Оксана Тарабанова
Кинезиологические упражнения в коррекции нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия в старшей группе с использованием элементов кинезиологии.
Тема: «Автоматизация [Ш]
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять правильное произношение звука [Ш]
в слогах, словах.
-Определять позицию звука в слове.
-Совершенствовать навыки анализа обратных слогов.
Коррекционные :
-Развивать фонематический слух, память, мышление, ориентировку в пространстве.
-Синхронизировать работу полушарий.
-Продолжать работу по развитию общей и мелкой моторики.
1. Организационный момент.
Публикация «Кинезиологические упражнения в коррекции нарушений речи» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Я загадаю о нем загадку, а вы попробуйте догадаться, кто это? Слушайте внимательно:
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. ( ответ: змея)
- Правильно, это змея. А зовут её Шипелочка. Ну, что нравится вам наша гостья? Шипелочка очень любит шипеть и поэтому хочет посмотреть как мы с вами научились правильно это делать. Но давайте немного усложним нашу задачу и покажем Шипелочке несколько вариантов нашего шипения, может Шипелочке понравится и она будет тоже так делать.
Произношение изолированного звука [Ш]. Дыхательная гимнастика. (упражнение кинео «свеча»)
- Как змейка Шипелочка шипит? Ш - ш – ш!
Да, правильно, молодцы! Шипелочке очень понравилось наше шипение, давайте покажем ей чему мы научись еще.
2. Развитие пальцевой моторики.
Для начала давайте разомнем наши пальчики.
«Засолка капусты».
Резкие движения кистями вверх и вниз. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Шипелочка тебе нравиться наше упражнение? Но это не все ребята могут еще многому тебя удивить. Ребят чтобы правильно произносить звук (Ш, чему мы с вами учили наш язычок? Давайте покажем.
3. Артикуляционная гимнастика.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – в чашку чай мы наливаем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
-Молодцы, вы замечательно справились.
4. Произношение слогов и слов
«Волшебные слова»
В слогах: ша шо ши шу ше ша шо аш ош уш иш ош аш еш
(упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш».)
В словах: шапка, мишка, ослик, ландыш, шайба, майка, уши, лиса, клавиши, вишенка, мимоза, стол, рыба, шут.
машина, шум, ужин, малыш, : шапка, шаль, вата, волк, шахматы, шайба, обед, сад, шахта, шашки, шалаш, шов, шелк, шоколад, шофер, шепот, шорох, шина, шить, шинель, шило.
(«кулак-ребро-ладонь»)
Молодцы ребята, вы замечfтельно справились с заданием. Давайте с вами минутку отдохнем и сделаем физкультминутку.
5. Динамическая пауза
«Дерево»
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
«Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
6. Закрепление звука в словах
Шипелочка очень любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние слова.
Прицепившись к задней шине
Мишка едет на (машине).
Будут кушать малыши
Суп молочный из … (лапши).
Молока налили в плошку,
«Кис-кис-кис», - позвали… (кошку).
Любопытные мартышки
Собирают с елок… (шишки).
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся… (мыши).
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову … (подушку).
6. «Нарисовать букву Ш сначало правой рукой, затем левой.
7. Итог.
Нам пора прощаться с Шипелочкой. Шипелочке понравилось, как вы говорили и выполняли задания.
- Какой звук вы сегодня произносил чаще всего?
- Что было трудным для вас?
Какое задание понравилось больше всего?