Получи документы

Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Игнатьева
Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа психологического сопровождения

по развитию социально - коммуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольный период имеет исключительное значение для развития психики и личности ребенка.

Публикация «Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологическое сопровождение освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания образовательной деятельности по «социально-коммуникативному и позновательному направлению развития» в ДОО представляет собой комплекс мероприятий, направленных на полноценное развитие коммуникативно-познавательной сферы ребенка, а также на формирование первичных ценностных представлений; совершенствование психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива ДОО; оказание консультационной помощи родителям.

Коммуникативно-познавательная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – развитие таких познавательных процессов как логическое мышление, внимание, воображение, память и речь.

Психологическое сопровождение образовательной программы обеспечивает индивидуальный подход к ребенку в процессе развития его эмоционально-волевой, мотивационных сфер, познавательной активности, способности к коммуникативному взаимодействию и формирование познавательных качеств.

Программа по развитию детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного развития «Бархатовский детский сад», ФГОС ДО. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Конституция РФ, ст. 43, 72. - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель: развитие комуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольникольного возраста.

Задачи:

• Формировать навыки произвольного поведения;

• способствовать развитию коммуникативных навыков;

• обучать детей умению выражать свои мысли, принимать мнение других;

• развивать сплоченность детского коллектива, умение договариваться между собой, активность общения.

• развивать ответственность, инициативность и самостоятельность.

• развивать психические функции как: внимание, мышление, память, речь, творческое воображение и восприятие.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы и подходы к формированию программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определнными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

-принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учтом его актуальных и потенциальных возможностей, с учтом интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу психолога в зоне ближайшего развития ребнка;

- принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребнком в процессе партнерского сотрудничества со взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

-принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор психологом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста;

- принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает отношение к ребенку как к равноценному партнеру;

-принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает помощь и поддержку ребнка в сложной ситуации, предоставление ребнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

1.5. Планируемые результаты

Таким образом, развивающие занятия, как одна из форм организации деятельности детей способствует успешному достижению определенных ориентиров, таких как:

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеет подчиняться правилам;

Может выражать свои мысли и принимать чужое мнение, высказываться;

Проявляет инициативу и активность, участвует в совместных играх, упражнениях;

Может контролировать свои движения и управлять ими;

Адекватно оценивает свои возможности;

Хорошо владеет речью, умеет описывать предметы, находить логические связи, аналогии, концентрировать внимание на какой-либо деятельности, выполнять по инструкции, проявлять свое воображение и фантазию.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с направлениями.

Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Данна программа психологического сопровождения освоения детьми старшего дошкольного рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для детей старшей и подготовительной группы. Состоит их двух разделов:

1. «Я и мое окружение» - состоит из 30 занятий, которые начинаются с октября по май месяц. Проводятся развивающие занятия со старшей группой 1 раз в неделю с продолжительностью 25 - 30 минут. Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

2. «Я + Я» - состоят из 30 занятий, продолжительность которых состовляет 25-30 минут. Проводится с подготовительной группой 1 раз в неделю. Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе; развивать психические функции как: внимание, мышление, память, речь, творческое воображение и восприятие.

Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.

2.2. Структура занятий.

1) Организационная часть.

Организационная часть включает в себя ритуал приветствия и разминку.

-Ритуал приветствия – это игры и упражнения направленные на создание хорошего настроения, развитие навыков сотрудничества, эмоциональной зарядки, создание благоприятной атмосферы.

2) Основная часть.

Основная часть занятийстроится в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности, умения выполнять инструкцию.

3) Заключительная часть.

Содержанием данной части являются игры и упражнения направленные на снятие мышечного напряжения, снижение эмоциональной нагрузки и ритуал прощания.

2.3. Описание основных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Для реализации программы на занятиях используются различные формы и мотоды, средства:

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения используются игры и упражнения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «письменые задания», например: дорисовать, заштриховать, обвести, продолжить, нарисовать. Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие групповые игры и упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Сказка по кругу», «Путаница», «Ручеек», «Добрый волшебник», и так далее, которые требуют от детей проявить свою ответственность, инициативность и самостоятельность.

Использования метода беседы групповой и индивидуальной в работе с родителями и педагогами. Проведение групповых родительских собраний по вопросу готовности детей к школе. Индивидуальная консультация педагогов по вопросам индивидуальных особенностей детей.

Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе.

2.4. Тематическое планирование разделов программы.

Календарно-тематическое планирование раздела: «Я и мое окружение».

Октябрь

Занятие № 1 «Вводное - диагностическое».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия

1. Игра: «Знакомство».

II. Основная часть

Диагностический блок:

1. Методика «Шифровка».

2. Исключение предмета.

3. Какой фигуры не хватает (логическое мышление).

4. Графический диктант.

2. Подвижная игра «Слоны и бабочки»

III. Заключительная часть

Ритуал прощания

3. Упражнение «Комплимент». 30 мин

Ноябрь Занятие № 5 «Автопортрет».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Хвалюшка».

Разминка

1. Игра «Липучки».

II. Основная часть

2. Упражнение «Радио»

3. Упражнение «Ветер дует на.».

4. Упражнение «Мой портрет».

III. Заключительная часть

5. «Солнечный лучик»

Ритуал прощания:

6. Упражнение «Подарок другу». 30 мин

Декабрь Занятие № 9 «Общение».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия

1. «Поздоровайся так…».

Разминка:

2. Игра «Цапля – ворона – воробей».

II.Основная часть:

3. Игра «Подбери к слову пару».

4. Игра «Как общаться с королем».

5. Двигательное упражнение «Клубок».

III.Заключительная часть:

6. Упражнение «Кыш - муха».

Ритуал прощания: «Передача тепла».

30 мин

Январь Занятие № 13 «Радость».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Конкурс хвастунов».

Разминка:

2. Игра «Бывает - не бывает».

II. Основная часть.

3. Воодная беседа:

4. Упражнение «Эмоции».

5. Подвижная игра: «Скучно так сидеть».

6. Упражнение «Нарисуй свою радость».

III. Заключительная часть

7. Упражнение «Надувная кукла».

Ритуал прощания: «Пожатие»

30 мин

Февраль Занятие № 16 «Удивление».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия:

Ритуал приветствия.

1. «Поздороваемся с удивлением»

II. Основная часть

2. Игра-ассоциация «Удивление».

3. Этюд «Живая шляпа».

4. Рисунок «Удивлённый человек».

III. Заключительная часть

5. «Удивительный цветок»

6. Ритуал прощания с группой: «До встечи!» 30 мин

Март Занятие № 20 «Любимый сказочный герой»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия - разминка:

1. «Как в сказке!»

II. Основная часть

2. Игра «Хоровод сказочных героев».

3. Игра «Любимый сказочный герой».

4. Рисунок «Мой любимый сказочный герой».

III. Заключительная часть

«Сказка в гости пришла»

Ритуал прощания: «Поклон»

30 мин

Апрель Занятие № 24 «Я нужен»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. «Я сегодня вот такой»

Разминка:

2. Упражнение «Скала».

II. Основная часть

3. Игра «Ладошки».

4. Упражнение «Я знаю».

5. Ролевая гимнастика.

III. Заключительная часть

6. Рисунок «Моя ладонь».

Ритуал прощания: «Улыбка». 30 мин

Май Занятие № 30 «Завершение»

I.Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. «Ладошки»

Разминка:

2. Игра «Ты цветок, а я пчела

II.Основная часть

3. Игра «В старом чулане»

4. Игра «Закончи предложение»

5. «Добрый волшебник»

III.Заключительная часть

6. Упражнение «Отдых на море»

Ритуал прощания. Речевка

Календарно-тематическое планирование раздела: «Я+Я».

месяц Темы занятий Содержание Кол-во часов

Октябрь Занятие № 1 «Я и мой внутрений мир».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Упражнение «Приветствие-улыбка».

Раминка

2. Подвижная игра: «Веселая гимнастика».

II. Основная часть

3. Упражнение «Визитная карточка»

4. Упражнение «Скучно так сидеть».

III. Заключительная часть

Расслабление в

5. «Поза морской звезды»

Ритуал прощания

6. Упражнение «Доброе пожелание». 30 мин

Октябрь Занятие № 2 «Какой Я».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Упражнение «В подарок – хорошее настроение».

Разминка

2. «Кто позвал»

II. Основная часть

3. Упражнение «Нос к носу».

4. Упражнение «Волшебный лес»

5. Упражнение «Земля воздух и огонь»

III. Заключительная часть

6. Упражнение «Отдых на берегу моря».

Ритуал прощания

7. «Волна». 30 мин

Ноябрь Занятие № 5 «Мои ресурсы».

. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Приветствие – по разному»

Разминка

2. Игра «Липучки».

II. Основная часть

3. Упражнение «Визитная карточка»

4. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».

5. Подвижная игра «Циклоп»

III. Заключительная часть

6. «Солнечный лучик»

Ритуал прощания:

7. Упражнение «Подарок другу». 30 мин

Декабрь Занятие № 9 «То, что меня окружает».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Упражнение «Рукопожатие».

Разминка:

2. Упражнение «Эхо».

II. Основная часть.

3. Упражнение «Поход».

4. Упражнение «Что можно сделать с этим предметом?»

5. Подвижная игра «Запомни движения».

III. Заключительная часть

6. Упражнение «Потянулись - сломались».

Ритуал прощания:

7. Упражнение «Клубок». 30 мин

Январь Занятие № 13 «Язык жестов и движений».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Игра «Я сегодня вот такой».

Разминка:

2. Игра «Морские волны».

II. Основная часть.

3. Игра «Дотронься до».

4. «Собачка»

5. Игра «Охота на тигра».

III Заключительная часть

6. Игра «Черепахи»

Ритуал прощания:

7. Упражнение «Доброе животное». 30 мин

Февраль Занятит № 16 «Жить - дружно». I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Игра «Солнышко»

Разминка:

2. Игра «Дружный карусель».

II. Основная часть.

3. Подвижная игра “Волны”

4. «Сказка про дружбу».

5. «Сочини свой танец»

III Заключительная часть

6. “Муха на носу”.

Ритуал прощания:

7. «Дружная семья». 30 мин

Март Занятие № 20 «Учимся думать»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. «Именной круг».

Разминка

2. Игра «Пчелы».

II Основная часть.

3. Словесная игра: «Мячик с путаницей»

4. Упражнения «Задачи-шутки».

5. Упражнения «Сосчитай и дорисуй»

III Заключительная часть

6. Игра «Не шевелись».

Ритуал прощания:

7. «Пожатия». 30 мин

Апрель Занятие № 24 «Учимся говорить»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Игра «Я сегодня вот такая….»

Разминка

2. Игра – разминка «Овощи»

II. Основная часть.

3. Упражнение «Волшебные квадратики»

4. Упражнение «Дорисуй».

5. Игра «Сесть - встать»

III.Заключительная часть

6. Упражнение «Похвалилки».

Ритуал прощания

7. «Комплимент». 30 мин

Май Занятие № 31 «Мой коллаж»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Разминка

2. Игра:«Загадки»

II. Основная часть.

3. Игра: «Отгадай предмет по описанию».

4. Упражнение «Автопортрет».

5. Игра «Слушай внимательно»

III Заключительная часть.

6. Коллаж на тему: «Какой Я и мои достижения!»

Ритуал прощания:

7.«Похлопаем в ладоши сегодня Я хороший!»

2.5. Работа с родителями.

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Повышать уровень компитентности о психологических особенностях детей 5-7 лет, через совметсные родительские собрания на тему: «Правила эффективного общения с ребенком», «Что такое готовность к школе?», что такое «Кризис 7 лет». Подготовить буклеты в помощь родителям по подготовке детей к школе в домашних условиях.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы.

Материально-технические условия соответствуют условиям реализации Программы:

Вид помещения, количество Функциональное использование Оснащение

Кабинет педагога – психолога Психолого-педагогическая диагностика.

Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками и детьми МБДОУ Стол и стулья для детей, шкаф для методической литературы, игрушек и пособий.

Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей.

Игровой материал, развивающие игры.

Компьютер

Доска магнитная

В основной раздел занятия включены задания для индивидуальной работы, где используются дидактические материалы:

Карточки – картинки;

Карточки- предметы;

Разрезные картинки;

Карточки – нелепицы;

Карточки – пары;

3.2. Основные направления деятельности педагога - психолога по реализации программы психологического сопровождения.

Образовательная деятельность с детьми.

Развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры с правилами) и упражнения, направленные на преодоление возможных трудностей коммуникативно - эмоционального развития детей.

Беседы, рассказ, создание проблемных ситуаций

Создание игровых ситуаций в детских видах деятельности

Этюды, игровые упражнения, музыкотерапия в течение учебного года в течение учебного года

Развитие сотрудничества и общения;

Снятие психоэмоционального напряжения;

развитие творческого самовыражения.

Формирование толерантности, как гуманистической позиции по отношению к другому

Развитие самопознания у детей.

Развитие эмоциональной сферы, и детских чувств.

Взаимодействие с родителями

Консультации:

«Самооценка дошкольника»,

«Кризисс 7-ми лет»,

«Особенности развития в познавательной сфере»;

Родительское собрание:

«Что такое готовность к школе?»

«Правила эффективного общения с ребенком». В течение учебного года

Психолого-педагогическое просвещение

Формирование представления у родителей об основных параметрах готовности ребенка к школе. Как в домашних условиях ребенка готовить к обучению в школе, формирование мотивационной готовности.

3 Взаимодействие с педагогами

Консультации:

– «Особенности развития познавательной сферы у конкретных детей, их проблемы и возможности решения». В течение учебного года

Публикации по теме:

Презентация «Групповые формы работы в рамках психологического сопровождения» Проводятся с детьми 3 – 10 лет с учетом возрастных особенностей и направлены на развитие: Эмоционально-волевой сферы: Развитие эмоциональных.

Программа кружка по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Я — ты — мы» Программа кружка «Я – ты – мы!» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет на 1 год обучения Составитель: Киреева Наталья.

Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста Организация психолого–педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе педагог-психолог.

Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» Программа исследования по теме: «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» Экспериментальная.

Программа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки» Программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» Актуальность. Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с.

Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера» Актуальность программы Актуальность данной программы определяет стратегия образовательной политики, сформированная в Федеральном законе.

Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Программа.

Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста Литература: 1. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. 2. Коррекционно.

Рабочая программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «О правах – играя! Пояснительная записка. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического.

Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Компьюша» Пояснительная записка. Данная программа кружковых занятий по информатике построена таким образом, чтобы помочь дошкольникам научиться общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2018 в 10:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Игнатьева (УИ 769798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД