Наталия Кудрявцева
Кинотренинг в работе педагога — психолога
Кинотерапия в работе педагога – психолога хорошо сочетается с другими методами групповой работы, что позволяет использовать ее и как самостоятельный, и как вспомогательный метод при решении широкого спектра психокоррекционных и психотерапевтических задач.
Кинотренинг хорошо зарекомендовал себя как метод группового обучения.
Публикация «Кинотренинг в работе педагога — психолога» размещена в разделах
Радикальные изменения в системе школьного образования затрагивает и школу для детей с нарушениями интеллекта. Учащиеся коррекционных школ нуждаются в специально организованной психологической помощи. Это дети с различными нарушениями, у которых в процессе развития формируются вторичные и третичные отклонения. Они проявляются в недоразвитии высших психических функций, социальной стороны поведения. У детей с тотальным недоразвитием имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга. Среди детей с подобными нарушениями есть и с нарушениями поведения.
Какие же методы могут повысить эффективность работы педагога – психолога коррекционных школ?
Наиболее «экологичным» со стороны влияния на сознание учеников и в то же время доступным и интересным для них можно считать метод кинотренинга, который сегодня успел себя зарекомендовать в педагогической практике.
Как психолог коррекционной школы данный метод стараюсь применять в работе, но с учетом возрастных и специфических особенностей каждой категории детей с особыми образовательными потребностями.
Мои наблюдения показывают, что просмотр фрагмента фильма – художественного, документального, мультипликационного или просто видеоролика, помогают детям понимать то, что они видят на экране и то что происходит в их собственной жизни. Происходит проекция собственных проблем, что помогает увидеть себя как бы со стороны. Ученик начинает идентифицировать себя с героем фильма, которого он выбирает как похожего к своей жизненной ситуации. Это помогает включиться ему в происходящее на экране. И несмотря на то, что там в сюжете ситуация вымышленная, переживания у детей реальные. Появляется возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни. При обсуждении просмотренного фрагмента видно на чем фиксирует внимание ученик – на том, что для него значимо. Это помогает понять его скрытые проблемы. Формируется важное умение формулировать свою мысль.
Но самым эффективным, на мой взгляд, является возможность удовлетворить потребность ребенка в безопасности. Зачастую при беседе с подростком чувствуется как он ищет возможности спрятаться от пугающих его вопросов, когда приходится обращаться к болезненным для него темам. Здесь же появляется возможность оставаться «скрытым», и педагог с наибольшей осторожностью может прочувствовать мир его переживаний. Получается, что кинотренинг выступает как «маска», ведь образ киногероя не совсем правда, «не моя жизнь». Таким образом, используя просмотр фрагментов фильмов психолог открывает возможности для психотерапии.
Помимо этого, в фильмах заключен обучающий смысл, позволяющий развивать социальные, культурные, моральные стороны личности. Во время групповой беседы обсуждаются впечатления, чувства, мысли от просмотренного фильма, анализируются герои и их поступки. Также обсуждаются наиболее актуальные темы (например, «смерть», «предательство», «любовь к матери», «преступление», «стыд» и т. д.). Ведь главный критерий для отбора фильма: он должен учить моральным ценностям (добро, любовь, сострадание, терпение, красота, ставить перед учеником нравственные вопросы («Совесть и вседозволенность», «В чем смысл жизни?», «Умение прощать» и т. д.).
Такая форма работы способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, умению определения эмоциональных состояний героя сюжета и собственных чувств. Идет обучение навыкам рефлексии. Расширяется поведенческий репертуар у ученика – ведь в дискуссии после просмотра идет обсуждение количества способов решения какой-либо проблемы. Еще важным моментом является возможность познакомиться с мнением одноклассников. Дети учатся терпимости и навыку слушания других.
Кроме того, на занятии удается тренировать внимание, память, наблюдательность, логического мышления и т. д.
Учитывая особенности развития детей коррекционной школы часто использую метод «стоп кадра». На переломном моменте сюжета нужно остановить просмотр фильма, так как такая «порциональная» подача материала легче воспринимается учащимися. Ученики делятся со всеми возможными вариантами развития сюжета, тем как поступили бы они. После группового обсуждения просмотр фильма продолжается. Кроме того, метод «стоп кадра» позволяет не перегружать детей, не вызывает утомление.
Считаю, что подобная форма работы удобна, доступна и эффективна. Групповой просмотр фильма (фрагмента) с последующим его обсуждением – не только эстетическое удовольствие, но и полезный инструмент в руках педагога-психолога.
Список использованной литературы:
1. Березин С. В. Кинотерапия. Рабочая программа дисциплины. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.
2. Березин С. В. Кинотерапия : практическое пособие для психологов и социальных работников. – Самара, 2003.
3. Левшина И. С. «Подросток и экран». М. Педагогика, 1989.
4. Пензин С. Н. «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987.