Приложение МААМ

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка»

Ирина Злыгина
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска

Программа дополнительного образования

«Правознайка»

Возраст воспитанников : 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Злыгина И. А. – воспитатель

г. Смоленск

Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста „Правознайка“» размещена в разделах

Актуальность. В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование общее, и дошкольное образование, в частности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Среди функций, которые выполняют ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказать ему помощь.

Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к освоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирование у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализации которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирования трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются : знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения других людей с точки зрения норм права, оперирования правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных сферах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения.

Детям доступны такие четыре группы прав :

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь, здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей с ОВЗ.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение, защищать слабых (право на особую защиту, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Необходимо помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально- правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также от эффективности средств и методов первоначального правового образования.

Цель программы : максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний; способствовать формированию правовой культуры.

Задачи:

- Образовательные : - познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, помочь понять и осмыслить свои элементарные права;

-формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам, правам других людей;

-учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности;

-формировать умение анализировать социальные явления, обобщать и выражать их в речи.

-Развивающие: - развивать у детей интерес к изучению своих прав;

- развивать стремление ребёнка реализовывать свои права, не нарушая право окружающих их людей;

-способствовать развитию коммуникативной компетентности;

-развивать любознательность, творчество.

-Воспитательные: - воспитывать доброту, внимательность к людям;

-формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Программа построена на основных принципах правового воспитания :

-системно-организованном подходе, предполагающем скоординированную

и целенаправленную работу ДОУ по правовому воспитанию;

- принципе активности и наступательности, предусматривающем настойчивость и разумную инициативу.

Работа кружка обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Принцип доступности и наглядности предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

3. принцип личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и взрослых;

4. Принцип вариативности и проблемности;

5. Принцип достижения успеха;

6. Принцип интегративности.

Данные принципы позволяют наметить стратегию и направление деятельности кружковой работы и прогнозировать степень её успешности.

Кружковая работа состоит из различных видов деятельности:

-Организованная форма обучения (подача педагогом информационного материала);

-практическое участие детей в специально организованных педагогом ситуациях (проведение ролевых, театрализованных, дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии);

коммуникативных умений и навыков; с применением проблемно – поисковой деятельности, включающей разработку конкретных проблем);

-самостоятельная деятельность детей с переносом полученных знаний, умений в практику (разные виды игр, продуктивная деятельность, задания для самостоятельных наблюдений, двигательная активность).

Основные направления деятельности :

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

1. Уголок Права в групповом помещении;

2. Фотостенд в помещении ДОУ «Я и мои права»;

3. Наглядный материал:

-иллюстративный материал, плакаты для рассматривания (отражающие различные виды прав);

-дидактические игры соответствующей тематики;

-альбом «Права группы»;

-ролевые атрибуты;

-альбомы воспитанников;

-художественная литература для чтения детям;

4. Методический инструментарий.

Основными методами обучения являются:

1. Наглядные ( использование наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, схем; ИТК (просмотр) ;

2. Словесные (беседа на этические темы, разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы);

3. Практические (рисование, изготовление индивидуальных альбомов, символов, эмблем);

4. Игровые (игровые ситуации, игры с правилами, творческие конкурсы, соревнования).

Также применяются методы стимуляции и мотивации: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; стимулирующие детей к коммуникации, например: «Спроси друга,а что он думает по этому поводу?»

Организация образовательного процесса :

Подгрупповая (13-15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей).

Деятельность проходит в игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «САНПиНом» :

20-25 минут - старшая группа(5-6 лет,

25-30 минут - подготовительная группа (6-7 лет).

-Использование физкультминуток.

-Срок реализации программы-2 года.

-Направление программы : социально-личностное.

-Программа рассчитана на детей от 5-7 лет.

-Участники: дети старшего возраста, их родители.

Режим кружковой деятельности:

-Общее количество часов в неделю- 34 часа в старшей группе, 33 часа –в подготовительной группе.

-Количество часов в неделю – 1 час.

-Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 1 раз по 30 минут в подготовительной группе.

