Аноним
Конспект занятия «Зимний лес» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы :
Рассказы и сказки на тему «Зимний лес» (в настольном театре)
Цель: Развитие связной речи.
Образовательные задачи:
Учить детей придумывать сказки, используя предложенные педагогом игрушки; рассказывать связно, логично и выразительно, используя фигурки настольного театра; использовать в речи образные слова и выражения;
Уточнить знания детей о признаках зимы, активизировать словарь по данной теме;
Публикация «Конспект занятия „Зимний лес“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Упражнять в правильном произношении звука «с» с опорой на материал занятия;
Упражнять в образовании родственных слов к слову «снег», в подборе однородных определений и сказуемых к определенному слову;
Упражнять в диалогической форме речи; учить отвечать полным ответом;
Развивающие задачи:
Развивать речевую активность, длительный плавный выдох; зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь; артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
Развивать фантазию, творчество детей на основе полученных знаний.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: выкладывание схемы слов Илья Ш., Гриша З., Егор Ш.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Предварительная работа: На прогулке: наблюдение за природой, сезонными изменениями, изменениями свойств снега, лепка снежков, снеговика; чтение художественной литературы на зимнюю тематику; изучение в ходе занятий, примет и признаков зимы; дидактические игры по сезонным явлениям; прослушивание музыкальных произведений; хороводные музыкальные игры, танцевальные импровизации; придумывание с детьми сказок на определенную тему.
Оборудование: мяч, стол, вата (снег, деревья, фигурки зверят – волк, лиса, заяц (настольный театр); цветные карандаши, листы белой бумаги, ножницы. ; мультимедийное оборудование, материал по развитию звуковой культуры речи, снежный ком, запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», картинки по теме «Зима».
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Подарите зимушке красивые зимние слова.
Дети передают снежок и называют зимние слова : вьюга, снегопад, метель, коньки, сугробы, каток, буран, морозные узоры, иней, сосульки и т. д.
Вводная беседа:
Загадка:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)
- Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме.
- Давайте мы с вами вспомним и назовем приметы зимы:
- Солнце светит, но не греет,
- небо серое, голубое, пасмурное,
- деревья стоят голые,
- деревья покрыты снегом,
- зимующие птицы,
- животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки,
- люди надели зимнюю одежду,
- дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговика.
Физминутка «Зима»
Наконец пришла зима (Дети разводят руки в сторону)
Стали белые дома (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет (двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет (Имитируют)
Мы катаемся на санках (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги (руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)
И играем все в снежки (Лепят и бросают снежки)
Речевые игры: (мяч).
- Зима какая? (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая, нарядная).
Игра: «Придумай слово»
- Что всегда бывает зимой? (снег). Придумайте родственные слова к слову «снег» (снежок, снеговик, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегоход и т. д.).
- Снег что делает? (идёт, тает, сверкает, скрипит, падает и т. д.)
- Что ещё может идти? (часы, человек); что тает? (мороженое, лёд); что летает? (самолёт, птица); что падает? (яблоко, камень).
- Какой первый звук в слове «Снег» («с»)
- Назовите слова, в названиях которых есть звук «С» (кресло, санки, лист, сугроб, слон, и т. д.)
Речевая разминка:
Проговаривание с детьми чистоговорки:
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Су – су- су – было холодно в лесу.
Сы – сы – сы - косы, волосы, усы.
Аса – аса – аса - колбаса и касса.
Усы – усы – усы – сарафан и бусы.
Игра «Назови лишний слог»
Воспитатель показывает ряд слогов, ребенок называет лишний слог:
Са – са – со – са; сы – су – су; ос – ос – ыс – ос и т. д.
Физминутка «Жонглер»
Поймай слово со звуком «С», услышишь звук – подпрыгни.
Сани, сом, щетка, зайка, собака, чайник, терка, шуба, сто, самолет, тетя, снеговик, чайка, санки, …и т. д.
Игра «Определи место звука»
Воспитатель называет слова со звуком «С», дети определяют, где этот звук находится в начале, в конце или в середине слова.
Выкладывание схемы слова «Снег», «Зима» с последующим анализом.
