Людмила Медведева
Картотека спортивно-музыкальных игр для детей старшего возраста. Элементы логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы логоритмики на физкультурных занятиях в речевом развитии детей. Картотека спортивно музыкальных игр для детей старшего возраста.
Всем известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше раз-вивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организован-ность движений; недоразвитие чувства ритма и координации.
Публикация «Картотека спортивно-музыкальных игр для детей старшего возраста, Элементы логоритмики» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми все специалисты и не только в логогруппах. Поэтому мы решили это проводить на всех физкультурных занятиях под музыку, во всех группах.
Тематика игровых упражнений может быть различна, в соответствии с комплексно – тематическим планированием. В начале дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, в после-дующем, произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений. А в дальнейшем дополняется музыкальным сопровождением и пропеванием.
Таким образом, использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях под музыку во время игры оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка: его интеллектуальной, психической и физической сферы в комплексе.
Мы это используем и хотим порекомендовать вам. Я разработала и пред-лагаю картотеку спортивно музыкальных игр на старший возраст. Их две-надцать, они будут дополняться. Но я ещё вам предлагаю музыкальное сопровождение в записи со словами.
«ЛОШАДКА» cл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
•обучение детей прыжкам в ритме на обеих ногах под музыку;
•коррекция координации, нарушений осанки.
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• обучение детей приседаниям под музыку, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний («цок», «цок»).
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь прокачу,
Цок-цок, цок-цок-цок!
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• детям предлагается прыгать в ритме музыки;
• дети подпевают звукосочетания «цок», «цок» вместе с педагогом руководителем, одновременно делают приседания в ритме музыки, руки вытянув вперед (изображают езду на лошадке).
«СЕМЬ ХЛОПКОВ» Датская народная мелодия.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• обучение движениям (стоя);
• коррекция координации движений и мелкой моторики рук.
• развитие слухового внимания;
• активизация сосредоточения на звуковой сигнал до окончания звучания;
• обучение движений:
хлопка под коленом
и вращения тазом;
• обучение перестроение
в пары;
• обучение движениям в паре;
• развитие координации движений и ориентировке в пространстве;
• обучение детей движениям под музыку, побуждение к подпеванию.
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Хлопни под коленкой,
Ты под коленкой.
Хлопни под коленкой,
Ты под коленкой.
Хлоп, хлоп, хлоп,
Повращали бёдрами.
Хлоп, хлоп, хлоп,
Повращали бёдрами.
Проигрыш:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• Хлопки по коленям.
•Три хлопка в ладоши.
Вращение тазом.
Три хлопка в ладоши.
Вращение тазом.
•Бег врассыпную.
•Перестроение в пары.
«ЖУК» сл. и муз. Е. Макшанцевой.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• обучение детей пропеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний.
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• подпевание знакомых слов в тексте;
• автоматизация звука «ж» в словах и звукосочетаниях. Жук, жук, пожужжи,
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Что ты видел — расскажи.
Жу-жу! Пложужжи,
Пожужжи и расскажи!
Жу-жу! Жи-жи-жи!
Пожужжи и расскажи!
Жу-жу! Жи-жи-жи!
Пожужжи и расскажи!
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•Дети идут приставным шагом по кругу и подпевают текст.
•Дети становятся на четвереньки и выполняют отжимание, подпевая фразу.
«МЕДВЕЖАТА» текст О. Громовой, муз. Т. Прокопенко.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
•обучение ритмическим движениям по показу;
•коррекция координации движений, слухового внимания и сосредоточения.
• развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости на ритм;
• обучение ритмическим движениям по показу;
• побуждение к декламированию вместе со взрослым.
• закрепление ритмических движений по показу, согласно тексту песни. Медвежата в чаще жили,
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Головой они крутили.
Вот так, вот так-так,
Головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так-так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так-так,
Вперевалочку ходили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так-так,
Выше лапы поднимали.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•Дети идут широко расставляют ноги, носками внутрь, ссутуливаются, сгибают в локтях руки, отводя локти от туловища.
• Выполняют повороты головой вправо-влево. Выставив одну ногу вперед, вытягивают вперед и руки, выполняют наклоны туловища.
• Топчутся на месте, переступая с ноги на ногу, как медведи.
• Кружатся, как медвежата.