Тематический план работы кружка

Старшая группа (дети 5-6 лет)

№ п/п Темы Количество часов

теоретических практических

1 Знакомство с основными документами и правами 3 3

2 Право на имя 1 2

3 Право на семью 1 2

4 Право на здоровье 1 2

5 Право на образование 1 2

6 Право на жилье 1 2

7 Право на жизнь 1 1

8 Право на труд 1 1

9 Право на отдых 1 1

10 Право на достойное питание и развлечение 1 1

11 Все дети имеют равные права 2 3

ВСЕГО: 34 часа 14 20

Тематический план работы кружка

Подготовительная к школе группа (дети 6 -7 лет)

№ п/п Темы Количество часов

теоретических практических

1 В гостях у Конвенции 1 1

2 Семья – семь я - 2

3 В гостях хорошо, а дома лучше - 2

4 Как жить дружно 1 2

5 Жизнь дана на добрые дела 1 1

6 Цветик – семицветик 1 2

7 Как хорошо, если у меня есть … 1 2

8 Как договорился, так и спор разрешился 1 2

9 Личные документы 1 1

10 Моя тайна 1 2

11 Книга – наш друг 1 1

12 Вечер игр 1 2

13 Что значит быть свободным 1 2

ВСЕГО: 33 часа 11 22

Старшая группа (5-6 лет)

1 занятие: Знакомство с Документом «Декларация прав ребенка»

Цель: познакомить детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: Документы «Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», карта России, глобус. Иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Теремок».

2 занятие: Знакомство с Документом «Декларация прав ребенка» (продолжение)

Цель: Сформировать у детей понятие о том, какие признаки объединяют всех людей на Земле. Познакомить и довести до понимания понятия: «право», «свобода», «равенство прав». Воспитание у ребенка рассуждать.

Оборудование: карточки красного и синего цветов, 2 кармашка для карточек, игрушка Робот.

Содержание: Беседа: кто такой человек, игра «Права человека», Демонстрация изображений с правами, дети вспоминают о существующих правах, Рисование «мои права».

3 занятие: Что такое права человека

Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы.

Оборудование: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка».

Содержание: Поиск изображений с правами, Беседа о равноправии в правах, о нарушении прав, заключение пройденного.

4 занятие: Каждый человек имеет право на имя

Цель: Познакомить детей с положением : каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении», учить называть полным именем своих родителей, себя, друзей. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: «Свидетельство о рождении», обручи, мяч.

Содержание: Беседа: Чем мы похожи и чем отличаемся. Рассказ о праве на имя. Беседа: как звучат имена больших и маленьких. Рассказ: откуда пришли имена.

5 занятие: Ты скажи мне как тебя зовут

Цель: Познакомить детей с правом каждого человека на имя. Дать ребятам возможность почувствовать собственную значимость.

Оборудование: игрушки – котенок, щенок.

Содержание: Рассказ из книги про «Котенка Гава». Вопросы по рассказу. Совместное придумывание имени щенку. Беседа о важности имени. Игра «назови свое ласковое имя».

6 занятие: Право на семью

Цель: Подчеркнуть значение семьи в жизни человека

Оборудование: листы плотной бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание: Беседа: Что такое семья, обязанности каждого члена семьи, права родных, как помочь родителям. Рисование «Мой паспорт»

7 занятие: Право на семью

Цель: Закрепить представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям.

Оборудование: рассказ Л. Толстого «Косточка»

Содержание: Чтение стихотворения: «Есть в доме любом семейный альбом». Загадка Беседа о бабушках и дедушках, братьях и сестрах. Рисование «Моя семья».

8 занятие: Право на здоровье

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: медицинское инструменты, сумочка, карточки с изображением продуктов питания.

Содержание: загадка. Беседа о здоровье. Игра «Помоги Айболиту собрать медицинские инструменты в сумку». Беседа: как беречь здоровье. Игра: «Полезно – вредно». Подведение итогов.

9 занятие: Право ребенка на заботу государства о его здоровье

Цель: С помощью логических умозаключений подвести детей к пониманию своего права на заботу государства об их здоровье. Воспитывать потребности вести здоровый образ жизни.

Оборудование: бумага, ручка, конверт, мяч, письмо от Бабы – Яги.

Содержание: Чтение письма Бабы – Яги. Ответы детей на вопросы о здоровье. Рассказ о том, как государство помогает беречь здоровье. Игра с мячом «Чтобы быть здоровым, надо …»

10 занятие: Право ребенка на образование

Цель: Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности у детей.

Оборудование: письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель»

Содержание: Загадки. Демонстрация школьных предметов и изображения учителя. Беседа. Игра «Школа». Беседа о школе. Литературная викторина.

11 занятие: Право ребенка на образование

Цель: Дать представление о необходимости интеллектуального развития.

Оборудование: листы, бумаги, карандаши

Содержание: Беседа: Зачем учиться. Рисование «я – ученик, кем хочу стать». Обобщающая беседа: как помочь родным.

12 занятие: Дом, в котором ты живешь

Цель: Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица, города). Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.

Оборудование: картинки с изображением (дом на курьих ножках, ледяной домик, рукавичка). Картинки животных: лиса, заяц, Баба – Яга. Машенька, мишка, доска.

Содержание: Чтение рассказа о перепутанных сказках. Игра: «распредели героев по сказкам». Беседа: где живет человек. Игра «Назови соседей» Игра «Кто поступил плохо». Вывод о правилах поведения.

13 занятие: Право на жилье и личную неприкосновенность

Цель: Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать. Книга «Права ребенка».

Оборудование: Разрезные картинки с изображением : муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума. Картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка»

Содержание: игра «Собери картинку». Беседа по картинкам. Беседа по сказке «Три поросенка». Рассказ детей о своих домах. Беседа о правилах поведения в доме.

14 занятие

Каждый человек имеет право на жизнь, защиту и заботу о нем

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: иллюстрации к сказкам.

Содержание: Викторина. Беседа: поведение во время опасности. Совместное творчество «генеалогического древа» с использованием семейных фотографий. Чтение стихов о семье и ее членах.

15 занятие Право на труд

Цель: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.

Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».

Содержание: Беседа по картине древнего мира. Беседа о важности труда. Рисование «кем стать». Игра: «Назови лишнее» по сказке «Мороз Иванович». Подведение итогов.

16 занятие Право на отдых и досуг

Цель: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности, учить ценить свободное время.

Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображением различного вида деятельности.

Содержание: Беседа о важности отдыха. Игру «Исправь ошибку». Беседа «какой бывает отдых». Игра «Путешествие в разные страны». Рисование «Мой отдых и любимое занятие».

17 занятие Право на достойное жилище, питание и развлечение

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», «теремок», «три поросенка», картинки с изображением основных продуктов питания.

Содержание: Беседа по сказке «Лиса и заяц», игра «в какой сказке нарушены права», знакомство с правом на достойное питание, развлечение, рисование «право на жилище, питание и развлечение».

18 занятие Все дети имеют равные права

Цель: Познакомить детей с содержанием ст. 3,6 Декларации прав ребенка, довести до понимания их сущность, объяснить значение выражения «Относиться друг к другу по братски», учить оценивать поступки героев знакомых сказок, воспитывать чувство взаимоуважения, братства.

Оборудование: изображение детей разных народов и социальных слоев, иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»,

Содержание: Игра «Имеет право - не имеет право», беседа по сказке «Гадкий утенок», обсуждение положения обитателей птичьего двора, игра «чаши весов», подведение итогов.

19 занятие Все люди разные, но права у них одинаковые

Цель: Дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о не дискриминации, о равенстве их прав.

Оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши или фломастеры; пиктограммы на листах бумаги формата А4.

Содержание: Игра «Кто на кого похож». Беседа: «Индивидуальность» Практическое задание «паспорт». Подведение итогов.

20 занятие Ваши права, дети.

Цель: закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение.

Оборудование: детские портреты и рисунки-символы, букварь, конверт.

Подготовительная группа (6-7 лет)

1 занятие В гостях у Конвенции.

Цель: продолжать формировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, развивать мыслительную активность, воспитывать уважительное отношение к правам человека.

Оборудование: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, игру, отдых, лечение, образование, документ «Конвенция о правах ребёнка», лист бумаги.

Содержание: Игровая ситуация. Беседа по картинкам. Игра «Для чего этот предмет»

2-3 Занятие Семья - семь я.

Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии о защите прав ребёнка членами семьи.

Оборудование: Работы детей – «Семейное дерево», картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка», дымковские игрушки «Семья».

Содержание: Беседы о членах семьи. Рассматривание альбомов с фотографиями семей детей группы. Рассказывание пословиц о семье. Беседа по сказке «Дюймовочка».

4-5 Занятие В гостях хорошо, а дома лучше.

Цель: Продолжать формировать представления детей о потребностях человека в жилье и праве на жильё.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Три поросёнка», «строительный материал для кукольного домика», мультфильм «Лиса и заяц».

Содержание: Строительство из конструктора большого кукольного дома. Рассматривание иллюстраций и слушание аудиозаписи сказки «Три поросёнка». Просмотр мульфильма «Лиса и заяц». Беседа о том, что плохо остаться без жилья. Выводы по беседе.

6-7 Занятие Как жить дружно

Цель: формировать навыки безконфликтного общения и поведения.

Оборудование: мягкие мячи по числу команд.

Содержание: Чтение стихотворения про котят. Беседа о ссорах и дружбе. Рассказ В. Орлова «Кто кого». Командные игры с мячом.

