Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звук [Ж]»
Игровое упражнение «Жук».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
— Дети, кто это – жук?
— Жук – это насекомое. Летом и осенью летают, зимой засыпают. Дети, вспомним, как жук летал.
Жук летал, жук жужжал,
Жжжжжжжжжж.
Осень жук провожал.
Жжжжжжжжжж.
Жалко нет тепла,
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Засыпают все леса.
— Дети, в жуков вас превращаю, жужжать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Жуки, звонко–звонко жужжите, долго–долго жужжите.
Дети все вместе жужжат.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Жуки по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя жужжать прошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Чудесно! Молодцы, дети! В жуков играли, чётко жужжали.
Игровое упражнение «Песенка жука».
Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, жук летит, на весь лес жужжит: "жа-жо-жу-же-жи". Звонкая песня жука: "жа-жо-жу-же-жи". Далёко она слышна: "жа-жо-жу-же-жи". Дети, песенку жука повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Обворожительно, дети! Песенку жука повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "Ж"».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ж". Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать фонематический слух детей.
Упражнение.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.
Педагог показывает на ухо, затем на рот.
— Дети, я буду говорить разные слова. Когда вы услышите слова, в котором есть песенка жука: "ж-ж-ж", вы поднимите руки вверх и поймаете слово, хлопните в ладоши, затем отпустите руки вниз. Правило игры понятны?
— Внимание! Тишина! Начинается игра! Уши напрягаем, звуки различаем!
Педагог чётко, медленно произносит слова. Между словами пауза 3 секунды, педагог ждёт, когда дети опустят руки вниз. Дети выполняют задание.
Жук, бабочка, жаба, лягушка, жеребёнок, котёнок, зайчонок, железо, золото, жалоба, песня, жажда, вода, жара, холод, рисунок, живопись, жилетка, платье, жених, невеста, жизнь, живот, спина, собака, Жучка, оса, жало, жалит, жалко, дом, кухня, жена, жарит, жаркое, обед.
Педагог мысленно отмечает детей, которые не слышат звук, чтобы провести с ними индивидуальную работу.
— Обворожительно, дети! Песенку жука в слове узнали, слово поймали.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ж"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "ж" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Ж-ж-жук – ж-ж-жаба – ж-ж-жадина.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "ж" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Жар – жало – жёлуди.
2. Нож – ножи – дружина.
3. Джем – джигит – одежда.
4. Уж – ужи - ужата.
5. Ёж – ежи – ежата.
6. Лужок – снежок – пирожок.
7. Стужа – жара – жажда.
— Превосходно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровая ситуация «Ёж».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ж". Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.
Игра.
— Дети, вы знаете, кто это – ёж?
— Ёж – это дикое животное. Дети, предложения со мной повторяйте, интонацию сохраняйте.
Педагог читает чистоговорку, произнося строчки с разной интонацией. Дети хором и по одному повторяют предложение.
1. Же-же-же – что мы знаем об еже?
2. Жа-жа-жа– не увидишь зимой ежа!
3. Жу-жу-жу – нужна тёплая норка ежу?
4. Жу-жу-жу – нужна тёплая норка ежу.
5. Жи-жи-жи – спят зимой все ежи.
6. Жи-жи-жи – до весны не проснутся ежи?
7. Жи-жи-жи – до весны не проснутся ежи!
Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, сохраняя интонацию, чётко произносили звук "ж".
— Прекрасно! Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Ёж».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Же-же-же – Кулачки, ударяют друг о друга.
что мы знаем об еже? Руки вперёд, ладонями вверх.
Жа-жа-жа – Кулачки, ударяют друг о друга.
не увидишь зимой ежа! Руки в виде бинокля перед глазами.
Жу-жу-жу – Кулачки, ударяют друг о друга.
нужна тёплая норка ежу? Руки вперёд, ладонями вверх.
Жу-жу-жу – Кулачки, ударяют друг о друга.
нужна тёплая норка ежу. Обнять себя руками.
Жи-жи-жи – Кулачки, ударяют друг о друга.
спят зимой все ежи. Присесть, руки под щёку, «спим». Встать.
Жи-жи-жи – Кулачки, ударяют друг о друга.
до весны не проснутся ежи? Руки вперёд, ладонями вверх.
Жи-жи-жи – Кулачки, ударяют друг о друга.
до весны не проснутся ежи! Руки на пояс. Повороты головы вправо – влево.
— Очаровательно! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ж"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ж" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит предложение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем, радостно повторяем. Я удивлённо спрашиваю: Жук жужжал? Вы радостно отвечаете. Жук жужжал!
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! У ежа – ежата, у ужа – ужата? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ж" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Женя бежала на лыжах?
2. Жужелица кружится и жужжит?
3. Журналы лежат на этажерке?
4. Тает снежок, ожил лужок?
5. Жук зажужжал, ёж убежал?
6. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот?
7. Жатва, жарко, солнце жжёт? Где-то жук кружится?
8. Ужа ужалила оса? Жалко ужа?
9. Жужжит жужелица и кружится?
10. Я живу не тужу, потому что жужжу?
11. Женя и Жанна ухаживали за животными?
— Отлично, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.