Наталия Романова
Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам
1 «На чём играю?»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: дудка и барабан, ширма.
Репертуар: попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать, на чё м будет играть: на дудке или барабане. По звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой, дети отгадывают. Кто первый отгадал, выходит и становится впереди.
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
После чего, воспитатель поёт попевку или проговораивает её в ритме, дети имитируют игру на этих инструментах.
1. Заиграла дудка:
«Я плясать пойду,
В пляс за мной, ребята,
Ду-ду-ду!»
2. Барабан грохочет,
Будто сильный гром:
«В лес за мной, ребята,
Бом-бом-бом!»
2. «Колокольчики»
Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания, развитие динамического слуха.
Игровой материал: большой колокольчик, маленький колокольчик и их картинки.
Музыкальный репертуар : звучание колокольчика или пьеса песня Р. Рустамова.
Ход игры:
1 вариант: воспитатель показывает большой и маленький колокольчик, если маленький – звучит тихо, если большой звучит громко.
1. Маленький колокольчик звенит,
Музыка его, тихо звучит.
(Воспитатель включает музыку ТИХО и играет на маленьком колокольчике.)
2. Если большой колокольчик звенит,
Музыка его, ГРОМКО звучит.
(Воспитатель включает музыку ГРОМКО и играет на большом колокольчике.)
После, даёт детям маленькие колокольчики и большие и просит их поиграть на них тихо, громко. А потом всё под музыку, если музыка звучит громко – большой, тихо – маленький.
2 вариант: для закрепления понятий тихо – громко. Предлагает почитать стихотворение, после чего озвучить это всё колокольчиком (большим, маленьким)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Громко.)
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. (Тихо.)
1. Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит. 2 раза
2. Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог! 2 раза
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.
После этого задания предлагает, найти, какой колокольчик зазвучал, маленький или большой. Звучание колокольчика тихо – ребёнок показывает на карточку с маленьким колокольчиком, если музыка звучит громко – карточка с большим колокольчиком.
3.«Машины картинки»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: карточки с вырезанными формами детских музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, барабан, погремушка, картинки цветные этих форм – музыкальных инструментов. Кукла.
Репертуар: звуки музыкальных инструментов, песня «Музыканты» Г. Вихаревой.
Ход игры: к детям приходит кукла Маша, она грустная, потому что, все её картинки музыкальных инструментов пропали, вернее в картинках появились дырки. Просит ребят о помощи, найти эти картинки и закрыть дырки (по форме). Дети слушают, какой инструмент звучит, находят соответствующую картинку инструмента и вставляют её в «картинку – дырку».
«Разные капельки»
Цель: развитие динамического слуха.
Игровой материал: капелька большая (на магните, капелька маленькая.
Репертуар: Е. Железнова «Тихо – громко».
Ход игры:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли капельки гулять.
Побежали по дорожке,
И попрыгали немножко.
(Воспитатель вешает на магнитную доску маленькую капельку.)
Маленькая капелька прыгает у нас,
Значит, музыка тихо звучит сейчас.
(Звучит музыка тихо, то дети стучат одним пальчиком по ладошке, после чего вешает большую капельку.)
Если капелька большая прыгать начала,
То музыка, громко, звучит всегда.
(Звучит музыка громко, дети хлопают в ладошки, под музыку.)
«Мишка пляшет-мишка спит»
Цель: развитие динамического слуха, развитие умения чувствовать характер музыки (весёлая, спокойная).
Игровой материал: картинки мишка спит, мишка танцует, солнышко, звёзды с месяцем. Музыкальные инструменты : ложки, свистульки.
Репертуар: день -р. н. п. «Барыня», ночь – «Спи мой мишка» Е. Тиличеева.
Ход игры: дети слушают музыку и определяют, что делает мишка и соединяют картинки : мишка спит – месяц, мишка пляшет – солнце. Затем играют на музыкальных инструментах.
«Кто поёт?»
Цель: развитие звуковысотного слуха (высоко – низко, упражнять детей в восприятии двух звуков (до 1 – до 2).
Игровой материал: животные на магните (мамы и их детё ныши: кошка, собачка, птичка, лесенка на магните.
