Елена Коршунова
«Комнатные растения — спутники нашей жизни». Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комнатные растения – спутники нашей жизни.
Подготовила воспитатель старшей группы
ГБОУ Школа №460 ДГ-7
Коршунова Елена Евгеньевна
Цель:
• Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;
• Закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений;
Публикация «„Комнатные растения — спутники нашей жизни“, Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
• Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним;
• Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно- практического метода – МОДЕЛИРОВАНИЯ;
• Учить доказательности суждений и речи.
Материал:
Комнатные растения, конверт с письмом, карточки-модели, игровой персонаж – БОЖЬЯ КОРОВКА, черенки растений, ранее срезанные,
садовые инструменты, горшочки с землёй, клеёнка, фартуки
Предварительная работа с детьми:
• -изготовление коллажа «Комнатные цветы»
• - изготовление альбома «Такие разные цветы»
• - чтение стихов о цветах
• - беседа на тему: «Какие мы знаем цветы»
• - словесная игра «Опиши и отгадай»
• - срезать черенки бальзамина и поставить их в воду или во влажный песок.
• черенки укореняются очень быстро.
• беседа «Враг или друг?»
• Экспериментирование :
1. Воспитатель наглядно объясняет детям, что такое осмотический перенос воды. Для этого необходимо срезать стебель бальзамина на высоте 7-10 см, надеть на него прозрачную трубочку и поливать растение водой. Через некоторое время вода в трубочке поднимется.
2. Срезав побег бальзамина, поставить его в подкрашенную воду. Благодаря тому, что стебель этого комнатного растения очень сочный и просвечивает, движение подкрашенной жидкости по сосудам стебля будет очень хорошо видно.
• Просмотр познавательных фильмов:
www.harunyahya.ru harunyahya.net/V2/Lang/ru/
https://youtu.be/whVNwvt1zfI
https://youtu.be/x1exzwhlzBABA
https://youtu.be/ZzIrpGEk_gc
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня нам в детский сад почтальон принес письмо. На нем написан наш адрес и название нашей группы. Посмотрите, какой большой конверт! Давайте узнаем что в нем? (раскрывает письмо). Ребята, а письмо то «живое»! Отгадайте, кто спрятался в конверте:
Спинка красная,
На ней черные круги,
С каждой стороны
По три ноги.
Кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это Божья Коровка. К какому классу животных относится божья коровка?
Дети: Это насекомое.
Божья Коровка: Здравствуйте, ребята! Меня прислали к вам мои друзья. Послушайте, что они написали (читает письмо).
«Дорогие, ребята! Мы живые и все чувствуем. Нам так же бывает больно, как и всему живому на Земле. Мы не можем убежать, потому что наши корни в Земле, не можем сказать: «Не надо, нам больно!», потому что никто не понимает шороха наших листьев».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого это письмо?
Дети: От растений.
Божья Коровка: Молодцы! А приключилась у моих зеленых друзей беда – появились у них враги.
Воспитатель проводит д/и «Враг или друг»
Божья Коровка: Да,я помогаю растениям справиться с вредителями.
Воспитатель: Божья Коровка на первый взгляд кажется безобидным жучком, а на самом деле она - страшный хищник, бегает по веточкам и листочкам в поисках еды. Ее еда – тля: крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений.
Божья Коровка: А сможете ли вы, ребята, помочь нашим комнатным растениям? Я принесла иллюстрации комнатных растений, можете их назвать?
Воспитатель: Не беспокойся, Божья Коровка, ребята много знают комнатных растений.
Проводится д/и «Назови и покажи»
Воспитатель: Ребята! Какие растения мы называем комнатными?
Дети: Которые человек выращивает в своем доме, заботиться о них, а растения в свою очередь приносят человеку пользу:
• Красоту и уют
• Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим
• Растения лечат людей
• Растения поддерживают влажность воздуха в помещении
• Растения отпугивают вредных насекомых (моль)
• У людей есть возможность наблюдать и ухаживать за ними.
Физминутка:
На окне в горшочках
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.
Божья Коровка: Ой, порадовали меня! А знаете ли вы, из каких частей состоит растение?
Дети по моделям строения растений называют части растений. Затем проводится д/и «Собери растение» (части растений)
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: все цветы имеют корень, стебель, листья, но не все цветут.
Беседа об особенностях внешнего вида комнатных
растений.
Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы растения хорошо росли, чтобы были красивыми?
Дети: Нужно заботиться и ухаживать за ними:
• Держать в теплых помещениях, т. к. большинство прибыло из теплых стран;
• Поливать водой комнатной температуры
• Летом растения поливают чаще, чем зимой
• Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух
• После долгой зимы вносить удобрения
Чтение стихотворения «Если я сорву цветок».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)
Божья Коровка: Молодцы, ребята! Меня очень порадовало то. Сколько всего вы знаете. А еще я вам принесла черенки растения - БАЛЬЗАМИН. Посадите их и вложите всю свою любовь и заботу. Ну, а мне пора улетать к своим друзьям. До свидания, ребята!
Рассказ воспитателя о бальзамине.
Бальзамин
Простой и неприхотливый бальзамин. Бальзамин любим во всем мире в качестве комнатного и садового растения, о чем говорят его ласковые прозвища: Ванька мокрый.
Также он известен как недотрога бальзаминовая. Последнее название он получил за то, что к созревшим семенам бальзамина нельзя прикасаться, они тут же выстреливают и разлетаются
на довольно большие расстояния.
Чем же уникален бальзамин и что делает его таким желанным гостем.
Бальзамин неприхотлив, вынослив, его можно вырастить из семян, а зацветает он в первые полгода жизни. При этом большую часть года растение сохраняет декоративный вид, а раз в три года, когда растение состарится, его легко заменить молодыми укорененными черенками. Благодаря тому, что у бальзамина толстый мясистый стебель, с ним можно проводить интересные натуралистические опыты.
Воспитатель предлагает посадить в горшочки с землёй приготовленный посадочный материал.
- Слушание музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов»;
Планируемый результат:
- Развить познавательный интерес детей, расширить представления о
комнатных цветах.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам,
которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но
и целителями.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной
среды (посадка, уход за цветами).
- Желание продолжать заботится о посаженном цветке.
- Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь её.