Наталия Горина
Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка «Умное варенье»
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Публикация «Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка „Умное варенье“» размещена в разделах
- Варенье
- Варенье. Дидактические игры, пособия
- Дидактические игры
- Повар, продукты, еда. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2018
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Дидактическая игра «Умное варенье».
Цель – формировать фонетическую систему языка посредством использования дидактической игры «Умное варенье».
Задачи
Образовательные:
• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства);
• Познакомить детей со слоговой структурой слова;
Развивающие:
• Развивать слуховое восприятие;
• Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
• Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
Предполагаемые результаты:
• Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства
• Определять место звука в слове;
• Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой, доказывая свой ответ грамотным научным языком;
• Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
• Знать все буквы русского алфавита.
Вашему вниманию предлагаю вариант использования игры мозаики, но для старшего дошкольного возраста в такой интересной области,как обучение детей грамоте. Хочется отметить,что ребенок растет быстро,и к старшему дошкольному возрасту скапливается огромное количество игрушек из которых он вырос или потерял интерес. Мне нравится давать вторую жизнь вещам и игрушкам. Вот один вариант – дидактическая игра «Умное варенье».
Для её изготовления понадобится обычная крупная мозайка (желательно чтобы были детали красного, синего, зеленого цвета,поле,пластмассовая банка, маркер,трафарет букв.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Дошкольный возраст это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554592.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554611.jpg)
Используй маркер и трафарет мы создаём наполнение нашего умного варенья
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия любознательность и яркость воображения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554636.jpg)
Так выглядят гласные и согласные «ягодки» .
Использование данных трёх цветов обязательно,так как это основные обозначениям при формировании понятия «твердый –мягкий согласный» и гласный звук. Также можно использовать желтые мозайки для обозначения знаков пунктуации и букв (твёрдый,мягкий звук).
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554674.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Конечно важно развивать не только речь но и способность слушать и слышать понимать различие между буквами и звуками умение пересказывать и самому составлять рассказы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530555235.jpg)
Варианты игры :
1»Найди нужную ягодку».
Цель : Развивать умение различать гласные и согласные буквы. Формировать наглядное представление о буквах и звуках.
Описание : воспитатель предлагает найти и «сварить»варение из гласных или только согласных «ягодок».
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте и формируются предпосылки для этого](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554704.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Публикация Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка Умное варенье размещена в разделах Варенье Варенье](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554742.jpg)
2 «Рассыпанные ягодки».
Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.
Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Дидактические игры пособия Дидактические игры Повар продукты еда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554790.jpg)
4 «Найди пару»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Описание : Воспитатель каждому ребенку дает одну «ягодку»(букву, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят её пару по принципу твердый – мягкий,звонкий- глухой и озвучивают их.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Дидактические игры Дидактическая игра Умное варенье](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554824.jpg)
5Игра. «Скажи словечко»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Ход игры. Выбирается ведущий,он вынимают «ягодку» из банки,можно с закрытыми глазами и остальные игроки называют слова на заданную букву (слова не должны повторяться).
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Цель формировать фонетическую систему языка посредством использования дидактической игры Умное варенье](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554875.jpg)
Поскольку в старшей группе у детей сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот.)Для этого целесообразно использовать карточки с готовыми заданными словами.
Игра «сложи слово по схеме»
Описание : воспитатель предлагает карточку (слово, ребенок выкладывает слово на поле, разбирая и делая звукобуквенный анализ.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Вашему вниманию предлагаю вариант использования игры мозаики но для старшего дошкольного возраста в такой интересной области как обучение детей грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554927.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Хочется отметить что ребенок растет быстро и к старшему дошкольному возрасту скапливается огромное количество игрушек из которых он вырос или потерял интерес](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-248747-1530554959.jpg)
То, что ребенок в своей игре вынужден оперировать терминами часть слова, звук,буква способствует усвоению этих понятий.