Индивидуальная работа: Один ребёнок у доски составляет схему слова «снег». Для проверки схемы слова «зима» выходит ребёнок к доске.
Игра: «Добавь слог «са» или «сы»
Ли, ве, ко, бу, у, вол, коле, поло, колба, и. др.
Игра «Живые звуки»
Детям даются карточки со звуками, они должны встать так, чтоб получилось слово.
Упражнение «Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.
Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- А ещё зимой дует сильный ветер, и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки. Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Составляем рассказ:
- Снежная туча засыпала все землю снегом. Вот сейчас мы на столе изобразим «снег» (застилаю стол ватой)
- Снег зимой какой? (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый….)
- Что за дерево - и зимой, и летом зелено? Почему так решили? (Выставляю елку на снег, покрываю снегом)
- Что за зверь лесной: «Уши долги, хвост короткий»? (Ставлю на снежок зайца)
- «Кто зимой холодной, ходит злой, голодный»
Дети – Это волк. Можно догадаться по словам «злой», «голодный». Зимой холодно, и волк всегда голодный.
- Правильно. (Выставляю игрушку волка).
- «Рыжий хвост, пушистый, мех золотистый, кур крадет»
- Повторите, как описали в загадке лису. (Выставляю игрушку лисы)
- Вот у нас получился лес, полный сказок и чудес. Как думаете, почему так говорят: «Лес, полный сказок и чудес»
Дети – Потому что в лесу много разных зверей, волков, белок, лисиц, зайцев. За ними интересно наблюдать, можно сказку придумать.
- Верно. Вот сейчас и будем сами придумывать чудеса про зимний лес, полный сказок и чудес. Прежде чем сочинить сказку про зимний лес и его обитателей, давайте вспомним, каким бывает зимний лес?
- Зимний лес может быть, каким? (зимний лес может быть красивым, белоснежным, тихим, пушистым, холодным)
- День какой? (зимний день, морозный день, холодный день, ветряный день, пасмурный день)
Речевая разминка:
- Представьте себе, что мы лыжники и бежим на лыжах по белоснежному морозному лесу. Встаньте на лыжи, снег скрипит под ногами: ССС! ССС! ССС! (показываем, как бегут лыжники). Выбежали на лесную поляну. Снег заскрипел по другому: ШШШ1 ШШШ! ШШШ! Показалась впереди горка! Все присели, громко считаем: Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Хорошо кататься в лесу на лыжах. Радостно говорим хором:
«Ах. Ты, зимушка – зима,
Все дороги замела!»
Тихонько садимся на места,
сейчас начнутся чудеса.
- Да, сейчас начнутся чудеса. Чего только не происходит в зимнем лесу! Вот на столе у нас уголок зимнего леса : заснеженный лес, лохматые ели, а в лесу прячется и серый волк, и в яркой рыжей шубе лиса, и белоснежный заяц с темными ушками. Давайте придумаем сказку про зверей. Вы ведь помните, в сказках звери всегда разговаривают: радуются или печалятся, пугаются или храбрятся, тревожатся, - одним словом, живут своими заботами.
План придумывания сказки:
- О чем надо придумать сказку:
• Сначала рассказать, какой стоял день.
• Какие звери повстречались в лесу?
• Что с ними случилось?
• Чем все закончилось?
- Когда будете рассказывать, можно передвигать те фигурки, которые захотите взять. Постарайтесь придумать сказку по своему.
Пальчиковая гимнастика: Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз - подбросим, два – поймаем, («подбрасывают», «ловят» снежок)
Три – уроним и сломаем. (Опускают руки, топают)
Рассказы детей (5-6человек)
Оценка воспитателем каждого рассказа
Итог:
- Чья сказка вам понравилась больше всех?
- В чьем рассказе вы услышали больше красивых слов?
- Чья сказка была самой поучительной и интересной?
- Сказки нас всегда чему - то учат. И т. д.
- Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы известным вам стихотворением поэта С. Есенина, а вы мне поможете (звучит тихая музыка)
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Рефлексия
Детям предлагается пройти к столам, на которых лежать листы бумаги и вырезать снежинки.