Татьяна Богомолова
Комплекс дидактических игр для сенсорного воспитания и речевого развития дошкольника с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи.
Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме.
Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным.
Публикация «Комплекс дидактических игр для сенсорного воспитания и речевого развития дошкольника с нарушением речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др.
В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми логопедических групп, был разработан комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.
Нами был изготовлен демонстрационный материал (кастрюля + крышка из крупы: гречка, рис, горох, пшено; блузка + юбка и платье из материала: шёлк, ситец, фланель, атлас; сапоги из резины, войлока, замши и кожи).
Дидактическая игра по сенсорике, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, речевого, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Игра «Выбери и назови»
Цель:
- Развивать тонкую моторику пальцев рук.
- Учить детей определять форму предмета путём тактильных ощущений.
- Активизировать словарный запас.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога, кастрюли, платье.
Задание: Определить предмет по форме и назвать его.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, ребёнок из предложенного материала должен выбрать кастрюли, сапоги, платье закрытыми глазами.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель:
• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными. • Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли, сапога, платье.
Задание: Определить структуру предмета.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, какая крупа и отвечает на вопрос какая каша? (гречневая каша, рисовая каша).
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме сапога (платья, ребёнок с закрытыми глазами определяет, что это, из какого материала сделан сапог (платье) и отвечает на вопрос какой сапог? (какое платье) (резиновый сапог, шёлковое платье).
Игра «Найди пару»
Цель:
• Согласование существительных и прилагательных с притяжательными местоимениями мой, мои.
• Преобразование существительных единственного числа во множественное число.
• Развивать тактильного восприятия.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму сапога.
Задание: Найди пару, назови какой и чей.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал, один из предмета лицевой стороной вверх, остальные вниз. Ребёнок с закрытыми глазами находит данному предмету пару по материалу и отвечает на вопрос чей? и какой? (Мой резиновый сапог, мои резиновые сапоги и д. т.)
Игра «Собери костюм»
Цель:
• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: демонстрационный материал в форме блузы + юбки.
Задание: Собери костюм в соответствии со структурой материала.
Логопед выкладывает перед ребёнком один основной предмет, Ребёнок с закрытыми глазами должен выбрать недостающую часть костюма в соответствии со структурой материала основного предмета и ответить на вопрос какая блуза, какая юбка, какой костюм? (У меня ситцевая блуза, ситцевая юбка, ситцевый костюм.)
Игра «Вкусная каша»
Цель:
• Образование относительных прилагательных.
• Закреплять умение согласовывать имена существительные и именами прилагательными.
• Развивать тактильного восприятия.
Оборудование: демонстрационный материал имеет форму кастрюли + крышка.
Задание: Определить структуру предмета.
Логопед выкладывает перед ребёнком демонстрационный материал в форме кастрюли, ребёнок с закрытыми глазами находит пару по структуре и отвечает на вопрос какая каша? (Я сварила гречневую кашу, я сварила рисовую кашу).