Оксана Николаевна Молчанова
Экологический проект для детей 3–7 лет по теме «Всё о растениях»
Экологический проект для детей 3–7 лет
по теме «Всё о растениях»
Паспорт проекта «Всё о растениях»
1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга»
3. Название проекта: «Всё о растениях»
4. Цель проекта: Систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними.
5. Автор проекта: воспитатели группы.
6. Возраст участников проекта: дети от 3 до 7 лет.
7. Участники проекта: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников.
Публикация «Экологический проект для детей 3–7 лет по теме „Всё о растениях“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
8. Тип проекта: проект носит комплексный характер. Включает в себя исследовательскую, творческую, экспериментальную, информационную и познавательную деятельность.
9. Сроки реализации проекта: долгосрочный, 2016 - 2017 учебный год.
10. Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
• Расширять представление о том, какие бывают растения.
• Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (фасоль, лук, петрушка, укроп, свекла);
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени (петрушки, укропа, зелёного лука) и лекарственными травами луга и сада.
• Познакомить детей с комнатными, садовыми, луговыми и другими растениями с особенностями их роста и развития.
Развивающие:
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
• Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
• Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
• Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
Воспитывающие:
• Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
• Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Актуальность проекта.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково - исследовательской деятельности детей.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Принципы построения проекта.
• Доступность прилагаемого материала
• Систематичность и постепенность его усвоения
• Наглядность и практичность применения
• Учет возрастных особенностей детей
• Коллективное взаимодействие
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты)
2. Наглядные (Рассматривание)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Обязательные условия: занятия проводить с подгруппой детей.
Задача воспитателя: не требовать от детей безошибочных знаний о растений и обязанностей по уходу за ними, а помогать развитию познавательных и творческих способностей в практической деятельности.
- Консультация с планом работы по проекту для родителей.
- Получение нового комнатного растения. Беседа про новое растение.
- Ситуативный разговор с детьми «Зачем нужны комнатные растения в доме?» с целью выяснения представлений детей о комнатных растениях.
- Разработка наглядно - дидактических игр.
- Подборка загадок, пословиц, стихотворений, художественной литературы о растениях.
- Подборка иллюстраций, плакатов по теме.
- Подборка методической литературы по экологии.
Исследовательский этап.
- Рассматривание иллюстраций «Комнатные растения», "Садовые растения", "Деревья", "Растения луга"
- Рассматривание комнатных растений, наблюдения (корни, стебель, листья, цветок, опыты.
- Игротека по экологии.
- Изобразительная деятельность «Растения».
- Выставка плакатов по теме.
- Чтение художественной и познавательной литературы по проблеме.
- Беседы: «Зачем нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения ты знаешь?», «Растение живой организм?», «Что необходимо растениям для жизни и роста?», «Какую пользу приносят комнатные растения людям?», «Можно ли вырастить овощи на окне?», «Что такое огород и что на нем растет?».
- Обобщение результатов, их анализ, выводы
Основной этап.
Сентябрь.
Беседы с детьми: «Зачем нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения ты знаешь?».
Дидактические игры: «Угадай растение по листу», «Магазин цветов», «Что изменилось»
Опыт: «На свету и в темноте»
Сюжетно – ролевая игра: «Цветочный магазин»
Рассматривание иллюстраций, картин на осеннюю тематику, составление описательных рассказов.
Рисование «Комнатные растения»
Пальчиковые игры «Алые цветы»
Лепка «Овощи с грядки».
Чтение стихов о комнатных растениях
Разучивание загадок о комнатных растениях
Подвижные игры: «Цветы и ветер», «Солнышко и дождик»
Форма роботы с родителями
Беседа с родителями о важности проекта
Октябрь.
Беседа с детьми: «Растение живой организм»
Рассматривание иллюстраций о садовых растениях
Викторина между детьми группы «Знатоки цветов»
Дидактические игры: «Детки на стебле», «Найди такой же».
Пальчиковая игра: «Цветок»
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».
Опыт: «Нужен ли корешкам воздух?».
Аппликация «Осенний лес», "Дождик"
Просмотр презентации «Растение в нашем уголке природы»
Разучивание загадок о садовых растениях
Чтение С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок»
Познавательная экологическая игра: «Цветы в доме»
Составление гербария из сухих листьев
Форма работы с родителями
Выставка поделок из природного материала «Осень - щедрая пора».
Ноябрь.
Беседа с детьми: «Что необходимо растениям для жизни и роста»;
Дидактическая игра: «Где растут цветы», «От какого дерева листок», «Когда это бывает?», «Узнай по описанию»
Опыт: «С водой и без воды»
Пальчиковые игры «На окошке в горшочках», «На лугу растут цветы»
Лепка «Фиалка»
Рисование «Осенний лес».
