Альбина Тимирбаева
Комплекс дидактических игр для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Д/и «Что изменилось?»
Цель: формирование количественных представлений о составе числа.
Дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, числовые фигуры и карточки с цифрами.
Вариант 1. Проверяем, все ли дети запомнили, как можно составить число 4. Затем вызывается ребенок, который должен внимательно рассмотреть, как расставлены предметы на наборном полотне (на магнитной доске). После этого ребенок отворачивается, а педагог убирает овощи с одной из грядок, срывает их, т. е. убирает один вариант состава числа. Дошкольник должен сообразить, что изменилось, и посадить овощи так, как они раньше росли в ящике. Если он сделал это неверно, то ему помогают товарищи. Затем выходит следующий ребенок. Игра продолжается.
Публикация «Комплекс дидактических игр для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Вариант 2. Содержание игры не изменяется, но дети не устно объясняют, что изменилось в расположении или количестве предметов на наборном полотне (на магнитной доске, а выкладывают на стол карточки с цифрами или показывают с помощью веера цифр, какого варианта состава числа не стало.
Д/и «Какой цифры не стало?»
Цель: научить свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Материал: цифры от 1 до 10 на магнитах, магнитная доска.
Ход игры: из числового ряда убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Д/и «Путаница»
Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете.
Материал: карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: ведущий предлагает детям неправильно подобранные ряды, предлагает найти и исправить ошибки, объяснить правильность своего выбора.
Д/и «Исправь ошибку»
Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете.
Материал: карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.
Д/и «Магазин игрушек»
Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.
Материал: разные игрушки.
Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.
Д/и «Считай – не ошибись!»
Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.
Материал: плоскостные игрушки.
Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.
Д/и «Путешествие лягушонка»
Цель: формирование представлений о числовом отрезке.
Ход игры: выставляли числовой отрезок и картинку лягушонка на магнитиках. Говорили, что веселый лягушонок приглашает нас путешествовать по «волшебному» числовому отрезку. Предлагали детям путешествие начать с точки 3, обозначенной красным кружочком, а продолжить путешествие, опираясь на следующие записи:
Дети по очереди выходили к доске и ставили разноцветные кружки в нужных точках на числовом отрезке: Г --- КОР --- ОР --- К --- С --- Ж --- З --- Ч
Уточняли, как изменяется число при движении направо на 1, 2, 3 единицы и при движении налево на 1, 2, 3 единицы. Дети убеждались, что при сложении число увеличивается, а при вычитании – уменьшается.
Д/и «Волшебные домики»
Цель: развитие умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой и наоборот. Развитие мелкой моторики; развитие внимательности, формирование навыков самоконтроля и самооценки. Развитие понимания учебной задачи и способности выполнять ее самостоятельно.
Вариант 1
Детям раздаются бумажные домики у которых на крыше написаны различные цифры от 1 до 9, и на стол ставится контейнер с каштанами (или фасолью, далее детям предлагается положить в домик (нижнюю часть, то количество каштанов, которое указано на крыше. После того как дети справились с заданием, каштаны убираются и каждый передает свой домик соседу, и игра начинается с начала, и так пока все домики не пройдут круг полностью.
Вариант 2
Детям раздаются бумажные домики на которых обозначены кружки количеством от 1 до 9, на стол ставиться два контейнера с набором цифр. Далее детям предлагается посчитать кружки выбрать нужную цифру и положить ее на крышу домика. После того как дети справились с заданием цифры, убираются в контейнер и каждый свой домик передает соседу. И так игра продолжается пока домики не пройдут полный круг.
Эти две игры можно проводить одновременно за двумя разными столами, после того как каждый стол закончит, детей можно поменять местами (посадить за другой стол) и провести игру еще раз.
Для закрепления навыков счета и способности устанавливать соответствие межу количеством предметов и цифрой, в небольших подгруппах и индивидуальной работе можно использовать следующий вариант игры. Ребенку дается пустой домик и игральный кубик, на стол ставятся каштаны и контейнер с цифрами. Ребенок кидает кубик, считает выпавшее количество точек на нем и в соответствии с этим количеством выкладывает нужную цифры на крышу домика и то же количество каштанов в сам домик. Если нужно закрепить знание цифр больше 6, то ребенку дается кубик с количеством точек от 4 до 9.
Д/и «Убираем цифры»
Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи.
Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры.
Д/и «Найди пару»
Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.
Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.
Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами.
В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.