«ЛУЖА» сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• обучение музыкально-ритмическим движениям — шагать, прыгать;
• коррекция чувства ритма.
ритмического чувства;
•обучение музыкально-ритмическим движениям, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний;
• коррекция координации движений и умения выполнять согласованные движения двумя ногами.
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Я иду, я иду, поднимая ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Высоко, высоко поднимаю ножки,
У меня на ногах новые сапожки!
Припев: Ой-ой-ой!
Посмотри, лужа-то какая!
Ой-ой-ой!
Посмотри, лужа-то большая! (2р.)
2. Высоко, высоко,
Высоко подпрыгну.
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну!
Да-да-да! Да-да-да!
Высоко подпрыгну!
Да-да-да! Да-да-да!
Лужу перепрыгну!
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•Дети идут на месте, высоко поднимая ноги, или по залу, и подпевают.
• Подпевают. Приложив ладошки к щекам, покачивают головами из стороны в сторону.
•Подпрыгивают на двух ногах, руки на поясе. Перепрыгивают через воображаемую лужу.
«ДОЖДИК» сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
•обучение музыкально-ритмическим движениям — плавно поднимать руки вверх-вниз, выполнять прыжки на обеих ногах.
•развитие слухового внимания;
•обучение музыкально-ритмическим движениям — подскоки;
•побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний;
•коррекция координации движений и умения выполнять согласованные движения.
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• закрепление движений, подпевание знакомых слов в тексте.
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Дождик, дождик на дорожке,
Он намочит наши ножки,
Нужно ножки поднимать.
Через лужицы скакать,
Припев:
Так, вот так, так, вот так!
Через лужицы скакать
2. Мы наденем все сапожки,
И сухими будут ножки,
Можно ног не поднимать
И по лужицам шагать!
Припев:
Так, вот так, так, вот так! И по лужицам шагать!
3. Дождик, дождик припустил, Всех ребяток намочил!
Ну, скорее, поспешим,
От дождя мы убежим!
Припев:
Поспешим, поспешим,
От дождя мы убежим!
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•Руки вытянуты, ладонями в стороны, повернутыми тыльной стороной вверх, выполняют движения вверх-вниз («ловят капельки»).
• стоя, подпрыгивают на двух ногах;
выполняют подскоки;
•Стоя на месте, «надевают сапожки» — проводят руками от щиколоток к коленям.
• топают;
•шагают на месте, высоко поднимая ноги;
шагают по залу друг за другом.
•Дети, стоя на месте, делают взмахи руками перед собой («стряхивают капли»,
• бегут на месте;
•бегут на свои места.
«ЗВЕРИ НА ЕЛКЕ» сл. и муз. Г. Вихарева
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• обучение музыкально-ритмическим движениям, движению и взаимодействию в хороводе.
• побуждение детей подпевать голосу взрослого;
• обучение музыкально-ритмическим движениям и взаимодействию в хороводе.
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Лесом по проселку
Мы шли сюда на елку.
Ну, давай, подпевай,
Шли сюда на елку.
2. Вот бегут зайчишки, Зайчики-трусишки.
Ушками задвигали,
У елочки запрыгали.
3. Вот шагают петушки, Золотые гребешки.
Красные сапожки
На высоких ножках.
4. Ну-ка, выходи-ка,
Серый кот-мурлыка,
Бархатные лапки,
А на них царапки.
5. Подошел к дороге Мишка из берлоги.
Лапами захлопал,
По снегу затопал.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• Идут в хороводе.
• Дети прыгают как зайчики.
• Шагают, высоко поднимая ноги, выполняют махи прямыми руками.
• Имитируют движения кота.
• Правой ладонью гладят левую и наоборот.
•Имитируют движения медведя.
• Хлопают.
• Топают.
«ПОЕЗД» сл. Т. Бабаджан, муз. Н. Метлова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• развитие чувства ритма, слухового внимания;
• обучение музыкально-ритмическим движениям;
• коррекция мелкой моторики рук.
•коррекция координации движений, нарушений осанки.
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
•закрепление приседаний под музыку, умения подпевать.
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
2. Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повез.
3. Но вот остановка,
Кто хочет гулять?
Вставайте, ребята,
Пойдемте играть.
