Наталья Баюшева
Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018
Выполнила: воспитатель Коновалова Н. А.
Г. о. г. Кулебаки 2017-2018.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Перспективный план работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Публикация «Программа самообразования „Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Актуальность
Работая с детьми раннего возраста, я, заметила, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются :
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Цель моей темы по самообразованию : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Для достижения цели я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»; 2. Разработка перспективного плана работы по данной теме;
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов;
2. Технологический блок – разработка перспективного плана;
3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды;
Форма работы с детьми и родителями: Индивидуальная; Групповая.
Ожидаемые результаты:
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста;
• приобщение детей к театрализованной деятельности;
• обогащение словарного запаса и активизирование речи детей раннего возраста;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
• повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста».
Информационно-педагогический блок
Подбор методической литературы.
Изучить книги
Сорокина Н. Ф. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» - М. : Айрис – пресс, 2013
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2015
Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» : (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М. : Линка-Пресс, 2009.
Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
Изучение статей о театрализованной деятельности в журналах // Дошкольное воспитание//
Посещение городских методических объединений
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (социальная сеть работников образования).
Перспективный план по самообразованию на 2017-2018 учебный год
Месяц Тема Цель
Сентябрь Знакомство с театральными куклами.
Привить интерес к театрально-игровой деятельности.
Театр из бросового материала «Колобок» Стимулировать речевую активность.
Октябрь Театр «Репка» Учить внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка.
Кукольный театр «Про девочку Машу и зайку Длинное Ушко» Поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой.
Ноябрь Театр «Теремок» Познакомить со сказкой "Теремок".
Теневой театр «Кто как кричит?» по стихам А. Барто. Познакомить со стихотворением А. Барто «Кто как кричит»?; совершенствовать умение понимать вопросы.
Декабрь Настольный театр игрушек «Как в теремочке готовились к встрече Деда Мороза» Формировать у детей знания о празднике «Новый год».
Проведение Новогоднего утренника. Доставить радость и вызвать эмоциональный отклик у ребенка.
Январь Игра-забава «Кто в домике живет».
Закреплять знания детей о животных.
Театр на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» Знакомить детей с последовательностью героев сказки.
Февраль Пальчиковый театр «Теремок» Продолжать знакомить детей со сказкой «Теремок».
Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь». Вoспитывaть интерес к скaзкaм.
Март Театр на фланелеграфе «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев)
Учить внимательно слушать и наблюдать. Формировать умение к диалогической речи.
Сказка «Теремок» Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей.
Апрель Обыгрывание русской народной потешки «Петушок» Ознакомление
детей с фольклорным произведением
малого жанра.
Развлечение «Волк и семеро козлят» Доставить радость и вызвать эмоциональный отклик у ребенка.
Май Игра - инсценировка «Как непослушный котёнок лапу обжёг»
Воспитывать у детей послушание и доброжелательное отношение к взрослым.
Дидакическая игра «Угадай сказку». Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.
Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении разных видов театра и демонстрационного материала.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.
Подготовить консультацию для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста».
Список литературы
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991
2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М. : Просвещение, 2005;
3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;
6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008
9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010
10. Полозова О. Значение театрализованных игр // Дошкольное воспитание//,2011.- N12
11. Тойбар М. Сказка не обманет// Дошкольное воспитание,2011. – N12
12. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014