Репертуар: звукоизвлечения животных, р. н. м мелодия, записанная в исполнении в высоком регистре, низком)
Ход игры: детям предлагают послушать и узнать, кто же песенку поёт. Ребёнок слушает, отгадывает и говорит, что за животное или птичка. Затем воспитатель говорит, что мама поёт низким голоском, и вешает на нижнюю лесенку, а детёныша на верхнюю. На металлофоне воспитатель играет, и поёт как мама, как детёныш. Может показывать рукой (высоко – низко). Затем предлагает ребёнку петь, как детёныш высоко, воспитатель, мама – низко и наоборот, помогая рукой или металлофоном.
«Ладошки и ножки»
Цель: развивать умение определять низкое звучание, высокое звучание.
Игровой материал: карточки с ладошками, ножками.
Репертуар: «Гуляем – пляшем» (пр «Ладушки» ясли, D1, tr 23)
Ход игры: детям показывают карточки ладошки, ножки, если музыка будет звучать высоко – хлопают, низко – топают ножки. Сначала используют металлофон, звучит высокий звук, ребёнок находит карточку с ладошками, низкий – карточку с ножками. Потом можно под музыкальное произведение выполнять, высоко - хлопают, низко – топают.
«Матрёшки»
Цель: развивать умение определять низкое звучание, высокое звучание.
Игровой материал: матрёшки, на магнитах и картинки с матрёшками (маленькая и большая, картинки с лесенкой, где матрёшка маленькая на верху, матрёшка большая внизу, металлофон.
Ход игры: в гости пришли матрёшки, большая - низко поёт ля –ля – ля, а маленькая – высоко ля – ля – ля. Дети все пробуют петь высоко, низко. После воспитатель предлагает ребёнку послушать, как звучит музыка на металлофоне и определить, показав карточку с лесенкой и матрёшкой, соответственно звучанию мелодии на металлофоне.
«Маша и медведь»
Цель: развитие звуковысотного слуха (высоко – низко, упражнять детей в восприятии двух звуков (до 1 – до 2).
Игровой материал: картинки Маша и медведь
Репертуар: музыкальное произведение из подвижной игры «Дети и медведь»
Ход игры: детям предлагается определить, чья музыка, кто танцует Маша или медведь и найти картинку соответственно музыке. Потом это всё предлагается изобразить через движение, если Машина музыка – выполняют фонарики, если Мишкина музыка – топают ногой.
«Птичка и жук»
Цель: развитие звуковысотного слуха (высоко – низко, упражнять детей в восприятии двух звуков (до 1 – до 2).
Игровой материал: картинка птичка, на веточке, а жук летает внизу. Музыкальные инструменты бубен – жук, птичка – колокольчик, металлофон – воспитатель.
Ход игры: детям показывается картинка, птички и жука. Дети рассказывают, что там нарисовано, а потом воспитатель им предлагает изобразить птичку и жука (птичка высокий голосок – чик - чирик, у жука – низки голосок, жу – жу – жу, воспитатель играет на металлофоне. Затем дети изображают, играя на музыкальных инструментах (бубен – жук, птичка – колокольчик).
«Большие и маленькие ноги»
Цель: развитие ритмического слуха
Игровой материал: большие следы - медленно, маленькие следы – быстро. Музыкальные инструменты : клависы (ритмические палочки, кубики – медленно. бубенцы, маракасы, погремушки – быстро.
Репертуар: «Большие и маленькие ноги» А. Агафонникова
Ход игры: детям воспитатель предлагает послушать музыку и определить где идут большие ноги, медленно, а где бегут маленькие ноги – быстро и подобрать соответствующую карточку.
«Интересный кубик»
Цель: развитие ритмического слуха
Игровой материал: кубик, где картинки животных (мышка – быстро бегает, птичка – быстро летает, лошадка – быстро скачет, медведь медленно идёт, черепаха – медленно ползёт, слон – медленно шагает). Ритмические кубики, бубенцы.
Репертуар: «Мишка» М. Раухвергера, «Воробушки» М. Красева, «Мышки» А. Жилинского, «Черепаха» К. Сен – Санс, «На слонах в Индии» А. Гедике.
