Пичугина Татьяна
Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с музыкальными инструментами с использованием ИКТ
Познакомить детей с инструментами рояль, виолончель, контрабас, флейта, используя музыкальный материал, иллюстрации, видеоматериалы.
Учить детей различать звучания инструментов на слух, их тембровую окраску, создавая определённый образ. Различать средства музыкальной выразительности.
Передавать характер музыки в движениях и с помощью детских музыкальных инструментов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Музыкальный материал : «Слон», «Лебедь» муз. К. Сен-Санса; «Мелодия» муз. К. Глюка ; «Китайский танец» муз. П. Чайковского
Иллюстрации инструментов: виолончель, контрабас, флейта
Игрушки: слон, мышка, мышиные ушки
Детские инструменты: металлофоны, треугольники, колокольчики
Игра «Что чувствуют пальчики»
Книги: А. Клёнов «Там, где музыка живёт»; Е. Гульянц «Детям о музыке»
1 – е занятие. Рояль и контрабас
Дети входят в зал и садятся на стульчики. Дети, сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое называется «Слон». Написал его французский композитор К. Сен-Санс. Он изобразил, как слон танцует. В этой пьесе звучат два инструмента – один вам очень знаком, вы с ним часто встречаетесь на музыкальных занятиях. А другой – не знакомый. Давайте послушаем пьесу, и вы мне ответите, какой знакомый инструмент услышали (дети отвечают - рояль)
Правильно, давайте поближе с ним познакомимся. У рояля – три ноги, есть педали (объясняю для чего они нужны). А теперь откроем крышку и заглянем внутрь. Это - молоточки, они деревянные. Посмотрите, я нажимаю на клавиши, молоточки бьют по струнам, появляется звук. Если струны толстые – то звучит низкий звук. Кого можно изобразить? (медведя, волка, слона, лошадь, кита). А теперь молоточки бьют по тонким струнам и звучит высокий, тоненький звук. Кто это может быть? (мышка, птичка, капельки)
Вот мы и познакомились с роялем поближе, рассмотрели его устройство. Как я уже говорила, в пьесе «Слон» мы слышим ещё один инструмент – это контрабас (показываю картинку). На какой инструмент он похож? (дети отвечают - на скрипку). Форма такая же, только он очень большой и музыкант стоит рядом с контрабасом, держит его и играет. Струны у него очень толстые, прочные. Музыкант водит по струнам смычком (объясняю детям устройство смычка из книги Е. Гульянц «Детям о музыке»). Какой звук мы слышим? (низкий, тяжёлый, отрывистый). Давайте ещё раз послушаем музыку «Слон» и посмотрим, как играет музыкант на этом инструменте (дети смотрят видеозапись с концерта). Какая по характеру эта музыка? (топающая, громкая, сильная)
Слон – большое животное, ходит медленно, тяжело ступая, качаясь и кружась, и всё-таки он танцует. Я предлагаю вам изобразить слона: походить, кивая головой, покружиться, покачаться, переступая с ноги на ногу, двигаясь медленно, уверенно (под музыку дети изображают танцующего слона)
Итак, с какими инструментами мы познакомились? Правильно – это рояль и контрабас.
2 – е занятие. Виолончель
Ребята, вспомните, какое музыкальное произведение мы с вами слушали на прошлом занятии? Правильно – это «Слон». Вы запомнили, как называются инструменты, изображающие слона? (рояль, контрабас).
Сегодня мы послушаем другое произведение К. Сен-Санса - это «Лебедь» (показываю картинку лебедя). Посмотрите, как грациозно и неспешно лебедь плывёт по волнам. Представим, что он взмахнёт крыльями, и капельки воды разлетятся в стороны. Представьте как величаво, гордо вытянув шею, плывёт лебедь, покачиваясь по волнам. Послушайте пьесу и скажите, какого она характера, какой знакомый инструмент вы услышали? (звучит аудиозапись). Дети отвечают, что музыка плавная, мягкая, волнистая. Слышны капельки воды, переливы волн.
Какой инструмент изображает воду, озеро? (рояль)
А какой инструмент ещё может помочь услышать капельки и переливы волн? (треугольник, металлофон, колокольчик).
Предлагаю детям поиграть на детских инструментах.
В этой пьесе композитор решил, что лебедя будет изображать - виолончель (показываю картинку). У виолончели мягкий, тёплый, бархатный голос. Этот инструмент по форме похож на скрипку и контрабас. Музыкант садится на стул, ставит между ног виолончель на металлический штырь и извлекает звуки с помощью смычка. А кто ответит, как играют на контрабасе? (музыкант стоит и тоже играет смычком). А теперь посмотрим, как играет музыкант на этом инструменте (смотрим видеозапись). В отличие от контрабаса, который звучит низко, тяжело, чётко, отрывисто, виолончель – плавно, мягко, бархатисто, тепло.
А теперь поиграем в игру «Что чувствуют пальчики». Представим себе лебедя. Какой он? Покрыт пёрышками, они мягкие, пушистые. Подумайте, какую карточку будем искать. Ребёнок выбирает на ощупь карточку, покрытую пёрышками. Показывает детям, они прикасаются пальчиками и одобряют выбор.
Давайте вспомним, что лебедь плывёт по волнам, покажите волны движением руки. Предлагаю другому ребёнку поискать ещё карточку. На ощупь он находит волнистую карточку и показывает всем. Дети проводят по карточке ладошкой.
Ребята, с каким новым инструментом мы познакомились, который изображал лебедя? (виолончель). А какой – воду, озеро? (рояль)
3 – е занятие. Флейта
Дети, на прошлых занятиях мы слушали две пьесы композитора К. Сен-Санса – «Слон» и «Лебедь». Скажите, с какими инструментами мы познакомились? (контрабас, рояль, виолончель). Вспоминаем как устроен рояль, что он может издавать и низкие, тяжёлые звуки и - звонкие, высокие. У виолончели и контрабаса тоже есть струны, а звук извлекает музыкант или смычком, или пальцами. Но у них толстые струны и звук – низкий.
А сегодня мы познакомимся с новым инструментом – это флейта. (Рассказываю об истории создания флейты из книги А. Клёнова «Там, где музыка живёт», рассматриваем иллюстрации старинного инструмента и современного). Флейта – это духовой инструмент, один из самых маленьких (рассматриваем, как устроена флейта). Сейчас мы посмотрим как играет музыкант на флейте,как держит инструмент. Послушаем музыкальное произведение К. Глюка «Мелодия».
Какая эта музыка? (плавная, спокойная, мягкая, тёплая и т. д.)
Сейчас я вам дам свистульки, вы посвистите, изображая звук флейты, как будто поёт птичка (дети свистят в свистульки). Флейта издаёт тонкий, звонкий, иногда свистящий звук, похожий на писк мышей. П. Чайковский использовал свистящую флейту, когда сочинял «Китайский танец» в балете «Щелкунчик». Послушаем как она звучит (дети слушают аудиозапись).
Дети, я не зря сказала, что звуки свистящей флейты похожи на мышиный писк. Вы сейчас оденете мышиные ушки и превратитесь в сказочных мышей. (дети под музыку входят в образ : осторожно крадутся, тихонько ходят на носочках)
А теперь поиграем в игру «Что чувствуют пальчики». Подумайте, какая шкурка у мышей (мягкая, бархатная). Вызываю ребёнка, который ищет на ощупь карточку и показывает детям. Они все трогают руками и одобряют выбор.
Итак, ребята, вы узнали сегодня ещё один новый инструмент – это флейта. Какой голос у неё? (тонкий, высокий, мелодичный и пищащий, свистящий)