Оксана Савранчук
Клуб творческо-ителлектуального развития детей дошкольного возраста. Программа
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка___1
Обязательная часть___ 6
Перспективное планирование___ 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В законе об образовании, в Федеральных образовательных стандартах определена главная задача современного дошкольного образования - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Для того чтобы этот процесс происходил успешно, необходимо наличие общеразовательной программы, составленной на основе запроса дошкольников и их родителей, с учетом достижений отечественной и зарубежной педагогической науки и практики и ориентированной на развитие творческих способностей дошкольников.
Публикация «Клуб творческо-ителлектуального развития детей дошкольного возраста, Программа» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Планирование составлено на основе:
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Письма Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
Положением о лицензировании образовательной деятельности утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174;
Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска № 150, зарегистрированный в УФСН России по Хабаровскому краю Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска от 24.09.2014г., и утвержденный начальником управления образования администрации г. Хабаровска О. Я. Тен от 16.07.2014 г. ;
Основной общеобразовательной программой дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
г. Хабаровска «Детский сад № 150», утверждена на педагогическом совете №5 от 09.06.2016г.
- Рабочей программы воспитателя Савранчук Оксаны Михайловны
1.1. Сведения о программе.
Программа Клуба творческо-интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Вместе с математикой» разработана на основе примерной Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», Образовательной Программы учреждения; Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду - Москва. «Владос» 2002г., Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в д/с» - Москва. «Просвещение», 1990г., Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с – Москва. «Просвещение»,1991, Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество - Москва «Просвещение» 1995г. ,Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000г. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. - СПб. :
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г., Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в детском саду. «Учитель»,2005г., Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2013 г. ,Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно. Учебно- методическое
пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002г. ;
Программа даёт условное распределение часов по разделам курса изучения декоративно-прикладного искусства и математики в процессе образовательной деятельности, совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей и дополняет основную программу.
В Клубе расширяется кругозор дошкольников, повышается общая культура, обогащаются знания детей, дети изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, познают основы математики через декоративно-прикладное искусство - это позволяет выявить способности и таланты воспитанников.
Цель программы – формирование у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства, привитие интереса к изобразительному искусству, развитие творчества детей нетрадиционными техниками изображения.
Актуальность программы обеспечивается факторами:
преемственностью задач, средств и методов обучения;
непрерывным совершенствованием качества методических материалов;
правильным тематическим планированием с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
обновлением организационных форм обучения;
обеспечением вариативности и свободой выбора.
Новизна программы
Новизной является вовлечение воспитанников в образовательно-исследовательскую и проектную деятельность с первого года обучения, что способствует творческому развитию личности и приобретению социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских умений и навыков. Работая над проектом, воспитанники проводят исследования в области истории, математики, литературы. Таким образом, осуществляются разностороннее развитие детей. В результате использования метода проектов и исследовательских методик воспитанников Клуба «Волшебный мир творчества» .
Педагогическая целесообразность.
Реализация программы предполагает следующие этапы:
Первый этап – длится один учебный год и рассчитан на детей 10- 13 лет. В это время решаются следующие задачи:
освоить основные приемы работы с различными видами художественных материалов.
познакомиться с шаблонами, трафаретами, чертежами, технологическими картами;
изучить простейшие геометрические формы;
научиться распознавать прообразы геометрических фигур в окружающих предметах;
познакомить с основами композиции, перспективы.
В это время решаются следующие задачи:
закрепление умений и навыков в области художественного творчества;
совершенствование навыков проектирования, коллективного творчества.
пробуждение интереса к поисковой деятельности и генерированию идей.
формирование потребности продолжения творческой деятельности.
В практической деятельности, обучающие самостоятельно выполняют ряд творческих проектов, используя полученные знания и усвоенные приемы труда
Принципы организации образовательного процесса:
интеграция;
деятельностный подход;
индивидуализация.
Отличительные особенности программы
Представленная программа учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников и включает в себя поэтапное обучение художественным приёмам. конструированию и проектированию. В практической работе используются авторские разработки новых моделей и композиций в рамках организации коллективной проектной деятельности дошкольников.
