Татьяна Васюкова
Картотека трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в уголке природы.
Карточка-1
«Полив комнатных растений».
Цель: Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и прави-лах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за расте-ниями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о ком-натных растениях.
Карточка-2
«Уход за крупнолистными растениями».
Публикация «Картотека трудовой деятельности» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель: Учить детей протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пуливелизатора».
Цель: Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: Учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно вы-полнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о на-значении каждой из них.
Карточка-5
«Ухаживаем за растениями».
Цель: Уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Карточка-6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и прави-ла пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Карточка-7
«Посадка лука».
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инстру-менты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об услови-ях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, же-лание добиться результата, участвовать в общем деле.
Карточка-8
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последова-тельности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закре-плять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окру-жающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-9
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития рас-тений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропа-лывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с зем-лёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-10
«Уход за листьями растений
(удаление пыли кисточкой и сухой тряпкой)
Цель: Учить детей удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, со-блюдая осторожность. Определять для каких растений подходит данный способ уда-ления пыли (опушенных листьев герани, фиалки и т. п.) Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-11
«Черенкование растений»
Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.
Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, ак-куратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-12
«Пересаживание комнатных растений».
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности
работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-13
«Подкормка комнатных растений»
Цель: закреплять умение по внешнему виду растений узнавать о нехватке питатель-ных веществ. Учить детей оказывать посильную помощь при подкормке растений. Воспитывать аккуратность при работе с водой и удобрениями. Воспитывать экологи-ческую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Труд на участке.
Карточка -1
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последова-тельности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закре-плять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окру-жающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка -2
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития рас-тений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания рас-тений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалы-вать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с зем-лёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка - 3.
«Перекапывание клумб»
Цель: Дать детям представление о необходимости перекапывания грядки.
Учить правильному перекапыванию : стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тща-тельно разбивать комочки ; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок.
Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отно-шение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка-4.
«Прополка клумб на своем участке и участке малышей».
Цель: Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с кор-нем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти;
дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отно-шение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка -5.
«Полив клумб».
Цель: Дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температу-ры.
Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих дейст-виях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру.
Карточка – 6
«Сбор семян цветов»
Цель: Обобщать знания о размножении растений, полученные ранее.
Формировать знания о биологических и декоративных особенностях цветов (цветок один – семян много). Закреплять умение выявлять зрелые семяна, собирать их акку-ратно в пакеты. Воспитывать интерес к культурным растениям, трудоспособность.
Карточка -7.
«Выкапывание луковиц и клубней цветов из клумб».
Цель: Учить детей выкапывать и убирать на хранение клубни и луковицы цветов. Вос-питывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со все-ми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатом труда, пони-мать его значимость
Карточка -8
«Подметание участка, веранды, дорожек».
Цель: Закреплять умение пользоваться вениками, постоянно и своевременно наво-дить порядок на участке, формировать ответственность за порученное дело.
Карточка -9
«Уборка сухих цветов, листьев»
Цель: Продолжать формировать навыки работы с граблями и ведерками. Продолжать воспитывать у детей чувство справедливости, правильно распределять интересную и малоинтересную работу, учить детей доводить дело до конца
Карточка -10
«Разметаем лужи»
Цель: Вырабатывать привычку к трудовому усилию. Закреплять знания о свойствах воды (испаряется под солнцем).После дождя предлагаем размести лужи, которые мешают играть, уточнить, что для этого нужно. Наблюдаем, как асфальт становиться постепенно сухим, уточняем, почему это происходит.
Карточка- 11
«Сбор ягод рябины (шиповника)»
Цель: Привлекать детей к заготовке ягод для зимней подкормки птиц, для поделок из природного материала; воспитывать ответственность за порученное дело; формиро-вать экологическое сознание, умение и желание работать сообща при сборе ягод.
Карточка -12
«Заготовка и сушка листьев и растений»
(для гербариев и аппликаций).
Цели: закреплять названия деревьев и растений; воспитывать любовь к растительно-му миру; учить собирать листья растений, правильно их сушить.