8 занятие Жизнь дана на добрые дела.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, бумажные сердечки и тёмные тучки по количеству детей, мяч, «коробочка добрых дел», «мешочек плохих поступков».

Содержание: Беседа о плохих поступках сказочных героев. Рассказы о добрых поступках друзей. Игровые ситуации. Игра «Добрые дела». Игра «Я умею».

9-10 Занятие Цветик - семицветик.

Цель: Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к пожилым людям и маленьким детям.

Оборудование: сюжетные картинки, наборное полотно, «волшебная палочка».

Содержание: Рассматривание картинок, беседа по ним. Игра «Стань волшебником». Игра «Разрезные картинки».Закрепление пройденного.

11-12 Занятие Как хорошо, что у меня есть.

Цель: формирование представления о собственности, личных вещах.

Оборудование: мультфильм «Это моё» измультсериала «Лунтик», выпуск 4.

Содержание: Игровая ситуация с Незнайкой (взрослый). Просмотр мультфильма и беседа по содержанию. Выводы после беседы.

13-14 Занятие Как договорился так и спор разрешился.

Цель: продолжать формировать у детей навыки безконфликтного поведения.

Оборудование: схема построек, конструктор, картинки с изображением персонажей мультфильмов.

Содержание: Постройка дома по схеме. Проблемные ситуации. Просмотр мультфильма «Кубик и Тобик». Беседа по просмотренному.

15 Занятие Личные документы.

Цель: формирование у детей представлений об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус.

Оборудование: стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный», свидетельство о рождении, паспорт.

Содержание: Чтение стихотворения, просмотр мультфильма по одноимённому стихотворению, игровая ситуация.

16-17 Занятие Моя тайна.

Цель: познакомить детей с правом на тайну переписки и почтовых отправлений.

Оборудование: большие конверты, карточки с изображением средств связи на каждого ребёнка.

Содержание: чтение стихотворения С. Маршака «Почта». Упражнение – игра «Как написать адрес на конверте».Отгадывание загадок.

18 Занятие Книга - наш друг.

Цель: познакомить с правом на получение информации. Развивать интерес к чтению, к книге.

Оборудование: Произведение З. Гриценко «Пришли мне чтения доброго», лист бумаги, карандаши.

Содержание: Беседа по произведению. Рисование «Обложка моей любимой книги».

19-20 Занятие Вечер игр.

Цель: продолжать знакомить с правом на отдых, с правом собираться вместе.

Оборудование: Произведение О. Высотской «В нашем детском саду», фотоальбомы детей.

Содержание: Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках».

Чтение произведений Г. Юдина «Букварёнок» и О. Высотской.

«В нашем детском саду».Презентация фотоальбомов.

21-22 Занятие Что значит быть свободным.

Цель: Объяснить, что люди рождаются свободными и равными, все имеют равное право на человеческое достоинство.

Оборудование: Макет книги «Права ребёнка», сказка «Царевна- лягушка» .

Содержание: Беседа. Сказки «Царевна - лягушка», «Дюймовочка».

Игра «Сейчас узнаем».

Ожидаемые результаты моей кружковой деятельности:

1) Активизация социальной позиции детей, обогащение их шкалы ценностей, нравственности.

2) Формирование таких личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решение.

3) Обеспечение ответственного отношения к себе, к окружающим, к природе.

4) Приобретение навыков произвольного контролирования своего поведения; умения разрешать конфликты нормативными способами, учитывая позиции и потребности других людей.

Используемая литература

1) https: //mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanatiy

2) Е. В Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» - М. : АРКТИ, 2004. – 88с.

3) С. Н. Зеленова, Осипова Л. Е. «Я – ребенок и я … и я имею право М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.

4) С. Н. Козлова «Мы имеем право - М. : Обруч, 2010 г. – 208с.

5) Т. А. Харитончик «Правовое воспитание» г. Волгоград, издательство «Учитель» 2013. – 228с.

6) Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка». – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 144с

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика» Математическое развитие детей– это одно из основных направлений подготовки детей к школе. Математика – это мощный фактор интеллектуального.

Программа дополнительного образования «Весёлые ладошки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 199» Программа дополнительного.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по театральной деятельности «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Большемонокский детский сад «Сказка» Программа дополнительного образования.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный дебют» I. Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание) Содержание первого года обучения с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (от 7 – 10 лет) Диагностическое обследование.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

«Волшебные ручки». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ Пояснительная записка «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» Джон Локк Программа «Волшебные ручки» создана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 14:06
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Злыгина (УИ 150917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД