Ефимова Елена
План-конспект музыкального занятия «Путешествие в зимний лес» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Классическая музыка в ДОУ. Времена года.
План-конспект музыкального занятия «Путешествие в зимний лес»
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.
«Путешествие в зимний лес»
[/b]
подготовила: музыкальный руководитель
ГБОУ №2122 ДОП «Аист» г. Москва
План-конспект музыкального занятия.
Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Тема: альбом «Времена года» А. Вивальди и П. И. Чайковский - «Зима»
Тип занятия: интегрированное.
Задачи:
Публикация «План-конспект музыкального занятия „Путешествие в зимний лес“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
1. Обучающая- учить имитировать игровые действия.
2. Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
3. Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними явлениями в природе: рассматривание морозных узоров на окнах.
Оборудование и материалы:
Музыкальный материал:
- «Декабрь» из цикла «Времена года» (музыка П. И. Чайковского);
- «Зима» (музыка А. Вивальди);
Раздаточный материал, ТСО:
-Шаблоны рисунков, кисточки для каждого ребенка;
- Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;
Ход занятия:
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Муз. руководитель (М. р.): Зравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. р. :
- Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о музыке, которая умеет рассказывать нам удивительные истории. Давайте вспомним, о чем нам с вами уже рассказывала музыка? Правильно: об осени
- Ребята, музыка умеет рассказывать о временах года. Об осени музыка нам уже рассказывала. Сейчас я вам загадку загадаю, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года мы сегодня поговорим…
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответ: зима)
М. р. : Правильно, ребята, зима. Отправляемся в удивительное путешествие в зимнюю сказку.
А вот стихотворение послушайте:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею.
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт И. Суриков. А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? А вы любите зиму? Почему?
А теперь давайте послушаем, как об этом замечательном времени года рассказывает музыка, которую написал великий композитор А. Вивальди.
Слайд: портрет А. Вивальди
Мы с Вам уже знакомились с его музыкой и циклом «Времена года». Какое произведение мы слушали из этого цикла?
Это время года «Осень» - торжественная, яркая. Вивальди рисовал картинку охоты.
А сегодня мы послушаем еще одно произведение из этого цикла «Зима».
О чем рассказывает нам музыка? Какую картинку природы можно нарисовать?
Слушание «Зима» А. Вивальди.
- Какую зиму вы себе представили, слушая эту музыку? Какая по характеру музыка?
Правильно, музыка торжественная, народ радуется, ликует. Играет в снежки, катается на санках.
Какие вы слышали инструменты?.
Напоминаю существуют духовые_в которые мы дуем, струнные_это инструменты есть струны, ударные_в которые ударяем палочками, рукой.
Дети: В этом произведении звучали струнные инструменты.
Музыкальный руководитель: А сейчас посмотрим фрагмент видео произведения А. Вивальди «Зима» в исполнении инструментального оркестра.
Видео А. Вивальди «Зима»
Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.
Здесь нас ждет встреча с музыкой великого композитора, который написал цикл пьес «Времена года».
Ребята, а какой русский композитор написал музыкальный альбом «Времена года»?
Дети: П. И. Чайковский
Слайд портрет композитора
Музыкальный руководитель: Правильно! Какое произведение из этого цикла мы с вами слушали? Дети: «Осеннюю песнь».
Музыкальный руководитель: О чем рассказала нам музыка?
Мы слышали стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
Музыкальный руководитель: В музыкальном альбоме Чайковского «Времена года» — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году.
И сегодня, я предлагаю вам познакомиться, еще с одной пьесой, которая называется «Январь» П. И. Чайковский, этой пьесе, дал ещ одно название — «У камелька».
«И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела.
Слайд «У камелька»
Звучит музыка П. Чайковского «У камелька» продолжительность 5 минут,
на фоне 1части произведения звучит рассказ:
Музыкальный руководитель:
«Камелк» - какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Прости, дружок, я и забыла, что, если ты жившь в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Птр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чм-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно.
Вс время повторяется небольшая музыкальная фраза — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.
Что же нарушило тплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чм-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то сво, мысленно рисует себе какую-то свою картинку.
в процессе звучания музыки произносит: Вечереет, за окном темно, Только нам уютно и тепло. Может, сказка бродит у окна, В этот вечер заглянула к нам она.
Продолжает звучать 2 часть произведения «У камелька»
Выполняют пальчиковую гимнастику «Пламя свечи»(кисти рук- свеча, пальцы- пламя)
Окончен бал. Зиме пора. Другая гостья у двора. Но, чтоб согреться нам слегка, Мы посидим у камелька.
Детям предлагается расположиться рядом с камельком в свободной позе.
Музыкальный руководитель: Какая это музыка? О чем она вам рассказала?
Музыкальный руководитель: Вы правильно поняли музыку!. Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменнная. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.
А какие инструменты исполняли произведение П. И. Чайковского «У камелька»
Дети: фортепиано
Мы, как бы увидели язычок пламени, который, то спокойно, то ярче мерцает в камине. Вам понравилась картина, нарисованная красками музыки?
Не хватает только красивых художественных красок! А теперь прошу Вас слушать внимательно эту музыку, и самому разукрасить волшебный вечер у камелька. Подходите к столам. Каждый из вас будет рисовать на свом листе-шаблоне пока звучит музыка.
(звучит музыка П. И. Чайковского «Январь» «У камелька», дети выполняют работы).
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и побывали с вами в зимней сказке.
Что узнали нового, интересного?
Слайд: портреты композиторов, муз. инструменты
А теперь нам пора возвращаться.
Давайте возьмемся за руки и скажем волшебные слова: По тропинке мы пойдем, В детский сад скорей придем.
Музыкальный руководитель: Вот мы и в детском саду. 1. Скажите, понравилась ли вам прогулка по зимнему парку? 2. Что нового вы узнали? 3. Чему научились? 4. А что вам запомнилось больше всего? 5. А какое настроение у вас после зимней музыкальной прогулки?
Дети: Веселое, радостное, солнечное.
Дети прощаются и уходят из зала.