Ирина Шитова
Театр как форма работы с детьми логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях, концертах и конкурсах. Детей привлекают активные конкретные действия персонажей. Изображая кого-либо ребенок, как привило улавливает что-то общее,типичное в изображении характера персонажей и их поступков. В процессе театрализованных игр дети знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают мало выразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность, разочаровываются и теряют порой интерес к играм- драматизациям. Я поняла, что надо постепенно вовлекать детей в театрально- игровую деятельность обучая их средствам художественно - образной выразительности, развивая их воображение. В доступной форме я стала приобщать детей к воплощению сценического образа самыми разнообразными приемами. Разработала цикл игр- занятий по приобщению детей к театрально- игровой деятельности средствами образной выразительности. Помогла овладеть всеми формами театрализованных игр (настольный, плоскостной,театр теней и "живой куклы", кукольный, игры драматизации). Познакомила с видами театров : драматический,театр оперетты, пантомимы, оперы и балета, театр кукол и теней. По возможности включала в занятия по развитию речи и в занятия познавательного цикла творческие задания, упражнения на развитие интонации, силы голоса. темпа,этюды на выражение основных эмоций.
Публикация «Театр как форма работы с детьми логопедической группы» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Приглашает на занятия веселая приятная музыка, выставляется афиша. Всегда дается творческое задание на дом. Все это было направлено на снятие напряжения, утомляемости, поддержания интереса к таким занятиям.
На первых играх - занятиях закрепила с детьми то с помощью чего люди общаются друг с другом. Какой должна быть речь человека, а особенно артиста. Спросила хотели бы они оказаться в роли артиста, обратила внимание на речь, интонации,так как ее роль в речи огромна. Одним из важных и главных средств выразительности является тон высказывания. Одно и то же можно сказать разным тоном. Используя разную интонацию можно понять как к нам обратились: с просьбой или задали вопрос, удивился человек или загрустил и т. д. На занятиях даю понятия, что значит в речи короткие остановки, паузы, используя отрицательный и положительный примеры. С помощью художественной литературы показываю важность выбора силы голоса при чтении или рассказывании того или иного произведения, ведь это основа мастерства. Сначала, желающих выполнять творческие задания на развитие интонации было не много. Вызывались те дети, которые были активны на других занятиях, однако и они не всегда справлялись с заданиями,отсутствовала выразительность, напряженность, чувствовалась неуверенность. Предложила детям представить что они на месте Машеньки, которая заблудилась в лесу и звала на помощь. Дети звали, но в их голосе не чувствовалось переживания и испуга. Тогда предложила случай из реальной жизни, с потерявшимся котенком. Желающих стало больше и интонация была выбрана детьми удачно, понимающе зазвучали разнообразные интонации.
По мере усвоения детьми интонационной выразительности, стала работа над пластикой. Помогла детям понять что герои сказок отличаются не только внешне, но двигаются и "говорят" по - разному. Здесь желающих оказалось достаточно, так как у детей был опыт передачи движений различных персонажей сказок. Особенно выразительны были образы животных : лисы, волка и т. д. Не удавались герои "люди", такие как дед, баба, баба Яга, Кощей. Оказалось и это закономерно, изобразить человека труднее чем животного. Для передачи образа животных слушали музыку П. И. Чайковского, Сен - Санса " Карнавал животных", Л. Лягута "Музыкальный магазинчик", Г. Гладкова "Бременские музыканты", и Н. Александровой " Кошкин дом".Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, она обогащает новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Творчество способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Они, в свою очередь, определяют успешность учебы в школе. Никакое творчество не возможно без воображения. Воображение и фантазия являются центром творческой деятельности, вызывают богатую эмоциональную картину состояния детей. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающие эмоциям взрослых. В самые значимые моменты жизни. К каждому занятию готовила соответствующий его целям сценарий, продумывала ход занятия, подбирала такое оборудование, которое бы способствовало формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к творческому занятию. При этом формы и методы работы с дошкольником определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенком мира, с другой - задачами программного характера. Но всегда тема занятия, организация процесса восприятия предполагают активное общение педагога с детьми, учитывают личное мнение ребенка, его готовность включиться в творческую деятельность.
