Анастасия Игнатьева
Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психологического сопровождения
по развитию социально - коммуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольный период имеет исключительное значение для развития психики и личности ребенка.
Публикация «Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Психологическое сопровождение освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания образовательной деятельности по «социально-коммуникативному и позновательному направлению развития» в ДОО представляет собой комплекс мероприятий, направленных на полноценное развитие коммуникативно-познавательной сферы ребенка, а также на формирование первичных ценностных представлений; совершенствование психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива ДОО; оказание консультационной помощи родителям.
Коммуникативно-познавательная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – развитие таких познавательных процессов как логическое мышление, внимание, воображение, память и речь.
Психологическое сопровождение образовательной программы обеспечивает индивидуальный подход к ребенку в процессе развития его эмоционально-волевой, мотивационных сфер, познавательной активности, способности к коммуникативному взаимодействию и формирование познавательных качеств.
Программа по развитию детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного развития «Бархатовский детский сад», ФГОС ДО. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Конституция РФ, ст. 43, 72. - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цель: развитие комуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольникольного возраста.
Задачи:
• Формировать навыки произвольного поведения;
• способствовать развитию коммуникативных навыков;
• обучать детей умению выражать свои мысли, принимать мнение других;
• развивать сплоченность детского коллектива, умение договариваться между собой, активность общения.
• развивать ответственность, инициативность и самостоятельность.
• развивать психические функции как: внимание, мышление, память, речь, творческое воображение и восприятие.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы и подходы к формированию программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определнными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
-принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учтом его актуальных и потенциальных возможностей, с учтом интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу психолога в зоне ближайшего развития ребнка;
- принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребнком в процессе партнерского сотрудничества со взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
-принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор психологом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста;
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает отношение к ребенку как к равноценному партнеру;
-принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает помощь и поддержку ребнка в сложной ситуации, предоставление ребнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
1.5. Планируемые результаты
Таким образом, развивающие занятия, как одна из форм организации деятельности детей способствует успешному достижению определенных ориентиров, таких как:
Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеет подчиняться правилам;
Может выражать свои мысли и принимать чужое мнение, высказываться;
Проявляет инициативу и активность, участвует в совместных играх, упражнениях;
Может контролировать свои движения и управлять ими;
Адекватно оценивает свои возможности;
Хорошо владеет речью, умеет описывать предметы, находить логические связи, аналогии, концентрировать внимание на какой-либо деятельности, выполнять по инструкции, проявлять свое воображение и фантазию.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с направлениями.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Данна программа психологического сопровождения освоения детьми старшего дошкольного рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для детей старшей и подготовительной группы. Состоит их двух разделов:
1. «Я и мое окружение» - состоит из 30 занятий, которые начинаются с октября по май месяц. Проводятся развивающие занятия со старшей группой 1 раз в неделю с продолжительностью 25 - 30 минут. Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
2. «Я + Я» - состоят из 30 занятий, продолжительность которых состовляет 25-30 минут. Проводится с подготовительной группой 1 раз в неделю. Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе; развивать психические функции как: внимание, мышление, память, речь, творческое воображение и восприятие.
Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.
2.2. Структура занятий.
1) Организационная часть.
Организационная часть включает в себя ритуал приветствия и разминку.
-Ритуал приветствия – это игры и упражнения направленные на создание хорошего настроения, развитие навыков сотрудничества, эмоциональной зарядки, создание благоприятной атмосферы.
2) Основная часть.
Основная часть занятийстроится в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности, умения выполнять инструкцию.
3) Заключительная часть.
Содержанием данной части являются игры и упражнения направленные на снятие мышечного напряжения, снижение эмоциональной нагрузки и ритуал прощания.
2.3. Описание основных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Для реализации программы на занятиях используются различные формы и мотоды, средства:
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения используются игры и упражнения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «письменые задания», например: дорисовать, заштриховать, обвести, продолжить, нарисовать. Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие групповые игры и упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Сказка по кругу», «Путаница», «Ручеек», «Добрый волшебник», и так далее, которые требуют от детей проявить свою ответственность, инициативность и самостоятельность.
Использования метода беседы групповой и индивидуальной в работе с родителями и педагогами. Проведение групповых родительских собраний по вопросу готовности детей к школе. Индивидуальная консультация педагогов по вопросам индивидуальных особенностей детей.
Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе.
2.4. Тематическое планирование разделов программы.
Календарно-тематическое планирование раздела: «Я и мое окружение».
Октябрь
Занятие № 1 «Вводное - диагностическое».
I. Организационная часть:
Ритуал приветствия
1. Игра: «Знакомство».
II. Основная часть
Диагностический блок:
1. Методика «Шифровка».
2. Исключение предмета.
3. Какой фигуры не хватает (логическое мышление).
4. Графический диктант.
2. Подвижная игра «Слоны и бабочки»
III. Заключительная часть
Ритуал прощания
3. Упражнение «Комплимент». 30 мин
Ноябрь Занятие № 5 «Автопортрет».
I. Организационная часть:
Ритуал приветствия:
1. Упражнение «Хвалюшка».
Разминка
1. Игра «Липучки».
II. Основная часть
2. Упражнение «Радио»
3. Упражнение «Ветер дует на.».
4. Упражнение «Мой портрет».
III. Заключительная часть
5. «Солнечный лучик»
Ритуал прощания:
6. Упражнение «Подарок другу». 30 мин
Декабрь Занятие № 9 «Общение».
I. Организационная часть:
Ритуал приветствия
1. «Поздоровайся так…».
Разминка:
2. Игра «Цапля – ворона – воробей».
II.Основная часть:
3. Игра «Подбери к слову пару».
4. Игра «Как общаться с королем».
5. Двигательное упражнение «Клубок».
III.Заключительная часть:
6. Упражнение «Кыш - муха».
Ритуал прощания: «Передача тепла».
30 мин
Январь Занятие № 13 «Радость».
I. Организационная часть:
Ритуал приветствия:
1. Упражнение «Конкурс хвастунов».
Разминка:
2. Игра «Бывает - не бывает».
II. Основная часть.
3. Воодная беседа:
4. Упражнение «Эмоции».
5. Подвижная игра: «Скучно так сидеть».
6. Упражнение «Нарисуй свою радость».
III. Заключительная часть
7. Упражнение «Надувная кукла».
Ритуал прощания: «Пожатие»
30 мин
Февраль Занятие № 16 «Удивление».
I. Организационная часть:
Ритуал приветствия:
Ритуал приветствия.
1. «Поздороваемся с удивлением»
II. Основная часть
2. Игра-ассоциация «Удивление».
3. Этюд «Живая шляпа».
4. Рисунок «Удивлённый человек».
III. Заключительная часть
5. «Удивительный цветок»
6. Ритуал прощания с группой: «До встечи!» 30 мин
Март Занятие № 20 «Любимый сказочный герой»
I. Организационная часть
Ритуал приветствия - разминка:
1. «Как в сказке!»
II. Основная часть
2. Игра «Хоровод сказочных героев».
3. Игра «Любимый сказочный герой».
4. Рисунок «Мой любимый сказочный герой».
III. Заключительная часть
«Сказка в гости пришла»
Ритуал прощания: «Поклон»
30 мин
Апрель Занятие № 24 «Я нужен»
I. Организационная часть
Ритуал приветствия
1. «Я сегодня вот такой»
Разминка:
2. Упражнение «Скала».
II. Основная часть
3. Игра «Ладошки».
4. Упражнение «Я знаю».
5. Ролевая гимнастика.
III. Заключительная часть
6. Рисунок «Моя ладонь».
Ритуал прощания: «Улыбка». 30 мин
Май Занятие № 30 «Завершение»
I.Организационная часть
Ритуал приветствия:
1. «Ладошки»
Разминка:
2. Игра «Ты цветок, а я пчела
II.Основная часть
3. Игра «В старом чулане»
4. Игра «Закончи предложение»
5. «Добрый волшебник»
III.Заключительная часть
6. Упражнение «Отдых на море»
Ритуал прощания. Речевка
Календарно-тематическое планирование раздела: «Я+Я».
месяц Темы занятий Содержание Кол-во часов
Октябрь Занятие № 1 «Я и мой внутрений мир».
I. Организационная часть
Ритуал приветствия
1. Упражнение «Приветствие-улыбка».
Раминка
2. Подвижная игра: «Веселая гимнастика».
II. Основная часть
3. Упражнение «Визитная карточка»
4. Упражнение «Скучно так сидеть».
III. Заключительная часть
Расслабление в
5. «Поза морской звезды»
Ритуал прощания
6. Упражнение «Доброе пожелание». 30 мин
Октябрь Занятие № 2 «Какой Я».
I. Организационная часть
Ритуал приветствия
1. Упражнение «В подарок – хорошее настроение».
Разминка
2. «Кто позвал»
II. Основная часть
3. Упражнение «Нос к носу».
4. Упражнение «Волшебный лес»
5. Упражнение «Земля воздух и огонь»
III. Заключительная часть
6. Упражнение «Отдых на берегу моря».
Ритуал прощания
7. «Волна». 30 мин
Ноябрь Занятие № 5 «Мои ресурсы».
. Организационная часть
Ритуал приветствия:
1. Упражнение «Приветствие – по разному»
Разминка
2. Игра «Липучки».
II. Основная часть
3. Упражнение «Визитная карточка»
4. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».
5. Подвижная игра «Циклоп»
III. Заключительная часть
6. «Солнечный лучик»
Ритуал прощания:
7. Упражнение «Подарок другу». 30 мин
Декабрь Занятие № 9 «То, что меня окружает».
I. Организационная часть
Ритуал приветствия
1. Упражнение «Рукопожатие».
Разминка:
2. Упражнение «Эхо».
