Фидания Соловьева
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Осенняя мелодия».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Осенняя мелодия».
Я, Соловьева Фидания Насртдиновна работаю воспитателем с 1988 года в МБДОУ Д/С №17 г. Чебоксары Чувашской Республики.
Предисловие.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Осенняя мелодия“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Данный конспект направлен на познавательное развитие старших дошкольников, в котором дети учатся слушать музыку, поэзию, просматривать картину, оценивая их настроение, узнавать реальные признаки осени в поэтическом выражении, использовать слова в переносном значении. Воспитывать интерес к родной природе. В ходе совместной деятельности развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память.
Программное содержание.
Цель:
-Расширять знания детей об осени.
-Способствовать формированию умения узнавать реальные признаки осени в поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении.
-Вызвать у детей эмоциональное отношение к музыке,к поэзии,к картине,
-Развивать наблюдательность,речь, внимание,память.
-Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: пейзаж; пышная, роскошная; утонченная поэзия; небосвод, багрец; вертикально; трепещет.
Наглядный материал и оборудование: репродукция картины И. И. Левитана "Золотая осень"; запись произведения П. И. Чайковского "Осенняя песня"; картинка "Найди ошибки художника".
Предварительная работа: наблюдения за признаками осени в природе, разучивание стихов, примет об осени, рисование осеннего дерева. Рассматривание иллюстрации (разных художников) - осенние пейзажи.
Литература:
1) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 (Н. Е. Вераксы Т. С. Комарова М. А. Васильева);
2) Р. М. Чумичева "Дошкольникам о живописи" Москва Просвещение 1992
3) В. Н. Волчкова Н. В. Степанова "Конспекты занятий в старшей группе детского сада" Экология Воронеж 2008
Методические приемы: чтение стихотворения "Осень" З. Федоровской; беседа об осени, о ее признаках, вспомнить приметы; физкультминутка; рассматривание репродукции картины "Золотая Осень" И. И. Левитана; вопросы и ответы детей по содержанию картины; прослушивание произведения И. И. Чайковского "Осенняя песня", описание характера музыки; д/и "Найди ошибку"; анализ занятия.
Ход.
Ребята, сегодня мы будем говорить об осени. Сейчас какое время года? (Осень). Послушайте, пожалуйста, стихотворение "Осень" З. Федоровской.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень :
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Какое время года описывается в стихотворении? (Золотая осень)
Может ли осень краски разводить, и по листве кистью проводить? (Нет. Поэтесса использовала выражения в переносном значении, чтобы реальные признаки осени звучали краше, интереснее.)
Какими волшебными словами вы бы описали Золотую осень?
-Все деревья блистают в разноцветном уборе.
-Осень золото роняет.
-День стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера.
-Забрела осень на лесную поляну.
-Дуб-богатырь одет в медную кованую броню.
-Ветер с клена листья сбросил.
-Под ногами коврик новый-желто-розовый кленовый.
Молодцы, ребята, вы хорошо описали Золотую осень, подчеркнули все ее великолепие выражениями в переносном значении.
Вопспитатель:
-Осень - волшебное время года. Природа приобретает роскошный наряд. Осень начинается с теплого воздуха, который постепенно охлаждается. Нехватка солнечного света и тепла влияет на окраску листьев. Они начинают желтеть, краснеть, буреть. Улетают птицы в дальние края. Золотая осень - это короткая, но дивная пора, пышно и роскошно убранная цветами и листвой, богатым урожаем, веселая и радостная.
Давайте вспомним приметы осени :
Сентябрь - пора золотой осени;
В сентябре одна ягодка, да и то - горькая рябина;
Сентябрь - пора отлета птиц;
В октябре лист на дереве не держится;
Ноябрь - ворота зимы.
Ребята, сейчас немного отдохнем. Приглашаю в круг на физкультминутку.
Если бы все на свете было одинакового цвета. -вращение головой
Вас бы это рассердило или радовало? -наклоны головы
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным. -наклоны туловища
Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным. -прыжки
Ребята, поэты и писатели словом передают красоту осени, композиторы сочиняют музыку, передавая прелесть осенней природы, а художники отражают красоту осени на своих полотнах красками. Перед вами репродукция картины "Золотая осень" И. И. Левитана. Она похожа на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на пейзаж этой картины, вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарованье! В багрец и в золото одетые леса", - писал А. С. Пушкина.
Что вы видите на картине? (березовую рощу; синее небо с белыми облачками; красивый лес; узкую речку).
Воспитатель:
-На полотне мы видим русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Изображено поле, рощица, река. Синее небо с белыми обычными на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально. Четкими мазками художник показывает движение воды.
Что изображено на переднем плане? (Березовая роща в желтом золотистом,оранжевом наряде. Художник использовал разные тона желтого цвета, а трава еще зеленая только начала желтеть).
Что вы замечаете на дальнем плане картины? (Рощица на правом берегу бодро зеленеет; лес, словно терем расписной).
Что самое яркое в картине? (Желтые березы, их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Желтый свет - самый яркий, самый теплый).
Что пытается сказать художник? (И. И. Левитан говорит, что осень - красивое время года. Показывает красоту русской природы, прелесть осеннего пейзажа. В этой картине нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Картина отображает золотую осень. Она очаровывает нас своей красотой).
Предлагаю вам послушать произведение П. И. Чайковского "Осенняя песня".
Какое настроение несет эта мелодия? (это музыка грустная)
Она подходит сегодняшней осени? (да)
Опишите, пожалуйста, позднюю осень. Какая она?
Ответы детей: грустная, печальная, неприглядная, серая с тяжелыми тучками на небосводе, плачем мелкого дождя, сильными ветрами, который срывает красивые наряды с деревьев.
А сейчас поиграем в игру "Найди ошибку". Дети рассматривают картинку и говорят о том, чего не бывает осенью (осенью не растут подснежники, не купаются в реке, не катаются на санках).
Анализ занятия.
Что вы узнали сегодня? (Бывает две осени : золотая и поздняя. Золотая осень - роскошная, дивная, красивая пора. Поздняя осень – грустная, печальная, унылая, невеселая пора.)
С какими новыми словами мы сегодня познакомились? (Небосвод, пейзаж, трепещет, поэзия, багрец)
Ребята, осень – это замечательное время года, не уступающее своей красотой ни лету, ни зиме, ни весне, оно удивляет нас причудливыми погодными изменениями, к тому же осень - это ещё и «время природы особого света, неяркого солнца, нежнейшего зноя». Осенью деревья одеваются «в багрец и в золото», «гроздья рябины алым огнём горят», «журавли курлычут в небе», «птицы на юг летят».