Ирина Злыгина
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
Программа дополнительного образования
«Правознайка»
Возраст воспитанников : 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Злыгина И. А. – воспитатель
г. Смоленск
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста „Правознайка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность. В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование общее, и дошкольное образование, в частности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Среди функций, которые выполняют ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказать ему помощь.
Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к освоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирование у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализации которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирования трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются : знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения других людей с точки зрения норм права, оперирования правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных сферах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения.
Детям доступны такие четыре группы прав :
1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь, здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей с ОВЗ.
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение, защищать слабых (право на особую защиту, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.
Необходимо помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально- правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также от эффективности средств и методов первоначального правового образования.
Цель программы : максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний; способствовать формированию правовой культуры.
Задачи:
- Образовательные : - познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, помочь понять и осмыслить свои элементарные права;
-формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам, правам других людей;
-учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности;
-формировать умение анализировать социальные явления, обобщать и выражать их в речи.
-Развивающие: - развивать у детей интерес к изучению своих прав;
- развивать стремление ребёнка реализовывать свои права, не нарушая право окружающих их людей;
-способствовать развитию коммуникативной компетентности;
-развивать любознательность, творчество.
-Воспитательные: - воспитывать доброту, внимательность к людям;
-формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Программа построена на основных принципах правового воспитания :
-системно-организованном подходе, предполагающем скоординированную
и целенаправленную работу ДОУ по правовому воспитанию;
- принципе активности и наступательности, предусматривающем настойчивость и разумную инициативу.
Работа кружка обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Принцип доступности и наглядности предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
3. принцип личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и взрослых;
4. Принцип вариативности и проблемности;
5. Принцип достижения успеха;
6. Принцип интегративности.
Данные принципы позволяют наметить стратегию и направление деятельности кружковой работы и прогнозировать степень её успешности.
Кружковая работа состоит из различных видов деятельности:
-Организованная форма обучения (подача педагогом информационного материала);
-практическое участие детей в специально организованных педагогом ситуациях (проведение ролевых, театрализованных, дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии);
коммуникативных умений и навыков; с применением проблемно – поисковой деятельности, включающей разработку конкретных проблем);
-самостоятельная деятельность детей с переносом полученных знаний, умений в практику (разные виды игр, продуктивная деятельность, задания для самостоятельных наблюдений, двигательная активность).
Основные направления деятельности :
Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
1. Уголок Права в групповом помещении;
2. Фотостенд в помещении ДОУ «Я и мои права»;
3. Наглядный материал:
-иллюстративный материал, плакаты для рассматривания (отражающие различные виды прав);
-дидактические игры соответствующей тематики;
-альбом «Права группы»;
-ролевые атрибуты;
-альбомы воспитанников;
-художественная литература для чтения детям;
4. Методический инструментарий.
Основными методами обучения являются:
1. Наглядные ( использование наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, схем; ИТК (просмотр) ;
2. Словесные (беседа на этические темы, разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы);
3. Практические (рисование, изготовление индивидуальных альбомов, символов, эмблем);
4. Игровые (игровые ситуации, игры с правилами, творческие конкурсы, соревнования).
Также применяются методы стимуляции и мотивации: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; стимулирующие детей к коммуникации, например: «Спроси друга,а что он думает по этому поводу?»
Организация образовательного процесса :
Подгрупповая (13-15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей).
Деятельность проходит в игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «САНПиНом» :
20-25 минут - старшая группа(5-6 лет,
25-30 минут - подготовительная группа (6-7 лет).
-Использование физкультминуток.
-Срок реализации программы-2 года.
-Направление программы : социально-личностное.
-Программа рассчитана на детей от 5-7 лет.
-Участники: дети старшего возраста, их родители.
Режим кружковой деятельности:
-Общее количество часов в неделю- 34 часа в старшей группе, 33 часа –в подготовительной группе.
-Количество часов в неделю – 1 час.
-Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 1 раз по 30 минут в подготовительной группе.