Ход игры: воспитатель показывает ребяткам кубик.
Кубик всех играть зовёт,
Он нам скажет, кто начнет!
Кидает его ребёнку, он смотрит на картинку и говорит, как животное двигается (медленно, быстро). Потом под музыку играют, если медленно на кубиках, быстро – бубенцы.
«Кто идёт»
Цель: развитие ритмического слуха, длинный звук – та, короткий звук - ти
Игровой материал: картинки на магнитах животных (мышка, птичка, лошадка, слон медведь, черепаха, красивое поле тропинки, куда прикрепляются животные, на магнитах.
Репертуар: «Мишка» М. Раухвергера, «Воробушки» М. Красева, «Мышки» А. Жилинского, «Черепаха» К. Сен – Санс, «На слонах в Индии» А. Гедике.
Ход игры: детям предлагают послушать отрывки музыкальных произведений, и определить кто из животных идёт, найти соответствующую картинку и прикрепить её на тропинку.
«Курочка Ряба»
Цель: Познакомить с основными эмоциями и чувствами.
Игровой материал: картинки грусть - бабка и дедка, радость – курочка ряба,
Репертуар: «Грустная песенка» Калинникова (грусть, «Музыкальная табакерка» А. Лядов (радость, «Баба Яга» П. И Чайковский
Ход игры: дети вспоминают сказку, по мнемокартинкам. Курочка Ряба, снесла яичко (радость). Дед и баба – плачут (грусть, когда разбилось яичко, а мышка его разбила – (испуг). Воспитатель показывает картинки и рассказывает эпизод из сказки, объясняя эмоции героев. Предлагает детям мимикой и жестами выразить эмоциональное состояние героев, под музыку.
«Киска»
Цель: развивать умение различать средства музыкальной выразительности.
Игровой материал: карточки киска грустная – весёлая, карточки с эмоциями.
Репертуар: А. Арутюнова «Осень», «Весёлые скачки» Б. Можжевелова
Ход игры:
Киска грустная пришла,
Ей не дали молока.
(Звучит грустная музыка, на доску воспитатель вешает картинку с грустным котиком.)
Накормили молочком, кисонька поела,
Стало очень сытно ей, она повеселела.
(Звучит весёлая музыка, на доску воспитатель вешает картинку с грустным котиком.)
Потом детям предлагается, если музыка грустная, присаживаются и закрывают руками лицо, а если весёлая – прыгают.
Вторая младшая группа
«Что звучит?»
Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2, развитие тембрового слуха.
Игровой материал: картинки детских музыкальных инструментов.
Репертуар: запись звучания дудочки, барабана.
Ход игры: Детям предлагается послушать, что за инструмент звучит. А затем найти картинку, и назвать его.
После чего, воспитатель поёт попевку или проговораивает её в ритме, дети имитируют игру на этих инструментах.
1. Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
Это дудочка моя.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
И на ней играю я.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
Мне совсем играть не лень.
Ду – ду – ду, ду – ду – ду,
Развлекаюсь целый день.
2. Бум – бум, барабан,
Что за шум и тарарам,
Бум - бум барабан,
Просыпайтесь по утрам.
Бум - бум, барабан,
Раздаётся тут и там.
Бум – бум, барабан,
Шагать придётся чётко нам.
«Теремок»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: картинки героев этой сказки, для магнитной доски (мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь). Картинки музыкальных инструментов, для магнитной доски (колокольчик, маракас, ложки, треугольник, бубен, барабан). Настоящие эти музыкальные инструменты, маленькая ширма.
Ход игры: дети вспоминают сказку, героев. Воспитатель после чего, озвучивает героев музыкальными инструментами, а дети называют инструмент. В следующий раз, воспитатель играет на музыкальном инструменте, за ширмой, а дети отгадывают, что за инструмент звучит, и подбирают героя из сказки к нему. Потом, для закрепления, детям предлагается озвучить сказку.
«Спать – танцевать»
Цель: развитие динамического слуха.
Игровой материал: картинки (кукла спит, кукла танцует, и ещё такие же картинки, но разрезанные (пазлы, деревянные ложки.
Репертуар:
Баю-бай. (Т. Коваль.)
Полька. (Элен Солар.)
Ход игры: воспитатель предлагает определить, что делает на картинке куколка и к ним читает стихотворение. Затем определяют, как стихотворение читать, громко или тихо, а как ложки будут играть (тихо или громко? В следующий раз, воспитатель, просит детей о помощи, собрать картинки, разорвались. После чего определяют, что делают герои на картинках, спят или танцуют. Воспитатель после этого предлагает озвучить ложками, громко – ложки играют, тихо – ложки не играют «спят».
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Будет он всю ночь светить.
Нужно лампу погасить.
Спать уже пора, игрушки,
Ждет кроватка нас, подушки.
Вы устали, я же знаю,
Я сама уже зеваю.
Всем девчонкам и мальчишкам
Захотелось танцевать,
И подумав, мы решили:
Надо с польки начинать.
Дети встали все по парам,
Будет полечка звучать,
Время тратим мы не даром,
Невозможно устоять.
«Музыкальный паровозик»
Цель: развитие тембрового слуха
Игровой материал: картинка паровозик, на магнитах, вагончиках у него вырезанный большие окна (туда вставляются картинки детских музыкальных инструментов).
Ход игры: воспитатель, показывает пособие «паровозик» и говорит им, что он не простой, а музыкальный.
Вот смотрите паровоз,
Он вагончики повёз.
Путь у него дальний,
Ведь паровозик музыкальный.
И предлагает детям отгадать, пор картинке, какой музыкальный инструмент он везёт, а затем и послушать, как он звучит. В следующий раз, воспитатель предлагает, отгадать, по звучанию какой инструмент везёт паровозик, найти картинку и повесить ее в окошко паровозика.
«Ноги и ножки»
Цель: развитие динамического слуха.
Игровой материал: картинки на магнитах, большие ступни, маленькие, буны или барабаны.
Ход игры: воспитатель предлагает детям пошагать и побегать, только музыкальными иснтурментами (бубнами). Медленно шагают ноги – громко, быстро – тихо. В следующий раз детям предлагают, оживить картинки (если ноги большие – громко, маленькие – тихо). Используя бубны или кубики, палочки, ложки. Можно использовать ритмические карточки.
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
«Веселый кубик»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: кубик, на гранях которого, висят картинки животных. (кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка).
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик детям передай,
Кто пришел к нам угадай!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу, мяу») и т. п. Вспоминают, как называют мам, их детёнышей (мама – низко, детёныш – высоко).
«Кораблик»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: картинка большого кораблика и маленького, металлофон или блок флейт.
Ход игры: педагог предлагает поплавать на кораблике и спеть как кораблик. Если плывем на большом - поём низко, если на маленьком – высоко.
Большой кораблик плывёт,
Низким голосом поёт.
У – у – у – у!
(Воспитатель играет на блок – флейте или металлофоне, и затем пропевают все вместе.)
А если маленький кораблик проплывает,
Он высоким голоском всех созывает.
У – у – у – у!
(Воспитатель играет на блок – флейте или металлофоне, и затем пропевают все вместе.)
«Веселушки – матрёшки»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: две матрёшки большая, маленькая игрушки, могут быть картинки.
Ход игры: детям предлагается определить, как поют матрёшки (высоко – низко, после чего изобразить голосом, какая села матрёшка на ладошку. Большая – низко, маленькая – высоко. Соответственно ладошку держать по размеру, маленькая – высоко, большая – низко.
К нам в гости матрёшки пришли,
любят сидеть на ладошках они.
Если большая матрёшка села,
То, низким голоском она запела.
Ну, а если малышка сидит,
Петь высоким голоском велит.
«Тропинка Колобка»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: карточки, где изображен колобок и его дорожка (вверх, вниз, на одном месте, металлофон.
Ход игры: воспитатель предлагает загадку детям, отгадать.
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок
В сказке звался. (Колобок.)
После чего, предлагает проследить, вернее, послушать по каким тропинкам катался Колобок. А в этом поможет музыка. Воспитатель играет на металлофоне, а дети по карточкам определяют движение мелодии.
«Резвые лошадки»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал: картинки лошадка скачет, лошадка идёт, деревянные ложки, ритмические палочки, кубики, колокольчики.
Музыкальный репертуар : «Резвы лошадки» Happy baby
Ход игры: детям предлагается покататься на лошадках, но только нужно узнать, ка она умеет скакать, слушают музыкальное произведение и определяют темп. А затем, с помощью музыкальных инструментов «катаются на лошадке» (быстро – колокольчики, медленно – ложки).
«Смешные гномики»
Цель: закрепление понятий длинный – короткий звук.
Игровой материал: картинки гномик большой (длинный звук ТА, гномик маленький (короткий звук ТИ, ритмические карточки с этими гномиками.
Ход игры: дети вспоминают, как зовут гномиков (Та и Ти) и как они пели звуки (длинно – коротко). После чего предлагает воспитатель попеть эти звуки, прохлопать, сыграть на музыкальных инструментах (деревянных ложках, бубнах, ритмических палочках, кубиках, барабан, металлофоне).
«Весёлый кубик»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал: кубик, на рёбрах картинки животных. Мышка – быстро, медведь – медленно, зайчик – быстро, слон – медленно, птичка – быстро, бегемот – медленно.
Ход игры: дети передают кубик друг другу, на слова:
Ты беги, весёлый кубик, по ладошкам, по рукам.
У кого весёлый кубик, тот похлопает в ладоши нам.
У кого кубик в руках, тот выбирает картинку, с изображением животным и прохлопывает, как двигается животное, используя короткие звуки, длинные звуки.
«Песенки-ритмы»
Цель: прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок.
Игровой материал: карточки – картинки с животными, с другой стороны ритмический рисунок, который дети прохлопывают в ладоши.
Ход игры: детям предлагают «оживить картинку», прохлопывают название животного в ритме, например: ЛО – ШАД- КА (ТА – ти – ти, ВО – РО – БУШ – КИ (ти – ти – ти – ТА, НЕ – ВА – ЛЯ – ШКА (ти – ти – ти –ТА – ти). После «разукрашивают» стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка.
Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Воробушки
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
Неваляшки
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
(прохл) Дили-день, дили-день
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
(прохл) Дили-дон, дили-дон.
«Петрушка»
Цель: развитие умения определять характер музыки (весело – грустно).
Игровой материал: карточки с весёлым петрушкой и грустным петрушкой, на количество детей, петрушка – мягкая игрушка, карточки с весёлым и грустным петрушкой, разрезанные.
Музыкальный материал : «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского
Ход игры: В гости к нам пришёл Петрушка,
Очень яркая игрушка.
А какое настроенье у него, отгадай,
Весёлое или грустное, узнай.
1 вариант: дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного петрушки.
2 вариант: воспитатель просит детей помочь, собрать картинки, которые разлетелись, и узнать какое настроение у Петрушки. Дети собирают картинки, разрезанные, после чего говорят какое настроение и слушают музыку, с таким же настроением, можно изобразить.
«Солнышко – тучка»
Цель: развитие умения определять характер музыки (весело – грустно).
Игровой материал: карточки с солнышком и с тучкой по количеству детей, маски на голову солнышка, тучки.
Музыкальный репертуар : «Грустная песенка» В. Калинникова, «Табакерка» А. Лядов.
Ход игры: Если солнышко светит по утрам,
Дарит оно весёлое настроение нам.
А если тучка появилась вдруг,
Сразу грустно стало всем вокруг.
1 вариант: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением весело – солнышка, или грустно - тучка.
2 вариант: выбираются из детей «тучка», «солнышко», надеваются маски. Задача детей остальных, построить круг или у тучки, или у солнышка, какая зазвучит музыка. Воспитатель играет в бубен, все бегают по группе, только зазвучала музыка, если грустная, все строятся вокруг тучки. Если музыка зазвучит весёлая, значит, круг строят вокруг солнышка.
«Кто плачет, кто смеётся?»
Цель: развитие умения определять характер музыки (весело – грустно).
Игровой материал: карточки, где изображены: мальчик, девочка, кошечка, слоник, тучка плачут. Карточки, где смеются, улыбаются.
Ход игры: пока звучит музыкальное произведение, задача детей найти картинки с настроением, с каким звучит музыка.