Подвижные игры: «Садовник», «Косари»
Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Чтение стихотворений о цветах.
Форма роботы с родителями
Беседа для родителей «Экологическое воспитание в семье»
Декабрь.
Беседа: «О работе дежурных в уголке природы. Составление описательных рассказов о комнатных растениях»
Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
Трудовые поручения – индивидуальные и коллективные
Дидактическая игра: «Похож -не похож»
Опыт: «Что нужно для питания растению»
Аппликация «Кактус»
Подвижная игра «Цветы и ветерок»
Разучивание пословиц и поговорок о труде
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Форма роботы с родителями
Памятка «Зачем нужны комнатные растения в доме?»
Январь.
Беседа с детьми: «Какую пользу приносят комнатные растения людям?»
Загадывание загадок о растениях
Дидактическая игра: «Цветочный магазин»
Занятие: «Черенкование комнатных растений»
Рисование с натуры «Герань»
Опыт: «Есть ли у растения органы дыхания»
Заучивание стихотворений о растениях
Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семецветик».
Экскурсия в «Зелёный уголок», в музыкальном зале детского сада
Форма работы с родителями
Консультация «О пользе комнатных растений»
Февраль.
Беседа с детьми «Можно ли вырастить овощи на окне», «Что такое огород и что на нем растет»
Посадка семян (свёклы, фасоли, огурцов, петрушки) в огород на окне
Посадка лука, моркови и картофеля.
Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
Опыт: «Нужен ли корешкам воздух?»
Лепка «Кашпо»
Пальчиковые игры: «Капуста», «Растение».
Наблюдения: «Растут ли наши растения в огороде»
Чтение сказок К. И. Чуковского «Огород», Е. Алябьева «Овощи?»
Рассматривание семян и растений через лупу.
Форма работы с родителями
Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.
Март.
Беседа с детьми о созданном огороде на окне.
Дидактическая игра: «Назови растение на заданный звук»
наблюдение за ростом лука, огурцами, фасолью, чесноком, свёклой.
Опыт: «Для чего корешки»
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
Рисование растений по трафарету
Прослушивание музыкальной композиции
Чтение М. Пришвин «Золотой луг», Дж. Родари «Чиполлино»
Стенгазета: "Что у нас в огороде растет"
Форма работы с родителями
Консультации: «Полезные свойства репчатого и зеленого лука», «Роль семьи в реализации проектов в ДОУ»
Апрель.
Составление рассказов о комнатных растениях
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»
Опыт: «Как увидеть движение воды через корешки?»
Рисование по воображению: «Дождик, дождик - капелька».
Прослушивание музыкальной композиции П. И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».
Чтение Е. Серова «Наши цветы»
Чтение стихотворений - С. Виталий «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде»
Сюжетно-ролевая игра - «В гостях у повара»
Форма роботы с родителями
Консультации «Вода – залог здоровья», «Вода в жизни человека".
Май.
Беседа с детьми «Что я узнал о растениях?»
Сочинение сказок о растениях
Дидактическая игра: «Кто больше?»
Опыт: «Что выделяет растение»
Настольно - дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты»
Рисование «Любимый цветок»
Чтение Г. Ганейзер «На лугу», чтение рассказа «Приключения КАП И ЛИ» автор Т. А. Шорыгина,
Прослушивание музыкальной композиции П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Рассматривание цветочных семян и растений через лупу.
Драматизация сказки «Репка»
Форма роботы с родителями
Консультация: «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».
Ожидаемый результат.
- Понимание важности растений для жизни человека.
- Получение положительного эмоционального отклика от общения с растениями.
- Развитие у детей познавательной активности.
- Повышение самооценки детей, гордости за свой труд, желание заботиться и охранять их.
Анализ результативности
По реализации проекта «Всё о растениях» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие растений.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Всё о растениях»
9. Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород».
10. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях; умения наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
Заключение.
Для успешного и более глубокого усвоения знаний по формированию элементарных экологических представлений и практического их применения ребенком в уходе за растениями нами был выбран метод проектов.
Особая педагогическая значимость проекта «Всё о растениях» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия растения, то к концу года – более 10, а некоторые и более 20. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Кроме того, наш проект «Всё о растениях» способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Мы надеемся, что проведенная нами работа поможет сформировать у детей правильное мировоззрение и понимание окружающего мира.
Список литературы.
Веретенникова С. А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М. : «Просвещение», 2010;
Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой. – М., 2015;
Иванова А. И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». - М., 2014г.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М., 2010;
Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» М., 2011;
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». – М. : «Карапуз», 2005.
Серпухова В. И. «Комнатные растения».- М., 2011 г.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.