1.2. Цели и задачи программы
Цели:
- освоение системы знаний, необходимых для формирования математических знаний через декоративно-прикладное искусство, художественных навыков;
- развитие творческих способностей обучающихся через творческую деятельность; приобретение опыта самостоятельной деятельности.
Задачи программы -
Обучающие:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.
Развивающие :
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства,
-развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- воспитание интереса и любви к искусству,
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
В связи с отличительными особенностями программы она рассчитана на детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет).
1.4. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года.
1.5. Формы и режим занятий.
Занятия Клуба организуются в группе № 3 «Ягодки», сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Количество обучающихся в группе 37 человек.
Форма занятий: групповые занятия при проведении непосредственно-образовательной деятельности, беседы, объяснении нового материала, практических занятий, индивидуальные занятия, совместная творческая деятельность при выполнении коллективной работы на этапе генерации идей, разработке коллективных творческих проектов.
1. 6 Методы организации процесса обучения: убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха при выполнении, разработке творческих работ.
1. 7 Ожидаемые результаты:
Воспитанники должны:
свободно работать изо материалами;
-работать нужными инструментами и приспособлениями (аппликация);
-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала для изображения и т. п.)
-лепить из пластилина, и конструировать, декоративно оформлять предметы
Предполагается оформление выставок творческих работ учащихся и участие в конкурсах различных уровней художественной направленности.
1. 8 В результате обучения в кружке воспитанники должны получить знания:
-о различных материалах для изображения,
-о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
-о видах декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и. т. п.);
-о народных промыслах;
-в области композиции, цветоведения;
-о способах аппликации
-о элементарных математических представлений (форма,величина,геометричсекие фигуры,счёт)
В результате прохождения детьми курса обучения по программе ожидается
-развитие художественного вкуса, пространственного и образного мышления;
-расширение знаний, полученных во время образовательной деятельности;
-развитие творчества и инициативы;
-развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-формирование умения использовать полученные знания, в новых жизненных ситуациях.
1.9 Формы подведения итогов реализации программы.
Зачётные занятия, творческие задания, самостоятельные творческие работы, участие в выставках, олимпиадах, соревнованиях.
Структура программы
Программа Клуба «Вместе с математикой» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Графическое изображение.
Работа с акварельными и гуашевыми красками.
Работа в нетрадиционной технике рисования.
Лепка.
Аппликация.
Работа с природным материалом.
ДПИ.
Экскурсии.
Дидактический материал:
-журналы, статьи, публикации с описанием техники рисования.
-плакаты,
-раздаточный материал, шаблоны, карточки с заданиями.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своей оригинальной творческой работы. Каждый ребёнок должен применять в своей работе творческую фантазию и уметь использовать умения и навыки, которыми он овладел на занятиях, кружка. Критерием оценки является способность ребёнка трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Материально-техническое обеспечение кружка
Образовательная Программа учреждения, примерная образовательная программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»;
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду - Москва. «Владос» 2002г., Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в д/с» - Москва. «Просвещение», 1990г., Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с – Москва. «Просвещение»,1991, Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество - Москва «Просвещение» 1995г. ,Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000г.
Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. - СПб. :
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г., Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в детском саду. «Учитель»,2005г., Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2013 г. ,Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно. Учебно- методическое
пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002г. ;
Таблицы, плакаты;
Энциклопедии;
На электронных носителях;
Информационно-коммуникативные средства;
Технические средства обучения;
Магнитная доска. ;
Экранно-звуковые пособия;
DVD-фильмы и презентации;
Аудио записи.
Практическое оборудование
Краски акварельные, гуашевые
Бумага А3, А4, А 1
Бумага цветная
Карандаши цветные
Восковые мелки
Кисти
Ёмкости для воды
Пластилин.
Стеки.
Клей.
Ножницы
Используемое наглядное оборудование
Муляжи фруктов и овощей
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Керамические изделия.
Драпировки.
Предметы быта
Календарно - тематическое планирование Творческо-интеллектуального Клуба на учебный год.
сентябрь
1 Вводное занятие. Беседа.
2 Экскурсия. Наблюдение за осенними деревьями, листьями, цветами, небом.
3 Мы рисуем осень». Выбор сюжета, набросок.
4 «Мы рисуем осень». Выбор сюжета, набросок. Заливка.
