Приложение МААМ

Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [Щ], [Ч], [Ц]» в старшей группе

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [Щ], [Ч], [Ц]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Февраль

Дифференциация звуков “Ч” и “Щ”.

Игровое упражнение «Кузнечик и саранча».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – щ". Развивать фонематический слух, внимание детей.

Упражнение.

Публикация «Картотека речевых игр „Дифференциация звуков [Щ], [Ч], [Ц]“ в старшей группе» размещена в разделах

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Дети, на картинку посмотрите. Перед вами кузнечик и саранча. А вы знаете, кто это кузнечик и саранча?

— Кузнечик и саранча – это насекомые. Они похожи друг на друга, но издают разные звуки. Кузнечик стрекочет: Ччччччч. Дети, как стрекочет кузнечик?

— Саранча щебечет: Щщщщщ. Дети, как щебечет саранча?

— Звуки живут в словах. Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, если вы услышите в слове звук "Ччччч", руки вверх, затем вниз. Педагог показывает движение.

— Если вы услышите в слове звук "Щщщ", руки вперёд, затем вниз.

Педагог показывает движение.

— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!

Педагог чётко произносит слово, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующее слово. Дети выполняют задание.

Лексический материал: чайка, роща, щука, калачи, туча, щепка, плащи, мачта, кочка, пуща.

— Потрясающе, дети! Весело играли, звуки "Ччччч" и "Щщщ" различали.

Игровая ситуация «Щеночек».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "щ" и "ч". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.

Игра.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Дети, кто знает, что такое чаща?

— Чаща – это густой, труднопроходимый лес. Дети, чистоговорку запоминаем, в словах звуки "ч" и "щ" различаем.

Щеночек в чащу дощечку тащит.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, кто в чащу дощечку тащит?

Щеночек в чащу дощечку тащит.

— Щеночек куда дощечку тащит?

— Щеночек в чащу дощечку тащит.

— Щеночек в чащу что тащит?

— Щеночек в чащу дощечку тащит.

— Щеночек в чащу дощечку что делает?

— Щеночек в чащу дощечку тащит.

— Чарующе, дети!

Щеночек в чащу дощечку тащит.

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "щщщ"?

— В каком слове мы слышим звук "щщщ" в начале слова?

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ччч"?

— В каком слове мы слышим звук "ччч" в начале слова?

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звуки "щщ" и "чч"?

Педагог читает чистоговорку ещё раз, и предлагает желающим детям повторить его.

Раз, два, три!

Чистоговорку повтори!

Щеночек в чащу дощечку тащит.

Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Очаровательно! Дети, звуки "ч" и "щ" правильно произносите, чётко слова говорите.

Занимательная игра «Туча и пуща».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – щ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.

Игра.

— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Туча – это чёрное облако, она в небе плывёт. Пуща – это тёмный загадочный лес, полный чудес. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «туча» или «пуща». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.

Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – в небе плывёт …

Ща-ща-ща, ща-ща-ща – на земле растёт…

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – в небе вижу чёрную …

Щу-щу-щу, щу-щу-щу – вдалеке вижу зелёную …

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – если солнышко, то нет …

Щи-щи-щи, щи-щи-щи – если город, то нет …

Че-че-че, че-че-че – часто думаю о …

Ще-ще-ще, ще-ще-ще – мечтаю гулять я в …

— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.

Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – в небе плывёт туча.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща – на земле растёт пуща.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – вижу в небе одну тучу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу – вижу вдалеке зелёную пущу.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – если солнышко, то нет тучи.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи – если город, то нет пущи.

Че-че-че, че-че-че – часто думаю о чёрной туче.

Ще-ще-ще, ще-ще-ще – мечтаю гулять я в зелёной пуще.

— Прекрасно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли. Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Туча и пуща».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.

Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Кулачки, ударяют друг о друга.

В небе плывёт туча. Руки вверх

Ща-ща-ща, ща-ща-ща – Хлопки в ладоши.

На земле растёт пуща. Руки вперёд, ладони вверх.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Кулачки, ударяют друг о друга.

Вижу в небе одну тучу. Посмотреть вверх, руки «козырьком» ко лбу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу – Хлопки в ладоши.

Вижу вдалеке зелёную пущу. Руки в виде бинокля перед глазами.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – Кулачки, ударяют друг о друга.

Если солнышко, то нет тучи. Руки в стороны, пожать плечами

Щи-щи-щи, щи-щи-щи – Хлопки в ладоши.

Если город, то нет пущи. Руки на пояс, покачать головой влево-вправо.

Че-че-че, че-че-че – Кулачки, ударяют друг о друга.

Часто думаю о чёрной туче. Руки вверх.

Ще-ще-ще, ще-ще-ще – Хлопки в ладоши.

Мечтаю гулять я в зелёной пуще. Руки на пояс, ходьба на месте.

— Чудесно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали

Занимательная игра «Чудовище».

Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч" и "щ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Игра.

1 этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Щупальца у чудовища.

У чудовища сокровища.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, что у чудовища?

Щупальца у чудовища.

— Щупальца у кого?

— Щупальца у чудовища.

— Дети, у кого сокровища?

У чудовища сокровища.

— У чудовища что?

—У чудовища сокровища.

— Чудесно, дети!

Щупальца у чудовища.

У чудовища сокровища.

— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "ч" и "щ".

— Очаровательно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

2 этап. Конкурс чтецов.

Щупальца у чудовища.

У чудовища сокровища.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки

— Отлично, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

Март

Дифференциация звуков “Ц” и “Ч”.

Игровое упражнение «Птицы».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – ц". Развивать фонематический слух, внимание детей.

Упражнение.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.

— Весна, птицы с юга летят в родные края и радостно поют. Цок-цок-цок поёт лесной конёк. Дети, как поёт птица, лесной конёк?

— Чиви-чиви-вью заливается чечевица. Дети как поёт птица, чечевица?

— Звуки живут в словах. Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, если вы услышите в слове звук "Ц", руки вперёд, затем вниз. Педагог показывает движение.

— Если вы услышите в слове звук "Ччч", руки вверх, затем вниз.

Педагог показывает движение.

— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!

Педагог чётко произносит слово, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующее слово. Дети выполняют задание.

Лексический материал: птицы, цапли, грачи, чайки, курицы, цыплята, кречеты, чибисы, рябчики, синицы, чижи, скворцы.

— Великолепно, дети! Весело играли, звуки "ч" и "ц" различали.

Игровая ситуация «У кого?»

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "ч" и "ц".

Игра.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Чистоговорку запоминаем, в словах звуки "ч" и "ц" различаем.

У цветочницы цветочки цветут.

У волчицы волчата растут.

У учительницы ученицы читают.

А царевичи о подвигах мечтают.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, у кого что цветёт?

—У цветочницы цветочки цветут.

— У кого кто растёт?

— У волчицы волчата растут.

— У кого кто читает?

— У учительницы ученицы читают.

— А кто о чём-то мечтает?

— А царевичи о подвигах мечтают.

— Молодцы, дети!

У цветочницы цветочки цветут.

У волчицы волчата растут.

У учительницы ученицы читают.

А царевичи о подвигах мечтают.

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ч"?

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ц"?

— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звуки "ч" и "ц"?

Педагог читает чистоговорку ещё раз, и предлагает желающим детям повторить его.

Раз, два, три!

Чистоговорку повтори!

У цветочницы цветочки цветут.

У волчицы волчата растут.

У учительницы ученицы читают.

А царевичи о подвигах мечтают.

— Восхитительно! Дети, звуки "ч" и "ц" правильно произносите, чётко слова говорите.

Занимательная игра «Грач и скворец».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – ц". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.

Игра.

— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «грач» или «скворец». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.

Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.

Це-це-це, це-це-це –думали зимой о …

Че-че-че, че-че-че – вспоминали о …

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – прилетели с юга …

Чи-чи-чи. чи-чи-чи – прилетели с юга …

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – рады мы …

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – рады мы …

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – вижу на дереве …

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – вижу в поле …

— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.

Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.

Це-це-це, це-це-це – думали зимой о скворце.

Че-че-че, че-че-че – вспоминали о граче.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – прилетели с юга скворцы.

Чи-чи-чи. чи-чи-чи – прилетели с юга грачи.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – рады мы скворцу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – рады мы грачу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – вижу на дереве скворца.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – вижу в поле грача.

— Замечательно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Грач и скворец».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.

Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.

Це-це-це, це-це-це – Хлопки в ладоши.

думали зимой о скворце. Пальцы рук прижать к вискам.

Че-че-че, че-че-че – Кулачки, ударяют друг о друга.

вспоминали о граче. Руки на пояс. Повороты головы вправо – влево.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – Хлопки в ладоши.

прилетели с юга скворцы. Руки в стороны, взмахи вверх, вниз.

Чи-чи-чи. чи-чи-чи – Кулачки, ударяют друг о друга.

прилетели с юга грачи. Руки в стороны, взмахи вверх, вниз.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Хлопки в ладоши.

рады мы скворцу. Руки вперёд, ладони вверх.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Кулачки, ударяют друг о друга.

рады мы грачу. Руки вперёд, ладони вверх.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Хлопки в ладоши.

вижу на дереве скворца. Руки в виде бинокля перед глазами. Посмотреть вверх.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Кулачки, ударяют друг о друга.

вижу в поле грача. Руки на пояс, наклон вперёд. Выпрямится.

— Чудесно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали

Занимательная игра «Отличница».

Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч" и "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Игра.

1 этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

На отлично училась ученица,

отличница и умница.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, как училась ученица?

На отлично училась ученица.

— На отлично что делала ученица?

— На отлично училась ученица.

— На отлично училась кто?

— На отлично училась ученица.

На отлично училась ученица,

отличница и умница.

— Дети, скороговорку можно произнести с разной интонацией.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию. Предлагает желающим детям произнести скороговорку, как актёры, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация, радостно (восклицательная интонация). Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "ч" и "ц".

— Очаровательно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

2 этап. Конкурс чтецов.

На отлично училась ученица,

отличница и умница.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Отлично, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [Щ], [Ч], [Ц]» в старшей группе
Опубликовано: 8 января 2023 в 08:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [Щ], [Ч], [Ц]» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова (УИ 415294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД