Анжелика Хаметова
Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Кто как говорит?
Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Показывайте их ребёнку и озвучивайте.
Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, в то время как вы будете называть голоса животных. Умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Пусть ребёнок заметит ошибку.
Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания, исправляя вас.
Сюрприз
Публикация «Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите его открыть коробку. Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте образец ответа: «Это мишка». В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы ребёнок открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …».
Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка».
Тут и там
Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите ребё нку игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно
сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-под стола и скажите ребё нку: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там
зайка!». Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите ребё нка: «Где зайка?» На что ребёнок, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?»
Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру.
Игра способствует произнесению фразы из двух слов.
Непослушные игрушки
Поставьте на стол куклу-неваляшку, а затем, прижимая ее рукой к столу, положите на бок и скажите, обращаясь к кукле: «Ляля, спи!» Теперь отпустите куклу – она тут же встанет, начнет качаться из стороны в сторону и издавать музыкальные звуки. Всплесните руками и сокрушенно скажите: «Не хочет Ляля спать – встает! Танцует и поет!» Предложите ребенку самому попробовать уложить непослушную неваляшку спать, говоря ей: «Ляля, спи!» Посадите на кукольный стульчик или на большой кубик плюшевого медвежонка и скажите: «Мишка, сиди!» Затем слегка подтолкните стульчик – мишка с него упадет, а вы удивитесь: «Ай-ай-ай! Упал!» Вновь посадите медвежонка на стульчик, погрозите ему пальцем и скажите: «Сиди, Мишка! Не падай!» Но непослушный мишка опять упадет. Попросите ребенка еще раз усадить мишку на стульчик и повторить знакомые фразы.
В следующий раз посадите на стульчик другую мягкую игрушку и проведите с ней ту же игру (игрушку можно не только сажать на стульчик, но и ставить на ножки или укладывать в кроватку). При этом в знакомой фразе следует заменить сиди, на, стой, или, лежи.
Игра поможет ребенку научиться произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительном наклонении.
Назови (Нужны карточки для игры)
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ. Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Например: машина, мяч, кукла — это (игрушки)
КАКОГО ЦВЕТА? Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. Например: красное – яблоко, красный шарик и т. д.
КАКОЙ ФОРМЫ? Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы. Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т. д.) Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок
говорит, какой формы этот предмет. Например: огурец (какой формы) – овальный и т. д.
СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ. Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет. Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный. Другой вариант игры: взрослый называет сразу три
предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) Например: ручка, солнце, яблоко.
Поезд
Для игры потребуются несколько кубиков и маленькая игрушка.
Попросите ребенка помочь вам построить из кубиков поезд. Для этого положите на стол кубик и приставьте к нему второй со словами: «Кубик за кубиком». Дайте ребёнку еще несколько кубиков. Когда ребенок будет
ставить кубики один за другим, повторяйте: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком…» Когда постройка будет готова, скажите: «Вот какой длинный поезд!»
На самый первый кубик поставьте маленькую игрушку, например, матрешку. Взявшись рукой за последний в ряду кубик, двигайте все сооружение вперед, произнося: «Ту-ту, поехал поезд!» Как бы случайно сломайте поезд и скажите: «Ай-ай-ай! Сломался поезд!»
В следующий раз пусть малыш построит поезд самостоятельно, а вы стимулируйте его произносить фразы: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком.», «Вот какой длинный поезд!», «Ай-ай-ай! Сломался поезд!» Игра развивает конструктивные навыки ребенка, стимулирует его речевую активность.
Дай задание игрушкам
Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный стульчик, кроватка, посуда. Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!»
Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом можно ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги.
Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме.
Кто что делает?
Возьмите сюжетные картинки : например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол.
Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку».
Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик.
Спросите ребёнка о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку.
Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку».
В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах.
Строитель
Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный предмет.
Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке.
С помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами.
Слепи
Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Покажите ребенку приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями, сгибание и соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения). Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка).
Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом.
Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки.
Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов.
Кто ты?
Изобразите доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребёнок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?» Ребёнок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность.
Что бывает…. Какое бывает…
Подготовьте по три изображения к указанным параметрам:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Пусть ребёнок для каждого параметра из ряда изображений выберет нужные предметы.
Что можно делать с … С чем можно делать…
Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Кто что делает
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит…" "Машина - едет, гудит, светит…"
"Снег - идет, тает…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю. И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?" "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?" "Носит грибы на иголках?" и т. д.
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.
Кому что нужно
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда, и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.
Как можно узнать…
Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… сладкий ли чай? (попробовать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
. крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
. работает ли пылесос? (включить)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупь)
Подъемный кран
Цель игры – тренировка мышц рта.
Понадобятся 3 желтых контейнера, а точнее 6 их половинок. Нужно кому-нибудь из взрослых положить контейнеры на стол, а ребенку при помощи захвата губами перенести их на стул.
Если детали окажутся чересчур крупные для вашего ребенка, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком маленькими, чтобы младенец их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.
Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»
Кораблики
Цель игры – развитие сильного плавного выдоха.
Налейте в таз или какую-нибудь большую емкость воды. Поместите туда 3 пустых контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому.
Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребенка может закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной.
Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?».
Песенка-чудесенка
Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].
Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их четкая артикуляция. Понадобятся 4 желтеньких контейнера (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного звука.
Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придется петь.
Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные и т. д.).
Игра «Таинственный мешочек»
Цель игры – узнавание предметов наощупь.
Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить предметы овальной и круглой форм.
Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть ребенок их потрогает. Далее ребенок найдет нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, «киндер».
Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?» и т. д. Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребенок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому.
Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.