Эльфия Улисова
Классическая музыка в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила музыкальный руководитель «МБДОУ Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Улисова Э. Б.
Цель: через классическую музыку воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к Родине, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного.
Задачи:
• развивать интерес и любовь к музыке;
• повышать музыкальную восприимчивость, музыкальный слух;
• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.
Публикация «Классическая музыка в различных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
Знакомство с творчеством композиторов-классиков является одним из важнейших условий эстетического воспитания и образования детей. Благородство идей, выраженных в классической музыке. Её выразительность, слияние формы и содержания воспитывают в детях вкус и способствуют правильному пониманию музыкального искусства.
Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное, художественно-эстетическое восприятие мира. Классическая музыка является могучим, ничем не заменимым средством формирования их духовного мира. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного - его надо развивать и воспитывать. Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Во многом этому помогает классическая музыка. Она помогает также осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить, глубже чувствовать и размышлять, понять те чувства, которые выразил композитор. Музыкальное воспитание – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.
Классическая музыка разных эпох и стилей – это особенный мир, в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. Организацию процесса восприятия классической музыки принято проводить, опираясь на три темы:
1. Какие чувства передает музыка?
2. О чем рассказывает музыка?
3. Как рассказывает музыка?
Беседу каждый раз лучше начинать с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми, отталкиваясь от настроений, чувств, выраженных в музыке, от настроений к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ. Мир духовной жизни ребенка интересовал многих композиторов-классиков. Мусоргский, Шуман, Чайковский, Лядов, Прокофьев рассказывали в своих произведениях о многообразии и глубине переживаний детей, об их увлечениях, играх, интересах. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются воспитанниками детского сада с особым удовольствием. Их привлекают доступность, простота, яркая характеристика музыкальных образов, интересный сюжет.
Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен – музыку Баха, Моцарта, Шопена, глинки, Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакого. Для этого нужно самому познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самой важное – дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость.
В своей повседневной работе с детьми я исхожу из того, что главной задачей музыкального воспитания в детском саду является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка. Задача в том, чтобы помочь ребенку через классическую музыку осознавать свои мысли и чувства. Слушая музыку, дети начинают чувствовать и понимать, что музыка – это сама жизнь. В своей работе я использую вокальную и инструментальную музыку. Это позволяет увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор,
Пробудить у детей интерес к классическому музыкальному искусству – задача огромного значения, ибо классическая музыка со своей яркостью, простотой, демократичностью и эмоциональным содержанием представляет высокохудожественные образцы творчества и является благодарнейшим материалом для воспитания человека современного общества.
Но для того чтобы дети более глубоко и эмоционально воспринимали классическое музыкальное произведение, педагогу необходимо проделать определенную работу.
Мой опыт, связанный с использованием на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, повседневной жизни детского сада классической музыки позволяет сделать вывод о роли музыки в развитии личности ребенка. Классическая музыка обогащает его эмоциональное восприятие (переживание, и кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления. Вовлечение детей в музыкальные действия способствует их интересу к музыке, у детей формируется определенное отношение к действующим лицам, развивается способность эстетического переживания, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. Очень хочется, чтобы любовь педагога-музыканта к музыке передалась воспитанникам и пусть музыка оставляет в душе свет, тепло, добро и радость. От нас зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.