Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Птицы весной»
Весна. Март 5 неделя.
Исследование «Чем заняты воробьи?»
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
— Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.
Что в их жизни изменила?
Тайны птиц мы разгадаем,
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Птицы весной“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. За птицами издалека наблюдаем, близко не подбегаем.
2. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, к концу марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда — дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.
— Дети, чем заняты воробьи весной?
Вывод. Дети, мы узнали, что весной воробьи строят гнёзда.
Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
— Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо – это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве. Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.
Что весна птицам подарила?
Что в их жизни изменила?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как ведут себя птицы весной. Задание понятно?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. За птицами издалека наблюдаем, близко не подбегаем.
2. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, как вы думаете, что изменилось в поведение птиц весной?
Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.
Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?
— Дети, как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?
— Городские воробьи строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби вьют гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов. Дети, как вы думаете, где легче найти корм: в лесу или возле людей?
— В городе легче найти корм. Дети, где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?
— В лесу больше хищников. Но и в городе встречаются хищники. Дети, какие хищные животные угрожают птицам в городе?
— А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов?
— Опасны для птиц не только кошки, но и плохие люди, что ломают гнёзда птиц и убивают птиц. Дети, как вы считает
е, почему некоторые птицы живут рядом с людьми?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы живут рядом с людьми потому, что есть корм и места, где можно свить гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.
Исследование «Можно ли перелётным птицам вернуться домой?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Напомнить детям о значении птиц для окружающей природы. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
— Дети, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (ответы детей).
— Исчез корм, стало голодно и холодно, поэтому птицы осенью улетели в тёплые края. Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.
Можно перелётным птицам домой возвращаться?
Или лучше им на юге остаться?
Дети, дайте точный мне ответ,
Возвращаться им, иль нет.
— Орнитологи, чем питаются большинство птиц?
— Насекомые – основная еда большинства птиц. Дети, вокруг себя посмотрите, насекомых поищите.
Дети выполняют задание.
— Дети, комаров, мух, мошек мы увидим в воздухе, а где прячутся жуки?
— Жуки прячутся в траве, на ветках деревьев. А ещё птицы любят кушать червяков. Дети, как вы считаете, где живут червяки?
— Червяки живут в земле. Дети, можно ли перелётным птицам вернуться домой?
Вывод. Дети, земля оттаяла, появляются насекомые, поэтому перелётные птицы можно возвращаться домой.
— Ранней весной из тёплых стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с белыми пятнышками. Клюв длинный и острый. Ноги красновато-коричневые. Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса и поля. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне, собирают для птенцов корм. Скворцы всеядны. Весной и летом они питаются насекомыми, червями, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты.
Рассказ педагога «Международный день птиц». (1 апреля).
Задачи. Формировать представления детей о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Воспитывать любовь детей к птицам. Расширять кругозор детей. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
— Дети, 1 апреля – Международный день птиц. Птицы наши меньшие братья. Мы должны защищать птиц и помогать им. Дети, как вы думаете, смогут ли люди прожить без птиц?
— Люди не смогу прожить без птиц. Дети, как вы считаете, почему?
— Птицы уничтожают вредных насекомых: комаров, мух, гусениц. Пение многих птиц доставляют людям радость.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!
Г. Ладонщиков
— Весной перелётные птицы возвращаются домой. Долго-долго летят птицы, много дней и ночей. Разные опасности встречаются птицам на пути: злые охотники, плохая погода. Люди всех стран договорились, помогать перелётным птицам, оберегать их во время долгого пути. А дома пернатых путешественников уже ждут. Люди строят домики для птичек и развешивают их на деревьях. Изготовления птичьих домиков – это старинная русская традиция. Дети, как называется домик для скворцов? (скворечник)
— А ещё для птиц строят гоголятники для гоголя и других водоплавающих птиц, стрижатники для стрижей, синичники для … (синиц).
Желательно повесить птичий домик на территории детского сада.
— Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.
В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.