Наталия Горина
Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка «Умное варенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Публикация «Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка „Умное варенье“» размещена в разделах
- Варенье
- Варенье. Дидактические игры, пособия
- Дидактические игры
- Повар, продукты, еда. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2018
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Дидактическая игра «Умное варенье».
Цель – формировать фонетическую систему языка посредством использования дидактической игры «Умное варенье».
Задачи
Образовательные:
• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства);
• Познакомить детей со слоговой структурой слова;
Развивающие:
• Развивать слуховое восприятие;
• Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
• Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
Предполагаемые результаты:
• Уметь различать понятия «звук» и «буква»;
• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства
• Определять место звука в слове;
• Давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой, доказывая свой ответ грамотным научным языком;
• Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
• Знать все буквы русского алфавита.
Вашему вниманию предлагаю вариант использования игры мозаики, но для старшего дошкольного возраста в такой интересной области,как обучение детей грамоте. Хочется отметить,что ребенок растет быстро,и к старшему дошкольному возрасту скапливается огромное количество игрушек из которых он вырос или потерял интерес. Мне нравится давать вторую жизнь вещам и игрушкам. Вот один вариант – дидактическая игра «Умное варенье».
Для её изготовления понадобится обычная крупная мозайка (желательно чтобы были детали красного, синего, зеленого цвета,поле,пластмассовая банка, маркер,трафарет букв.
Используй маркер и трафарет мы создаём наполнение нашего умного варенья
Так выглядят гласные и согласные «ягодки» .
Использование данных трёх цветов обязательно,так как это основные обозначениям при формировании понятия «твердый –мягкий согласный» и гласный звук. Также можно использовать желтые мозайки для обозначения знаков пунктуации и букв (твёрдый,мягкий звук).
Варианты игры :
1»Найди нужную ягодку».
Цель : Развивать умение различать гласные и согласные буквы. Формировать наглядное представление о буквах и звуках.
Описание : воспитатель предлагает найти и «сварить»варение из гласных или только согласных «ягодок».
2 «Рассыпанные ягодки».
Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.
Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков
4 «Найди пару»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Описание : Воспитатель каждому ребенку дает одну «ягодку»(букву, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят её пару по принципу твердый – мягкий,звонкий- глухой и озвучивают их.
5Игра. «Скажи словечко»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Ход игры. Выбирается ведущий,он вынимают «ягодку» из банки,можно с закрытыми глазами и остальные игроки называют слова на заданную букву (слова не должны повторяться).
Поскольку в старшей группе у детей сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот.)Для этого целесообразно использовать карточки с готовыми заданными словами.
Игра «сложи слово по схеме»
Описание : воспитатель предлагает карточку (слово, ребенок выкладывает слово на поле, разбирая и делая звукобуквенный анализ.
То, что ребенок в своей игре вынужден оперировать терминами часть слова, звук,буква способствует усвоению этих понятий.