Проигрыш:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• детям предлагается покататься на поезде, имитация движений — дети подпевают, одновременно выполняют движения в ритме музыки;
•дети поют песню и делают согнутыми в локтях руками вращательные движения, идут друг за другой змейкой;
•останавливаются, шагают на месте замедляя шаг;
•бегают врассыпную, когда зазвучит гудок поезда, строятся друг за другом – садятся в поезд;
«РЕЗВЫЕ НОЖКИ» сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
•развитие чувства ритма, слухового внимания;
• обучение прыжкам одной и обеих ногах поочерёдно;
• коррекция координации движений, ориентирования в пространстве.
•обучение прыжкам на одной и обеих ногах поочередно, вперед-назад, влево - вправо, кружению;
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Прыгать буду я сейчас
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
2. Вправо- скок!
Влево-скок!
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
3. То вперед, то назад
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко!
4. А теперь я покружусь
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• Прыжки на двух ногах на месте.
На правой ноге.
Прыгают на левой ноге.
• Прыгают влево-вправо на обеих ногах.
Прыгают на правой ноге. Прыгают на левой ноге.
• Прыгают вперед-назад на обеих ногах.
Прыгают на правой,
потом на левой ноге.
• Кружатся, подпрыгивая на обеих ногах.
• Прыгают на правой, потом на левой ноге.
«ИГРА В МЯЧ». Музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• Обучение перестроению в две колонны;
• развитие чувства ритма, слухового внимания;
• обучение перебрасывать мяч партнёру и ловить;
• коррекция координации движений, ориентирования в пространстве.
• обучение ударять мяч об пол и ловить;
• обучение подбрасывать мяч вверх и ловить. Проигрыш: воспитатель стоит возле корзины с мячами и отдаёт каждому второму ребёнку мяч;
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Лови его, держи его
И снова мне бросай.
Припев:
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
2. Мой славный мяч,
Забавный мяч,
На месте не сидит!
Возьму его, пущу его,
И снова он летит.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•дети шагают по кругу и перестраиваются в две колонны;
•Перебрасывают мяч друг другу и ловят;
•перебрасывают мяч друг другу ударяют мячом об пол и ловят;
• перебрасывают мяч друг другу и ловят;
«МЫ ВСТРЕЧАЕМ ДРУЗЕЙ ВОТ ТАК». Белорусская народная мелодия «На зелёном лугу». Слова: И. Куркиной.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
•обучать детей ритмично, согласованно выполнять в паре жестовые движения, постепенно ускоряя темп их выполнения соответственно музыки;
•коррекция координации движений, навыков ориентирования относительно себя (право - лево);
• обучать выполнять пространственные перестроения: встречное движения в двух шеренгах, прохождение «расческой»;
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Мы помашем рукой -вот так!
Мы помашем другой – вот так!
Подойдём друг ко другу – вот так!
И обнимем друг друга – вот так!
Улыбнёмся друг другу – вот так!
Руку другу дадим – вот так!
И подпрыгнем дружней – вот так!
Вместе нам веселей – вот так!
Проигрыш:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
•машут партнёру правой рукой;
•машут партнёру левой рукой;
•четыре шага навстречу партнёру – обе шеренги сходятся по центральной линии;
•обнимают партнёра;
•улыбаются партнёру;
•на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера;
•подпрыгивают одновременно вверх;
• выполняют пружинку, на слово «вот так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»
• выполняют пространственные перестроения: встречное движения в двух шеренгах, прохождение «расческой»;
Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру.
«ВАНЕЧКА – ДРУЖОК». Музыка и слова О. Валевской.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
• Обучать двигаться выразительно в соответствии с характером музыки;
• Обучать двигаться хороводным шагом;
• коррекция координации движений, ориентирования в пространстве.
• обучение танцевальным движениям:
• «полочка»;
• «каблучок»
• «ковырялочка»;
• «пружинка»;
ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Дети поют:
Вышли дети поиграть на лужок,
Встали в ровненький кружок,
да в кружок.
Вот по кругу дружок Ванечка идет,
Он подружку выбирает и поёт.
Ванечка:
Я дарю тебе цветок,
Музыкальный лепесток!
Ты цветочек принимай,
Что покажешь – выбирай!
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• дети идут хороводным шагом и поют, а в середине круга водящий Ванечка;
• «Ванечка» поёт, выбирает себе пару; выполняют движения:
• «полочка»;
• «каблучок»
• «ковырялочка»;
• «пружинка»;