делает занятия интереснее для детей. Формы работы и приемы должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и способствовать развитию его познавательных способностей.
Формы сотрудничества с семьей: пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов детской поликлиники, Академии физической культуры и спорта, дни открытых дверей, совместные праздники здоровья, тематические дни информирования, беседы, консультации, рекомендации, дискуссии, организация и проведение занятий с участием родителей, открытые просмотры занятий, семинары – практикумы, анкетирование, библиотеки – передвижки, участие в выставках, смотрах, конкурсах, оформлении предметно-игровой среды по валеологии, совместное творчество детей и родителей.
Работа с кадрами так же предполагает различные формы взаимодействия : семинары, семинары – практикумы, психологические тренинги, мастер – классы, круглые столы, лектории, консультации, методические выходы, работа в творческой группе, участие в выставках, смотрах, конкурсах, методические недели.
Внедрение образовательного комплекса в практику работы с детьми позволит :
педагогам - укрепить профессиональную позицию в пропаганде здоровья, как духовно – нравственного состояния личности среди родителей; вооружиться эффективными формами, методами и приёмами организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на формирование у них мотивации на поддержание и сохранение здоровья, поведенческих навыков и потребностей в здоровом образе жизни;
родителям - повысить свою педагогическую и психологическую компетенцию, ответственность за сохранение собственного здоровья и здоровья детей, осознание необходимости здорового образа жизни; сформировать потребность в создании благоприятного микроклимата, здоровьесберегающей среды в семье;
детям - выработать стойкие культурно – гигиенические навыки ухода за своим телом, навыки самосохранения и осознанного отношения к своему здоровью, умения создавать позитивный настрой и поддерживать эмоциональное равновесие; ознакомиться с элементарными сведениями о строении человеческого организма, профилактике заболеваний органов и систем; сформировать первоначальный опыт гармоничного общения с природой.
РАЗДЕЛ 1 «О ТЕБЕ И ОБО МНЕ»
Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о человеке как о социальном существе, о человеческом обществе.
2. Оказать содействие в осмыслении принадлежности ребёнка к семье как социальной ячейке общества.
3. Воспитывать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи.
4. Подвести детей к осознанию ценности чужой и своей жизни: мы приходим в этот мир, чтобы творить, жить, созидать, и не имеем право навредить себе и другим.
РАЗДЕЛ 2 «ТВОЁ ЧУДЕСНОЕ ТЕЛО»
Задачи:
1. Помочь ребёнку в осознании своего физического тела, необходимости каждой его части, их предназначения.
2. Закрепить элементарные знания об охране органов чувств.
3. Формировать первоначальные понятия о путях сохранения своего здоровья.
4. Побуждать детей к стремлению познать себя, свои возможности.
РАЗДЕЛ 3 «ЧТО У НАС ВНУТРИ»
Задачи:
1. Познакомить детей со строением внутренних органов и систем, их функциональными особенностями.
2. Углубить представления дошкольников об обличительных признаках, характерных всем живым организмам: дыхании, питании, росте и т. д.
3. Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью, как условию здорового образа жизни.
РАЗДЕЛ 4 «ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Задачи:
1. Содействовать дальнейшему развитию уверенности в своих силах, чувства безопасности, самоценности и индивидуальности.
2. Продолжить знакомство с понятиями «красивое тело», «культура здоровья».
3. Подвести детей к пониманию того, что их организм хочет быть здоровым, сильным, закалённым, чистым, опрятным, красивым, что ребёнок должен помочь своему организму в этом.
4. Воспитывать у детей стремление к активным движениям, действиям, деятельности во имя своего здоровья.
РАЗДЕЛ 5 «ИГРЫ ТРЕНИНГИ «ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».
Задачи:
1. Формировать у ребёнка потребность быть всегда здоровым, стройным, красивым, ловким, выносливым, а также содержать своё тело в опрятности и чистоте.
2. Воспитывать навыки здорового поведения.
3. Формировать у дошкольников привычку к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья.
РАЗДЕЛ 6 «УРОКИ БЕЗОПАСНОСТИ»
Задачи:
1. Формировать навыки осознанного безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной деятельности.
2. Развивать способность находить выход из экстремальных ситуации.
3. Способствовать повышению собственной роли ребенка в предупреждении неблагоприятных и опасных ситуаций.
4. Воспитывать интерес к составляющим личного здоровья: «Моя безопасность, что я могу сделать для этого».
РАЗДЕЛ 7 «УРОКИ ДОКТОРА ПРИРОДЫ»
Задачи:
1. Формировать первоначальные понятия о путях созидания своего здоровья.
2. Развивать и углублять знания детей о самоценности и многообразии мира природы, единстве человека и природы.
3. Учить обращаться за помощью к природе в случае необходимости: «Природа, планета Земля помогают нам поддерживать здоровье».
4. Воспитывать стремление помогать своему организму быть здоровым.
РАЗДЕЛ 8 «КОГДА ПРИРОДА ВРАГ»
Задачи:
1. Расширять и углублять знания о самоценности и многообразии мира природы, единстве человека и природы.
2. Формировать основы экологической культуры, развивать потребностно-мотивационную сферу, интерес к познанию себя и окружающей среды, стремление сохранить прекрасное и приумножить его.
3. Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылку здорового образа жизни, развивать валеологические умения и навыки, стремление к активному участию в охране природы.
РАЗДЕЛ 9 «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА»
Задачи:
1. Содействовать удовлетворению притязаний ребенка на признание сверстниками, формировать способность к взаимопониманию и сопереживанию в отношениях со сверстниками.
2. Развивать интересы, способности, личность каждого воспитанника.
3. Содействовать развитию способности выбирать оптимальную модель поведения в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
4. Формировать готовность к проявлению статусно-ролевой гибкости (подчиняться правилам, соответствовать ожиданиям, быть ситуативно адекватным, утверждать себя, не принижая других).
РАЗДЕЛ 10 «ДОКТОР МУЗЫКА»
Задачи:
1. Формировать понимание значения музыки для здоровья и эмоционального состояния человека, ценность творчества в жизни ребёнка; влияние красоты на эмоциональное состояние человека (когда человек слышит и видит красоту, то радуется, у него хорошее настроение).
2. Развивать эмоциональную восприимчивость, умение чувствовать настроение музыки.
3. Формировать положительный опыт совместных эмоциональных переживаний в процессе прослушивания музыкальных произведений.
4. Воспитывать любовь к музыкальному искусству, основы музыкальной культуры.
РАЗДЕЛ 11 «СОВЕТЫ ДОКТОРА ЗАКАЛЯКИ»
Задачи:
1. Обогащать представления детей о многообразии средств закаливания организма, содействовать активному освоению детьми опыта поколений.
2. Укреплять здоровье, развивать функциональные возможности организма, обеспечивающие физическую и умственную работоспособность.
3. Приучать детей самостоятельно и регулярно использовать накопленные знания по закаливанию.
4. Формировать понятие о необходимости закаливания для сохранения и поддержания здоровья.