Карточка – 13.
«Окапывание деревьев и кустарников».
Цель: Закреплять трудовые умения, воспитывать желание трудиться, заботиться о растениях.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, что корни растениям нужны для того что-бы:
• держаться в земле;
• доставать питательные вещества;
• дышать.
Напоминает, чтобы корням хорошо дышалось, земля вокруг дерева должна быть мяг-кой. Спрашивает, как это сделать, какие инструменты использовать. Показывает приемы перекапывания земли, уточняет, почему нельзя загонять лопату глубоко в землю. Дети выполняют работу и слушают шелест листьев в благодарность от дерева.
Карточка -14
«Подкормка птиц»
Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Воспитывать заботу о них, же-лание трудиться.
Собранные вовремя обеда дежурными крошки хлеба и принесенные детьми семена подсолнечника выносят на кормушку и наблюдают за птицами.
Карточка -15.
«Нарежем цветы»
Цель: учить пользоваться секатором, срезать цветы определенной длины, составлять букеты. Закреплять знания о том, что растения украшают нашу жизнь, они не могут жить без воды.
Карточка – 16.
«Расчистим дорожку ручейкам»
Цель: воспитывать радость от общения с природой, положительное отношение к тру-ду.
Воспитатель обращает внимания детей на ручьи, которые текут по участку, и предла-гает помочь расчистить им дорожки, с помощью лопаток. После работы дети наблю-дают, что ручьи бегут быстрее, значит, скоро участок станет сухим.
Карточка -17
«Польем песок в песочнице»
Цель: Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу. Закреплять свойства песка и воды.
Карточка -18
«Носим песок»
Цель: продолжать приучать детей к труду, совершенствовать трудовые навыки. Вос-питывать дружеские отношения во время работы.
Карточка – 19
«Сгребание снега к стволам деревьев»
Цель: закреплять навыки работы с лопатой, умение доводить работу до конца. Воспи-тывать бережное отношение к деревьям.
Карточка- 20
«Стряхнем снег с кустов»
Цель: воспитывать желание помогать природе, работать сообща, бережно.
Воспитатель обращает внимания на то, как согнулись веточки кустов, спрашивает от-чего, затем предлагает бережно, чтобы не сломать хрупкие ветки, стряхнуть снег с кустов. Обращает внимание на то, как выпрямились ветки кустов, им стало легко. Предлагает придумать, чтобы сказали растения детям.
Карточка -21
«Накидаем снег на клумбу»
Цель: закрепляем навыки работы с лопатой, умение работать аккуратно. Развивать умение видеть результат своего труда. Воспитывать бережное отношение к растением
Карточка -22
«Уборка участка после снегопада»
Цель: закреплять навыки работы с лопатой, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться вместе.
Карточка -23
«Очистим одежду от снега»
Цель: закреплять навыки работы с щетками для одежды, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку трудиться, продолжать привитие детей к уходу за одеж-дой.
Перед окончанием прогулки воспитатель обращает внимания на одежду, которая по-крыта снегом. Спрашивает, что будет со снегом в помещении (снег растает, превра-титься в воду и одежда промокнет). Воспитатель предлагает детям помогать друг дру-гу, потому что в одежде неудобно выполнять работу и со спины себя не почистить.
Карточка -24.
«Строим горку»
Цель: расширять содержание труда детей, совершенствовать трудовые умения.
Воспитатель предлагает детям построить горку на участке. Для этого нужно навозить в одно место много снега. Делит детей на команды и каждой дает задание:
1- Насыпает лопатами снег в ящик.
2- Везет снег в нужное место.
3- Трамбует снег
Воспитатель объясняет, что теперь горку нужно сбрызнуть водой и заморозить.
Карточка – 25.
«Посыпим дорожки»
Цель: развивать умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поруче-ний, понимать значение результата своего труда для других. Воспитывать желание трудиться.