Тематический план работы кружка
Старшая группа (дети 5-6 лет)
№ п/п Темы Количество часов
теоретических практических
1 Знакомство с основными документами и правами 3 3
2 Право на имя 1 2
3 Право на семью 1 2
4 Право на здоровье 1 2
5 Право на образование 1 2
6 Право на жилье 1 2
7 Право на жизнь 1 1
8 Право на труд 1 1
9 Право на отдых 1 1
10 Право на достойное питание и развлечение 1 1
11 Все дети имеют равные права 2 3
ВСЕГО: 34 часа 14 20
Тематический план работы кружка
Подготовительная к школе группа (дети 6 -7 лет)
№ п/п Темы Количество часов
теоретических практических
1 В гостях у Конвенции 1 1
2 Семья – семь я - 2
3 В гостях хорошо, а дома лучше - 2
4 Как жить дружно 1 2
5 Жизнь дана на добрые дела 1 1
6 Цветик – семицветик 1 2
7 Как хорошо, если у меня есть … 1 2
8 Как договорился, так и спор разрешился 1 2
9 Личные документы 1 1
10 Моя тайна 1 2
11 Книга – наш друг 1 1
12 Вечер игр 1 2
13 Что значит быть свободным 1 2
ВСЕГО: 33 часа 11 22
Старшая группа (5-6 лет)
1 занятие: Знакомство с Документом «Декларация прав ребенка»
Цель: познакомить детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование: Документы «Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», карта России, глобус. Иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Теремок».
2 занятие: Знакомство с Документом «Декларация прав ребенка» (продолжение)
Цель: Сформировать у детей понятие о том, какие признаки объединяют всех людей на Земле. Познакомить и довести до понимания понятия: «право», «свобода», «равенство прав». Воспитание у ребенка рассуждать.
Оборудование: карточки красного и синего цветов, 2 кармашка для карточек, игрушка Робот.
Содержание: Беседа: кто такой человек, игра «Права человека», Демонстрация изображений с правами, дети вспоминают о существующих правах, Рисование «мои права».
3 занятие: Что такое права человека
Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы.
Оборудование: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка».
Содержание: Поиск изображений с правами, Беседа о равноправии в правах, о нарушении прав, заключение пройденного.
4 занятие: Каждый человек имеет право на имя
Цель: Познакомить детей с положением : каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении», учить называть полным именем своих родителей, себя, друзей. Воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование: «Свидетельство о рождении», обручи, мяч.
Содержание: Беседа: Чем мы похожи и чем отличаемся. Рассказ о праве на имя. Беседа: как звучат имена больших и маленьких. Рассказ: откуда пришли имена.
5 занятие: Ты скажи мне как тебя зовут
Цель: Познакомить детей с правом каждого человека на имя. Дать ребятам возможность почувствовать собственную значимость.
Оборудование: игрушки – котенок, щенок.
Содержание: Рассказ из книги про «Котенка Гава». Вопросы по рассказу. Совместное придумывание имени щенку. Беседа о важности имени. Игра «назови свое ласковое имя».
6 занятие: Право на семью
Цель: Подчеркнуть значение семьи в жизни человека
Оборудование: листы плотной бумаги, карандаши, фломастеры.
Содержание: Беседа: Что такое семья, обязанности каждого члена семьи, права родных, как помочь родителям. Рисование «Мой паспорт»
7 занятие: Право на семью
Цель: Закрепить представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям.
Оборудование: рассказ Л. Толстого «Косточка»
Содержание: Чтение стихотворения: «Есть в доме любом семейный альбом». Загадка Беседа о бабушках и дедушках, братьях и сестрах. Рисование «Моя семья».
8 занятие: Право на здоровье
Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
Оборудование: медицинское инструменты, сумочка, карточки с изображением продуктов питания.
Содержание: загадка. Беседа о здоровье. Игра «Помоги Айболиту собрать медицинские инструменты в сумку». Беседа: как беречь здоровье. Игра: «Полезно – вредно». Подведение итогов.
9 занятие: Право ребенка на заботу государства о его здоровье
Цель: С помощью логических умозаключений подвести детей к пониманию своего права на заботу государства об их здоровье. Воспитывать потребности вести здоровый образ жизни.
Оборудование: бумага, ручка, конверт, мяч, письмо от Бабы – Яги.
Содержание: Чтение письма Бабы – Яги. Ответы детей на вопросы о здоровье. Рассказ о том, как государство помогает беречь здоровье. Игра с мячом «Чтобы быть здоровым, надо …»
10 занятие: Право ребенка на образование
Цель: Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности у детей.
Оборудование: письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель»
Содержание: Загадки. Демонстрация школьных предметов и изображения учителя. Беседа. Игра «Школа». Беседа о школе. Литературная викторина.
11 занятие: Право ребенка на образование
Цель: Дать представление о необходимости интеллектуального развития.
Оборудование: листы, бумаги, карандаши
Содержание: Беседа: Зачем учиться. Рисование «я – ученик, кем хочу стать». Обобщающая беседа: как помочь родным.
12 занятие: Дом, в котором ты живешь
Цель: Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица, города). Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.
Оборудование: картинки с изображением (дом на курьих ножках, ледяной домик, рукавичка). Картинки животных: лиса, заяц, Баба – Яга. Машенька, мишка, доска.
Содержание: Чтение рассказа о перепутанных сказках. Игра: «распредели героев по сказкам». Беседа: где живет человек. Игра «Назови соседей» Игра «Кто поступил плохо». Вывод о правилах поведения.
13 занятие: Право на жилье и личную неприкосновенность
Цель: Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать. Книга «Права ребенка».
Оборудование: Разрезные картинки с изображением : муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума. Картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка»
Содержание: игра «Собери картинку». Беседа по картинкам. Беседа по сказке «Три поросенка». Рассказ детей о своих домах. Беседа о правилах поведения в доме.
14 занятие
Каждый человек имеет право на жизнь, защиту и заботу о нем
Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
Оборудование: иллюстрации к сказкам.
Содержание: Викторина. Беседа: поведение во время опасности. Совместное творчество «генеалогического древа» с использованием семейных фотографий. Чтение стихов о семье и ее членах.
15 занятие Право на труд
Цель: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.
Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».
Содержание: Беседа по картине древнего мира. Беседа о важности труда. Рисование «кем стать». Игра: «Назови лишнее» по сказке «Мороз Иванович». Подведение итогов.
16 занятие Право на отдых и досуг
Цель: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности, учить ценить свободное время.
Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображением различного вида деятельности.
Содержание: Беседа о важности отдыха. Игру «Исправь ошибку». Беседа «какой бывает отдых». Игра «Путешествие в разные страны». Рисование «Мой отдых и любимое занятие».
17 занятие Право на достойное жилище, питание и развлечение
Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», «теремок», «три поросенка», картинки с изображением основных продуктов питания.
Содержание: Беседа по сказке «Лиса и заяц», игра «в какой сказке нарушены права», знакомство с правом на достойное питание, развлечение, рисование «право на жилище, питание и развлечение».
18 занятие Все дети имеют равные права
Цель: Познакомить детей с содержанием ст. 3,6 Декларации прав ребенка, довести до понимания их сущность, объяснить значение выражения «Относиться друг к другу по братски», учить оценивать поступки героев знакомых сказок, воспитывать чувство взаимоуважения, братства.
Оборудование: изображение детей разных народов и социальных слоев, иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»,
Содержание: Игра «Имеет право - не имеет право», беседа по сказке «Гадкий утенок», обсуждение положения обитателей птичьего двора, игра «чаши весов», подведение итогов.
19 занятие Все люди разные, но права у них одинаковые
Цель: Дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о не дискриминации, о равенстве их прав.
Оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши или фломастеры; пиктограммы на листах бумаги формата А4.
Содержание: Игра «Кто на кого похож». Беседа: «Индивидуальность» Практическое задание «паспорт». Подведение итогов.
20 занятие Ваши права, дети.
Цель: закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение.
Оборудование: детские портреты и рисунки-символы, букварь, конверт.
Подготовительная группа (6-7 лет)
1 занятие В гостях у Конвенции.
Цель: продолжать формировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, развивать мыслительную активность, воспитывать уважительное отношение к правам человека.
Оборудование: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, игру, отдых, лечение, образование, документ «Конвенция о правах ребёнка», лист бумаги.
Содержание: Игровая ситуация. Беседа по картинкам. Игра «Для чего этот предмет»
2-3 Занятие Семья - семь я.
Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии о защите прав ребёнка членами семьи.
Оборудование: Работы детей – «Семейное дерево», картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка», дымковские игрушки «Семья».
Содержание: Беседы о членах семьи. Рассматривание альбомов с фотографиями семей детей группы. Рассказывание пословиц о семье. Беседа по сказке «Дюймовочка».
4-5 Занятие В гостях хорошо, а дома лучше.
Цель: Продолжать формировать представления детей о потребностях человека в жилье и праве на жильё.
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Три поросёнка», «строительный материал для кукольного домика», мультфильм «Лиса и заяц».
