Екатерина Комиссарова
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе по теме «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе.
Тема : Одежда.
Цели занятия :
- учить детей различать предметы одежды по сезонам;
- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе по теме „Одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.
- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
Оборудование: большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? ( Дети : Да, хотим.) Тогда познакомьтесь с нашей гостьей - Большой Шляпой.
Воспитатель: Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми Большая Шляпа справиться так и не смогла. Поэтому она просит помощи у вас. Поможем Большой Шляпе? ( Дети : Да.)
Вводная беседа.
Воспитатель: Послушайте, как появились одежда и обувь.
Одежда, обувь, головные уборы
Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился. Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы - из листьев различных растений.
Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шелк. Хлопок получают из растений, шерсть - от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда. Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов.
Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов.
Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать.
Воспитатель: Однажды холодным осенним днем вышла Большая Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ и дубленка. (Воспитатель выставляет на доску картинки.) Смотрит Большая Шляпа и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе и дубленке очень жарко и только пальто, плащ и куртка чувствуют себя прекрасно.
Ребята! Расскажите Большой Шляпе, почему так по-разному чувствовали себя предметы одежды.
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы логопеда.
Воспитатель: Почему замерзли платье, шорты, футболка? (Потому что платье, шорты и футболку носят летом. Это летняя одежда.)
Почему было жарко шубе и дубленке? (Потому что шубу и дубленку носят зимой. Это зимняя одежда.)
А почему пальто, плащ и куртка чувствовали себя прекрасно? (Потому что куртка, плащ и пальто - это осенняя одежда. А Большая Шляпа гуляла осенью.)
Воспитатель : Смотрит Большая Шляпа и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в два раза больше. (Воспитатель прибавляет к каждому предмету одежды еще по одному.) И теперь, чтобы поговорить с ними Большой Шляпе пришлось использовать слова два и две. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем Большой Шляпе, какое слово к какой одежде подходит.
Игра «Два, две». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Воспитатель: О чем можно сказать два? (Два платья, два плаща, два пальто.)
О чем можно сказать две? (Две футболки, две куртки, две шубы, две дубленки.)
А вот про шорты ребята, нужно сказать двое. Повторите за мной. (Двое шорт.)
Воспитатель: И все-таки Большой Шляпе удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды.
Игра «Назови ласково». Платье - платьице, шорты - шортики, куртка - курточка, пальто - пальтишко, футболка - футболочка, шуба - шубка, плащ - плащик, дубленка - дубле- ночка.
Физкультминутка «Одежда». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот заходит Мойдодыр, ходьба на месте
У меня с ним только мир. сжимают одну ладонь другой.
Рубашка чистая висит руки поднять вперёд и опустить
вниз
И майка впереди зашита. сгибают правую руку в локте и
имитируют шитьё иголкой.
Он пальцем больше не грозит, грозят пальцем, повороты голо-
вой в стороны
Что пальто на месте не висит. руки поднимают вверх и опускают
вниз
Шорты, брюки и халат загибают по очереди пальцы
В шкафу на вешалке висят. поднимают руки и опускают вниз.
Сарафан, костюм, жилет - поочерёдно загибают пальцы
Чище в гардеробе нет. голову поднимают вверх, повороты
головы в стороны
Воспитатель: Большой Шляпе стало интересно, из какого материала сделана одежда, и она решила спросить об этом своих новых друзей. Оказалось, что никто этого не знает. Давайте мы расскажем Большой Шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды.
Игра «Какой, какая, какое?». Дети образуют слова-признаки от словосочетаний.
Платье из ситца - ситцевое.
Платье из бархата - бархатное.
Платье из шелка - шелковое.
Платье изо льна - льняное.
Кофта из шерсти - шерстяная.
Перчатки из кожи - кожаные.
Шуба из меха - меховая.
Куртка из джинсовой ткани - джинсовая.
Пальто из драпа - драповое.
Футболка из хлопка - хлопчатобумажная.
Дубленка из замши - замшевая. И т. д.
Игра «Узнай по описанию».
Воспитатель: Вот какую загадку загадала Большая Шляпа: «Красивое, длинное, вечернее, бархатное». (Платье.)
А платье загадало загадку Большой Шляпе: «Теплая, меховая, пушистая, длинная». (Шуба.)
Воспитатель: А вы ребята придумайте свои загадки.
Дети придумывают загадку, например, о шапке (с опорой на картинку, а затем еще о двух предметах одежды (уже без помощи картинок).
Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая. (Шапка.)
Теплый, пушистый, длинный, вязанный, шерстяной, мягкий. (Шарф.)
Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (Рубашка.) И т. д.
Итог занятия.
Воспитатель: Кто приходил к нам в гости со сказочной историей?
Назовите предметы летней, осенней, зимней одежды. Для чего нужна людям одежда?
Что нужно сделать для того, чтобы она долго служила?
Задания для закрепления вне занятий.
• Игра «Чей, чья, чьи, чье?» Это чья шапка? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) И т. д.
• Игра «Один-много». Сапог - сапоги, куртка - куртки, носок - носки. И т. д.
• Игра «Подбери признак». Куртка (какая) - красная, теплая. Шарф (какой) - длинный, пушистый, шерстяной. И т. д.