Светлана Владимировна Жужгова
Кинезиологические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга. Что же это такое? Если объяснять простым и доступным всем языком, это означает, что у ребенка разносторонние ведущие части тела, т. е., например, ведущие правая рука, левая нога, правое ухо, левый глаз.
Для определения ведущей части тела существует множество различных тестов, я хочу вам предложить самые простые из них.
Для определения ведущего уха, дать ребенку «звонящий телефон», и попросить его ответить, к какому уху приложил, то и является ведущим.
Публикация «Кинезиологические упражнения» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Для определения ведущего глаза вам потребуется калейдоскоп, подзорная труба. Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».
Для определения ведущей руки вам потребуется проведение нескольких тестов.
1. Сцепить руки в замок. Смотрим, большой палец, какой руки, оказался сверху (эта рука ведущая).
2. Дать ребенку несколько коробков. Какой рукой выдвигает, задвигает коробочку, эта рука ведущая.
3. Аналогичное действие с бутылочками, пузырьками. При проведении данного упражнения нужно следить, какой рукой ребенок откручивает крышку (либо поворачивает бутылочку, пузырек, некоторые дети открывают их и таким образом).
Для определения ведущей ноги попросите ребенка попрыгать на одной ножке (он начнет прыгать на ведущей ноге). Сесть и закинуть ногу на ногу (нога, оказавшаяся сверху, будет ведущей).
Чтобы уменьшить процент вероятных ошибок, каждый тест выполняется несколько раз (3-5 раз и не в один день, естественно, вы не сообщаете ребенку о том, что проверяете его. Данные записываете и анализируете, какая часть тела является ведущей.
Вы сразу решили проверить себя? И разочаровались? У вас получились ведущими разные части тела? Не расстраивайтесь, людей с идеальной латерализацией не так уж и много. У меня, например, ведущие левые части тела – ухо, рука (несмотря на то, что я, переученный в детстве левша, нога и правый глаз. Однако это мне не помешало выучиться и стать успешной.
У детей с атипичной латерализацией функций головного мозга могут возникнуть проблемы при обучении чтению и письму (это одна из причин дислексии и дисграфии). Для того, чтобы уменьшить данный дефект, специалисты рекомендуют выполнять кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие, они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения и письма. Кинезиологические упражнения полезны в любом возрасте, так как они предотвращают атерослероз.
Все движения комплексов кинезиологии воздействуют на различные системы управления организмом, их можно разделить на три блока:
1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, ауриколомассаж (массаж ушных раковин, гимнастика для глаз, массаж биологически – активных точек)
Цель: повышение энергетики коры головного мозга.
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения конечностями перекрестно – латерального характера).
Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.
Перекрестные шаги
Мельница
Силачи, стоя на одной ноге
3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрестного характера).
Цель: восстановление связи между лобными и затылочными отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.
Ухо-нос
Рожки -ножки
Пальцевые прятки
Вилка-розетка
Рисование симметричных рисунков, печатание букв
При этом важно писать буквы в одном направлении, чтоб у ребенка не возникло "зеркальное письмо".
Если вы решили применять кинезиологические упражнения в работе с детьми, то необходимо систематически применять их для тренинга определенных функции. Да и детям такие упражнения очень нравятся.
И в заключении маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические упражнения «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите детям чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками головного мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело.