Елена Криветченко
Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода с первой дошкольной ступени образования на следующую – ступень начального образования, где они будут получать свои первые карманные деньги. Но уже в этом возрасте их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
Публикация «Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Именно поэтому в г. Белгороде в настоящее время реализуется муниципальный план мероприятий («дорожная карта», направленная на формирование основ финансовой грамотности и экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Созвучным данному приоритетному направлению деятельности Белгородской системы дошкольного образования стал наш опыт работы по теме «Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», который в июне 2022 года был внесен в городской банк данных АПО.
Нас заинтересовала возможность формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования обучающих дидактических экономических игр, направленных на усвоение, совершенствование и закрепление знаний.
Целью педагогической деятельности в ходе работы над опытом являлось формирование основ финансовой грамотности и развитие экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования комплексно-тематического планирования цикла дидактических игр.
Для проведения педагогической диагностики нами была использована программа мониторинга, составленная на основе программ экономического воспитания детей А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
В нашем опыте работе акцент сделан на использование дидактических игр в силу ряда их особенностей. Так, дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения:
1. совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
2. дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Но при этом мы понимали, что использование исключительно дидактических игр не даст той результативности, которую мы ожидали. Поэтому использование дидактических игр для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников было дополнено другими методами, приемами и средствами :
• Чтение художественной литературы с экономическим содержанием, в том числе народного фольклора, сказок, анализ поступков героев литературных произведений.
• Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, символы и модели, обозначающие различные финансовые и экономические понятия.
• Решение проблемных ситуаций финансового и экономического характера, погружение в проблемную ситуацию.
• Развлечения, праздники, театрализованные постановки и досуги экономического характера.
• Организация трудовой деятельности.
• Просмотр мультфильмов и их последующее обсуждение.
• Организация разных видов игр (сюжетных, развивающих, игр-соревнований, квестов, командных, аукционов, др.). В содержание игры включаются приобретенные детьми на основе дидактических игр знания и умения.
• Проектное обучение.
Для реализации основного этапа работы над опытом нами было разработано комплексно-тематическое планирование цикла дидактических игр для работы с детьми, включающее четыре модуля – «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи», куда так же были включены сюжетно-ролевые, настольные игры, проблемные ситуации, направления проектной деятельности, чтение художественной литературы.
Так же был разработан перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников по формированию положительного отношения к освоению детьми основ финансовой грамотности, по повышению их собственной компетенции в сфере обучения ребенка основам экономики.
Работая над опытом, мы искали средства повышения эффективности работы через использование современных педагогических технологий, связанных со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, направленных на развитие детской инициативы и самостоятельности, на развитие личности дошкольника.
Таким уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию явилась для нас развивающая технология «Познавательные лэпбуки». Она позволила интегрировать в едином «продукте» все реализуемые направления нашего комплексно-тематического планирования – различные виды игр, произведения, которые мы читали с детьми, пословицы и поговорки, проблемные игровые ситуации и т. д.
Познавательные лэпбуки создавались нами совместно с детьми и родителями по каждому модулю планирования - «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи».
Конкретно разбирая содержание каждого из разделов мы начинали дробить его на отдельные игровые образовательные ситуации с выбором форм, способов, методов организации образовательной деятельности, какие дополнительные материалы будут использовать (мини - кармашки, круги Луллия, конвертики, секретики, рисунки, развертки, планы, карты, красочные иллюстрации, что в последствии становилось своеобразным планом будущего лепбука и вызывало у детей эмоциональный отклик.
Так у нас появились лепбуки «Деньги разных стран»,«Что такое деньги и зачем они нужны?». Лэпбук «Деньги разных стран» знакомил детей с валютой разных стран мира, с их купюрами разного номинала. На обратной стороне лэпбука размещена дидактическая игра в виде круга Луллия «Найди купюру страны».С помощью этой игры дети закрепляли знания о купюре и денежной единицей какой страны она является. Дидактическая игра «Размен» помогала детям соотносить купюры разного номинала и сопоставлять из их между собой. Активизировать экономический словарь дошкольников помогал лэпбук «Что такое деньги и зачем они нужны?». В нем были разработаны развертки «Словарик юного экономиста», «История возникновения денег», «Ребусы».
Итогом знакомства старших дошкольников с разделом «Деньги и бюджет семьи» стала игра - драматизация «Пошла Муха на базар.», где дети разыгрывали экономическую ситуацию. Фрагмент данной сказки мы можем просмотреть после выступления.
Работа по формированию финансовой грамотности проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Так, например, для реализации раздела «Деньги и бюджет семьи» был организован родительский уголок «Денежная азбука», где родителям предлагались буклеты, консультации, выкладывались образовательные маршруты по данной теме.
Родители принимали активное участие в реализации образовательных технологий «Гость группы» и «Тур выходного дня».
Это помогло ребятам познакомиться с работой сотрудников банка, узнать, что делает кассир, операционист, управляющий банком, консультант, какие услуги может получить человек, придя в отделение банка. А закрепить эти знания на практике дети могла с родителями в рамках похода в отделение банка.
В ходе работы над опытом нами были максимально использованы возможности развивающей предметно-пространственной среды. Нами были выделены следующие зоны:
• Информационная (детская литература, произведения фольклора);
• Занимательно-экономическая (головоломки, ребусы, кроссворды, экономические задачки и т. д.);
• деятельностно-игровая (дидактические игры, атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, в том числе, изготовленные воспитателями и родителями).
Познавательные лэпбуки, созданные за время работы над опытом, стали важнейшим элементом наполнения каждой из этих трех зон развивающей среды.
Содержание работы по формированию основ финансовой грамотности позволило детям закрепить знания базовых экономических понятий, создать представления о сущности денег и их функции, познакомиться с некоторыми профессиями из сферы финансово-экономических отношений.
Проведенная на третьем этапе работы над опытом диагностика показала, что 46% детей имеют прочные, структурированные и разнообразные знания и представления об экономических понятиях (потребности семьи, бюджет, доходы и расходы, профессии, валюта и т. д., руководствуются ими и применяют полученные знания, социальный опыт в игровых ситуациях, могут переносить их из одной игровой ситуации в другую, способны разрешать проблемные ситуации экономического характера.
У 54% воспитанников сформировано положительное отношение к экономическим представлениям и понятиям, интерес к финансовым вопросам, они с удовольствием включаются в предлагаемые педагогом экономические игры и организуют собственные.