5 Рисунок осенних деревьев по заливке
6. Осенний Пейзаж
7. Учимся рисовать человека
8. Врисовывание человека в пейзаж
9. Собираем осенние картины из геометрических фигур
октябрь
10-12 Продолжение осенней темы (счёт в пределах 5,геометрические фигуры)
13 Раздувание краски трубочкой. Знакомство с техникой.
14 Работа тему «Ёжики в лесу».
15 Рисование тычком, палочкой. Знакомство с техникой (тренировочные упражнения) 16 Ветка рябины в технике рисования тычком.
17 Ветка рябины, рисование тычком (окончание работы).
18 Превратим пятна в рисунок. Сливание красок на бумаге.
19 Превратим пятна в рисунок. Прорисовка контуров.
20-21 Декоративное рисование «Весёлые зонтики». Акварель, фломастер.
22 «Весёлые зонтики», украшение зонтиков узорами.
23 Коврик из осенних листьев. Обрывная аппликация сч использованием геометрических фигур. Знакомство с техникой. Начало работы. Эскиз.
24 Обрывная аппликация (продолжение и окончание работы).
ноябрь
25 Знакомство с техникой витража Тренировочные упражнения (счёт,величина,геометрия).
26 Витражи для терема Деда Мороза и Снегурочки. Эскиз.
27 Витражи. Рисунок клеем пва.
28-29 Витражи. Рисунок цветными красками.
30-31 Зимний пейзаж. Рисунок красками. Смешивание красок.
32 – Зимний пейзаж. Задний и передний план на рисунке.
33 Окончание работы над пейзажем.
декабрь
34 Фотокопия (рисование свечёй). Узоры на окне.
35 Проступающий рисунок. Восковые мелки и акварель.
36 Проступающий рисунок. Восковые мелки и акварель.
37-38 Рисуем рождество. Беседа. Эскиз.
39 Рождество. Заливки.
40 Мазок. Прорисовка деталей. Штрих, контур. Окончание рисунка.
41-42 Рождественская открытка. Эскиз.
43-44 Рождественская открытка. Завершение работы.
январь
45 Экскурсия. Наблюдение. Зарисовки.
46-47 Рисунок карандашом «Зимний лес».
48 49 Аппликация из бумаги. Натюрморт. Эскиз.
50 -51 Обрывная аппликация. Наклеивание деталей.
52-53 Обрывная аппликация. Украшение, декор.
февраль
54-55 Лепка. Рисунок пластилином на основе. Эскиз.
56-58 Лепка пластилином на основе.
59-Поздравительная открытка. Моделирование
60-61 Поздравительная открытка. Цветовое решение.
62 Аппликация, моделирование из бумаги.
63 Моделирование из бумажных полос.
64-65 Поздравительная открытка. Бумажная пластика.
март
66. Дымковская игрушка. История игрушки. Эскиз игрушки.
67-68 Дымковская игрушка. Лепка.
69 Грунтовка игрушки. Сушка.
70 Основные узоры росписи. Упражнения.
71-72 Украшение игрушки. Узор. Гуашь, кисточка.
73-74 Окончательная отделка игрушки. Покрытие игрушки лаком.
апрель
75-76 Папье-маше. Изготовление тарелочки. Сушка.
77-78 Грунтовка тарелочки. Хохломские узоры. Упражнения.
79 Роспись тарелочки. Элемент «травка» (кисточка, гуашь).
80 Роспись тарелочки. Рисунок тычком.
81 Хохломская роспись. Оживка
82 Окончательная отделка изделия. Покрытие тарелочки лаком.
83-84 Коллективная работа. «Встречаем пасху». Выбор сюжета. Эскиз.
85-86 Коллективная работа. Самостоятельная работа над выбранным сюжетом.
87 Соединение сюжетов в единую композицию.
май
88- Оригами. Основные базовые формы.
89-90 Создание тематической поздравительной открытки в технике оригами.
91 92 Коллаж. Поздравительная открытка ко дню победы.
93 Потрет друга. Рисунок с натуры. Карандаш.
94-95 Рисунок на тему «Встречаем лето». Выбор сюжета, эскиз.
96 «Встречаем лето». Заливки.
97 Заключительное занятие. Подведение итогов.