Содержание: Строительство из конструктора большого кукольного дома. Рассматривание иллюстраций и слушание аудиозаписи сказки «Три поросёнка». Просмотр мульфильма «Лиса и заяц». Беседа о том, что плохо остаться без жилья. Выводы по беседе.
6-7 Занятие Как жить дружно
Цель: формировать навыки безконфликтного общения и поведения.
Оборудование: мягкие мячи по числу команд.
Содержание: Чтение стихотворения про котят. Беседа о ссорах и дружбе. Рассказ В. Орлова «Кто кого». Командные игры с мячом.
8 занятие Жизнь дана на добрые дела.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, бумажные сердечки и тёмные тучки по количеству детей, мяч, «коробочка добрых дел», «мешочек плохих поступков».
Содержание: Беседа о плохих поступках сказочных героев. Рассказы о добрых поступках друзей. Игровые ситуации. Игра «Добрые дела». Игра «Я умею».
9-10 Занятие Цветик - семицветик.
Цель: Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к пожилым людям и маленьким детям.
Оборудование: сюжетные картинки, наборное полотно, «волшебная палочка».
Содержание: Рассматривание картинок, беседа по ним. Игра «Стань волшебником». Игра «Разрезные картинки».Закрепление пройденного.
11-12 Занятие Как хорошо, что у меня есть.
Цель: формирование представления о собственности, личных вещах.
Оборудование: мультфильм «Это моё» измультсериала «Лунтик», выпуск 4.
Содержание: Игровая ситуация с Незнайкой (взрослый). Просмотр мультфильма и беседа по содержанию. Выводы после беседы.
13-14 Занятие Как договорился так и спор разрешился.
Цель: продолжать формировать у детей навыки безконфликтного поведения.
Оборудование: схема построек, конструктор, картинки с изображением персонажей мультфильмов.
Содержание: Постройка дома по схеме. Проблемные ситуации. Просмотр мультфильма «Кубик и Тобик». Беседа по просмотренному.
15 Занятие Личные документы.
Цель: формирование у детей представлений об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус.
Оборудование: стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный», свидетельство о рождении, паспорт.
Содержание: Чтение стихотворения, просмотр мультфильма по одноимённому стихотворению, игровая ситуация.
16-17 Занятие Моя тайна.
Цель: познакомить детей с правом на тайну переписки и почтовых отправлений.
Оборудование: большие конверты, карточки с изображением средств связи на каждого ребёнка.
Содержание: чтение стихотворения С. Маршака «Почта». Упражнение – игра «Как написать адрес на конверте».Отгадывание загадок.
18 Занятие Книга - наш друг.
Цель: познакомить с правом на получение информации. Развивать интерес к чтению, к книге.
Оборудование: Произведение З. Гриценко «Пришли мне чтения доброго», лист бумаги, карандаши.
Содержание: Беседа по произведению. Рисование «Обложка моей любимой книги».
19-20 Занятие Вечер игр.
Цель: продолжать знакомить с правом на отдых, с правом собираться вместе.
Оборудование: Произведение О. Высотской «В нашем детском саду», фотоальбомы детей.
Содержание: Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках».
Чтение произведений Г. Юдина «Букварёнок» и О. Высотской.
«В нашем детском саду».Презентация фотоальбомов.
21-22 Занятие Что значит быть свободным.
Цель: Объяснить, что люди рождаются свободными и равными, все имеют равное право на человеческое достоинство.
Оборудование: Макет книги «Права ребёнка», сказка «Царевна- лягушка» .
Содержание: Беседа. Сказки «Царевна - лягушка», «Дюймовочка».
Игра «Сейчас узнаем».
Ожидаемые результаты моей кружковой деятельности:
1) Активизация социальной позиции детей, обогащение их шкалы ценностей, нравственности.
2) Формирование таких личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решение.
3) Обеспечение ответственного отношения к себе, к окружающим, к природе.
4) Приобретение навыков произвольного контролирования своего поведения; умения разрешать конфликты нормативными способами, учитывая позиции и потребности других людей.
Используемая литература
1) https: //mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanatiy
2) Е. В Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» - М. : АРКТИ, 2004. – 88с.
3) С. Н. Зеленова, Осипова Л. Е. «Я – ребенок и я … и я имею право!» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
4) С. Н. Козлова «Мы имеем право!» - М. : Обруч, 2010 г. – 208с.
5) Т. А. Харитончик «Правовое воспитание» г. Волгоград, издательство «Учитель» 2013. – 228с.
6) Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка». – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 144с