Карточка-26
«Украшаем ель на участке»
Цель: Поддерживать у детей стремление приносить пользу, интерес к трудовым пору-чениям. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Карточка- 27
«Чистим обувь после прогулки»
Цель: Учить детей счищать снег с обуви перед входом в детский сад. Формировать уважение к труду няни, первичные представления о роли труда в жизни людей. Акти-визировать в речи соответствующую лексику. Учить обращаться за помощью к взрос-лым и сверстникам.
Карточка -28
«Моем оборудование, лавочки»
Цель: продолжать воспитывать трудовые навыки, желание участвовать в благоустрой-стве участка.
Карточка – 29
«Уберем ветки с участка»
Цель: продолжать учить детей трудиться на участке. Воспитывать положительное от-ношение к труду.
Воспитатель выносит плетеную корзину и обращает внимание детей на то, что уча-сток кажется грязным из-за разбросанных сухих веток, предлагает очистить участок всем вместе, а кто лучше всех трудиться отнесет корзину с воспитателем на мусорку. После работы обращает внимание, каким чистым стал участок. Хвалит детей.
Карточка – 30
«Поможем малышам убрать участок»
Цель: продолжать учить детей трудиться на участке, воспитывать заботливое отно-шение к малышам.
Карточка -31.
«Убираем игрушки»
Цель: приучать детей соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада, само-стоятельно убирать игрушки в контейнер в конце прогулки, закреплять бережное от-ношение к игрушкам.
Карточка -32.
«Наведем порядок в песочнице»
Цель: формировать у детей соответствующие трудовые навыки. Учить подбирать ин-вентарь, очищать его от песка и складывать в ящики. Сметать с бортиков песочницы песок. Оценивать результаты труда.
Карточка -33.
«Сбор природного материала»
Цель: закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Продолжать учить пра-вильно собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.
Карточка -34.
«Обрезка сухих веток и соцветий»
Цель: закреплять умение пользоваться секатором, убирать только обломанные, сухие ветки и отцветшие соцветия.
Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и де-ревьев, отцветших пионов, ирисов и других цветов, их уборка.
Хозяйственно-бытовой труд
Карточка 1
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспиты-вать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответ-ственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Карточка-2
«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство от-ветственности за порученное дело.
Карточка-3
«Смена грязных полотенец».
Цель: Поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение.
Карточка-4
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурно-го. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудить-ся для блага других.
Карточка-5
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с помощником воспитателя)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Карточка-6
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать няни, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка-7
«Мытьё строительного материала».
Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строитель-ный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Карточка-8
«Мытьё кукол».
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, акку-ратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка-9
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Карточка-10
«Наведение порядка в группе».
Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать иг-рушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необ-ходимые материалы для предстоящей деятельности
Карточка-11
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать иг-рушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудо-любие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Карточка-12
«Стирка кукольного белья».
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мы-лом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка-13
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продол-жать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Карточка -14.
«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.
Карточка -15.
«Моем расчёски»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непо-рядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка -16.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: расклады-вать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрос-лым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка -17.
«Нарезать салфетки»
Цель: Продолжать учить правильно держать ножницы и действовать ими. Воспиты-вать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым.
Воспитатель просит помочь нарезать салфетки. Показывает, как это сделать: берем салфетку и аккуратно, со стороны сгиба отрезаем тонкую полоску также с той стороны, где два сгиба. В итоге получаем 4 маленьких квадратных салфетки, которые ставим в салфетницу.
Карточка -18.
«Проверим карандаши»
Цель: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для изодеятель-ности. Приучать выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду. Воспитатель дает поручение проверить коробки с карандашами. Все сломан-ные и исписанные и положить на поднос для затачивания. Хвалит.
Карточка – 19.
«Заточим карандаши»
Цель: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для изодеятель-ности. Приучать выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду. Воспитатель просит помочь заточить карандаши. Показывает, как надо это де-лать с помощью точилки. Хвалит детей за помощь.
Карточка – 20.
«Моем поддоны цветов»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.
Карточка – 21.
«Почистим доски от пластилина»
Цель: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для лепки. Вос-питывать аккуратность, желание трудиться.
Воспитатель объясняет, как тряпочкой вытереть доску, прикладывая небольшое уси-лие.