татьяна бурлюк
Конспект НОД «Музыка зимы»
ЦЕЛЬ: Создать условия для воспитания чувства любви к музыке о природе.
Проблема: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.
ЗАДАЧИ:
Образовательные.
Грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку. Продолжить освоение музыкального языка, его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.
Публикация «Конспект НОД „Музыка зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.
Развивающие.
Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.
Предварительная работа: знакомство детей с творчеством И. Шишкина, стихами Пушкина, разучивание мелодии и текста песни "Русская зима" Л. Олифировой.
ТСО: Музыкальный центр, диски, проектор
МУЗ. ИНСТРУМЕНТ: фортепиано.
План НОД.
I. вводная часть
1. стихи о зиме.
2. Беседа о зиме (вопросы, просмотр картин И. Шишкина.
3. Слушание музыки П. Чайковского.
4. Вопросы.
II. Исполнение песни. Слушание стихов А. Пушкина.
III. Итог занятия.
Оборудование и материалы :
1. Презентация с картинами Шишкина. Портрет композитора П. Чайковского.
2. Магнитофон, диск, фонограммы на USB-носителе.
Ход.
I.
Дети входят в музыкальный зал под музыку (Звучит начало пьесы «На тройке» П. Чайковского)
Приветствие: «Здравствуйте!» (C-dur)
Музыкальный руководитель читает стихи «Чародейкою Зимою» Федора Тютчева
о зиме.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Музыкальный руководитель. Догадались, о чем сегодня мы будем говорить? (слайд)
Тема: «Музыка Зимы»
Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?
Какие звуки можно услышать зимой? ( Ответы детей: скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)
Какими красками можно нарисовать зиму? ( Ответы детей: сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)
-Поднимите руку те, кто любит зиму?
-А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму. (Показ слайдов с изображением зимы) Эти картины нарисовал русский художник И. Шишкин.
Музыкальный руководитель. Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо на всех картинах и одинаковое, и разное. Оно почти бесцветное, серое, серо – голубое.. Деревья одеты в шубы и шапки.
Художник мастерски изобразил состояние природы. Беловато-серый снег, свинцово-серое небо.
Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.
-Какими выразительными средствами пользовались художники?
-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то студёный.
-Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.
Жил в Росси такой замечательный человек – композитор Петр Ильич Чайковский.. Каждому времени года он написал музыку. Мало того, каждому месяцу времени года соответствует своя музыкальная пьеса. Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки. Перед прослушиванием музыки я хочу настроить вас на лирический лад: «Вечер зимний в небе синем звезды яркие зажёг. Ветви сыплют снег пушистый на подсиненный снежок. Сказка тихо в дверь стучится. Ты впусти ее, дружок!» Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.
Первой пьесе альбома «Январь» П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». (слайд - изображение камина с огнём)
«Камелёк» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.
*Звучит пьеса П. Чайковского из цикла «Времена года». «У камелька» «Январь»
- Какое настроение музыки? Что вы представили под эту музыку?
- Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей) Какие «краски» использовал? Какие средства музыкальной выразительности использовал? (ответы детей). Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы детей)
Музыкальный руководитель. Зимой холодно. Много пословиц и поговорок сложили люди о зимнем времени года. Вот одна из них. «Мороз невелик, да стоять не велит». Вот и мы подвигаемся, чтобы зимой не замерзнуть.
Физминутка. А на улице мороз, ну-ка взялись все за нос. Не хотим мы бить баклуши, ну-ка взялись все за уши. Покрутили, повертели, вот и уши отогрели. Ручками похлопаем, ножками потопаем. Топ – топ, топ-топ, хлоп-хлоп. А потом, потом, потом от мороза все бегом. (сели на стулья)
Музыкальный руководитель. Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное, они всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, художник и композитор, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.
II часть. Поэты тоже своё отношение к зиме выразили через слово. И я хочу прочесть стихи А. Пушкина. Идет волшебница-зима.»
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Музыкальный руководитель. Ребята, какие игры и забавы есть зимой? (игра в снежки, катание на санках, на лыжах) Да, обо всем этом мы споем песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней.
Исполнение песни «Русская зима». Музыка и слова Людмилы Олифировой.
Музыкальный руководитель. Расскажите, с каким настроением вы исполнили песню ( ответы детей: песню пели весело, задорно, плясали в хороводе)
Итог, обобщение.
Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.
-Какие произведения о зиме прозвучали сегодня? («У камелька» П. Чайковского)
-Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.
Зимушка - зима приготовила для вас «зимние» слова: метель, кружится, хрустальный, зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холод, уснули, злится. Придумайте одно предложение, посвященное зиме, используя эти слова.
Наше занятие, посвященное прекрасному времени года закончилось. Когда вы будете идти домой, то посмотрите на природу глазами поэта Пушкина, композитора Чайковского, художника Шишкина. Спасибо.