Особенности организации практической деятельности детей
Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия театрального искусства позволяют создать на занятии условия, благоприятные для продуктивного совместного творчества.
Важным этапом было знакомство с жестами. Жест это движение рук и головы, на мой вопрос: -" можем ли мы говорить без слов?", дети утвердительно сказали нет, и только когда я им показала два жеста, жест - приглащение и жест отказа они улыбнулись и быстро разгадали значение этих жестов. Только тогда согласились с тем, что можно общаться и без слов.
На следующих занятиях обучаю азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Предлагаю этюды на выразительность жеста, используя психогимнастику. Используя психогимнастику, я преследовала две цели: 1- обучение детей языку тела, жестов, мимики и преодоление у некоторых детей барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения у замкнутых, стиснительных детей; 2 - большое внимание уделяла упражнениям для коррекции мелкой моторики рук - так как, активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики,способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.
Обучение детей этюдам на выражение различных эмоций помогает общению со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.
Одновременно шла работа по обучению детей выражать свои эмоции с помощью мимики. Мимика это выражение лица. Дети с удовольствием показывали различные эмоциональные состояния людей.
Самым сложным этапом в обучении является пантомимика. В пантомимике есть все: жесты, позы, мимика. Я предоставляла детям большую самостоятельность в показе, поощряла детей, которые не повторялись, а придумывали свои движения, интересно показывали мимику на лице, а так же использовали интонацию. После освоения детьми средств образной выразительности провела итоговое занятие. После проведения такого цикла игр - занятий я увидела, что ребятам хочется попробовать себя в настоящем большом спектакле. Вместе с детьми мы поставили такие спектакли, как: " Колобок", " Три медведя", " Заюшкина избушка ", " Вкусное молоко ".
Конечно, чтобы каждое занятие было ярким и интересным я использовала, по возможности,как можно больше музыки. Это было либо живое исполнение на муз. инструментах,либо с использованием технических средств обучения.
В свободное время рассказывала о театрах, в которые ходят взрослые и дети. Объясняла чем они отличаются друг от друга. Рассматривали открытки, фотографии, слушали в записи исполнения мастеров сцены.
Приобщение детей к театру, не мыслимо без создания условий для театрально - игровой деятельности. В группе отведен уголок театра, где размещены маски,пособия для показа различных форм театра, ширмы, сцены, афиши,создан "музей" игрушки. Дети свободно могут подойти и заняться импровизированием в уголке. Чем больше было встреч на занятиях, тем чаще дети интересовались этой оборудованной зоной.
Проводя диагностику в начале работы, результаты были не утешительны. Большая часть детей не могла "входить в образ", перевоплощаться, речь не интонировали. По мере работы с детьми картина развития творческих способностей менялась в лучшую сторону.
Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, я старалась привлечь к этой работе и родителей. Приглашала на спектакли, утренники поставленные силами детей, составила анкету для родителей. Обращалась к ним за помощью по пошиву "живых кукол", костюмов, оформлению декораций. Все это сплачивало и родителей и детей.
Хочется, конечно, сказать и о достигнутом. Творчество не стоит на месте, оно постоянно развивается и совершенствуется. Так, заглядывая в будущее, мне бы хотелось поставить спектакль, сценарий которого придумали и сочинили сами дети. Постоянно находить новые приемы обучения. Мечтаю, чтобы дети относились ко всему творчески, пронесли доброту, искренность,которая живет в сказках, через всю свою жизнь.
Театрализованная деятельность детей делает их жизнь в саду ярче и интересней. Ведь перевоплошение ребенка в какой - то образ - это творческая игра, а игра - самый доступный вид деятельности ребенка. Театрализованная деятельность формирует личность ребенка т. к. художественные произведения, сказки учат детей основам нравственности. Дети понимают и принимают добро, честность,смелость, трудолюбие, и отвергают зло, коварство, лень, хвастовство, трусость и т. д. Помогает раскрыть у некоторых детей скрытые творческие способности, самоутвердиться, понять и увидеть каждого ребенка как личность. Принимая во внимание все положительные стороны этой работы, считаю, что эта тема актуальна и содержательна.