II. Основная часть.
3. Упражнение «Поход».
4. Упражнение «Что можно сделать с этим предметом?»
5. Подвижная игра «Запомни движения».
III. Заключительная часть
6. Упражнение «Потянулись - сломались».
Ритуал прощания:
7. Упражнение «Клубок». 30 мин
Январь Занятие № 13 «Язык жестов и движений».
I. Организационная часть
Ритуал приветствия:
1. Игра «Я сегодня вот такой».
Разминка:
2. Игра «Морские волны».
II. Основная часть.
3. Игра «Дотронься до».
4. «Собачка»
5. Игра «Охота на тигра».
III Заключительная часть
6. Игра «Черепахи»
Ритуал прощания:
7. Упражнение «Доброе животное». 30 мин
Февраль Занятит № 16 «Жить - дружно». I. Организационная часть
Ритуал приветствия:
1. Игра «Солнышко»
Разминка:
2. Игра «Дружный карусель».
II. Основная часть.
3. Подвижная игра “Волны”
4. «Сказка про дружбу».
5. «Сочини свой танец»
III Заключительная часть
6. “Муха на носу”.
Ритуал прощания:
7. «Дружная семья». 30 мин
Март Занятие № 20 «Учимся думать»
I. Организационная часть
Ритуал приветствия:
1. «Именной круг».
Разминка
2. Игра «Пчелы».
II Основная часть.
3. Словесная игра: «Мячик с путаницей»
4. Упражнения «Задачи-шутки».
5. Упражнения «Сосчитай и дорисуй»
III Заключительная часть
6. Игра «Не шевелись».
Ритуал прощания:
7. «Пожатия». 30 мин
Апрель Занятие № 24 «Учимся говорить»
I. Организационная часть
Ритуал приветствия
1. Игра «Я сегодня вот такая….»
Разминка
2. Игра – разминка «Овощи»
II. Основная часть.
3. Упражнение «Волшебные квадратики»
4. Упражнение «Дорисуй».
5. Игра «Сесть - встать»
III.Заключительная часть
6. Упражнение «Похвалилки».
Ритуал прощания
7. «Комплимент». 30 мин
Май Занятие № 31 «Мой коллаж»
I. Организационная часть
Ритуал приветствия:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Разминка
2. Игра:«Загадки»
II. Основная часть.
3. Игра: «Отгадай предмет по описанию».
4. Упражнение «Автопортрет».
5. Игра «Слушай внимательно»
III Заключительная часть.
6. Коллаж на тему: «Какой Я и мои достижения!»
Ритуал прощания:
7.«Похлопаем в ладоши сегодня Я хороший!»
2.5. Работа с родителями.
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Повышать уровень компитентности о психологических особенностях детей 5-7 лет, через совметсные родительские собрания на тему: «Правила эффективного общения с ребенком», «Что такое готовность к школе?», что такое «Кризис 7 лет». Подготовить буклеты в помощь родителям по подготовке детей к школе в домашних условиях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы.
Материально-технические условия соответствуют условиям реализации Программы:
Вид помещения, количество Функциональное использование Оснащение
Кабинет педагога – психолога Психолого-педагогическая диагностика.
Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками и детьми МБДОУ Стол и стулья для детей, шкаф для методической литературы, игрушек и пособий.
Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей.
Игровой материал, развивающие игры.
Компьютер
Доска магнитная
В основной раздел занятия включены задания для индивидуальной работы, где используются дидактические материалы:
Карточки – картинки;
Карточки- предметы;
Разрезные картинки;
Карточки – нелепицы;
Карточки – пары;
3.2. Основные направления деятельности педагога - психолога по реализации программы психологического сопровождения.
Образовательная деятельность с детьми.
Развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры с правилами) и упражнения, направленные на преодоление возможных трудностей коммуникативно - эмоционального развития детей.
Беседы, рассказ, создание проблемных ситуаций
Создание игровых ситуаций в детских видах деятельности
Этюды, игровые упражнения, музыкотерапия в течение учебного года в течение учебного года
Развитие сотрудничества и общения;
Снятие психоэмоционального напряжения;
развитие творческого самовыражения.
Формирование толерантности, как гуманистической позиции по отношению к другому
Развитие самопознания у детей.
Развитие эмоциональной сферы, и детских чувств.
Взаимодействие с родителями
Консультации:
«Самооценка дошкольника»,
«Кризисс 7-ми лет»,
«Особенности развития в познавательной сфере»;
Родительское собрание:
«Что такое готовность к школе?»
«Правила эффективного общения с ребенком». В течение учебного года
Психолого-педагогическое просвещение
Формирование представления у родителей об основных параметрах готовности ребенка к школе. Как в домашних условиях ребенка готовить к обучению в школе, формирование мотивационной готовности.
3 Взаимодействие с педагогами
Консультации:
– «Особенности развития познавательной сферы у конкретных детей, их проблемы и возможности решения». В течение учебного года