Светлана Демидова
Картотека игр-экспериментов с водой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр – экспериментов с водой в старшей группе
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Демидова С. О.
Задачи:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой
Формировать представления о свойствах воды: льётся, имеет разную температуру, цвет и т. д.
Развивать мелкую моторику и общую координацию движений
Обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями
Воспитывать умение взаимодействовать и ладить друг с другом
Карточка №1
Публикация «Картотека игр-экспериментов с водой в старшей группе» размещена в разделах
«Выжми губку»
Необходимый инвентарь: 2 ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку как с помощью поролоновой губки можно перелить воду из одной ёмкости в другую. Предложите попробовать ребёнку сделать то же самое.
В игре развиваем мелкую моторику и координацию движений, учим ориентироваться на словесную инструкцию, воспитываем аккуратность при игре и работе с водой.
Карточка №2
«В час по чайной ложке»
Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики и координации движений, помогает освоить понятия пустой, полный.
Карточка №3
«Налил-вылил»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан, 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребёнком ёмкость с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом, а затем переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, развивается познавательный интерес к практическим опытам.
Карточка №4
«Плавает или тонет»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, различные предметы (камешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.).
Поставьте перед ребёнком ёмкость с водой. Ребёнок поочерёдно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем можно предложить ребёнку достать из ёмкости с водой предметы, которые утонули, и предметы, которые плавают и разложить их по разным мискам.
В процессе игры дети закрепляют такие понятия, как «тонет – тяжёлый», «не тонет – лёгкий»; формируем умение играть с водой, расширяем словарный запас, развивается познавательный интерес к практическим опытам.
Карточка №5
«Дождик»
Необходимый инвентарь: таз с игрушками, лейки с водой.
Ребёнок и взрослый стоят у таза с игрушками. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребёнку сделать дождик с помощью лейки, выливая из неё воду на игрушки. Если ребёнок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему.
«Дождик, дождик,
С неба лей на утяток и гусей,
На грибочки, на цветы
Не жалей водички ты.
На котят и на мышат,
На зелёных лягушат, на коровку, на коня
И, конечно, на меня!»
После «дождя» можно дать ребёнку сухое полотенце и предложить ему вытереть игрушки.
В процессе игры закрепляем знания детей о воде: капает, льётся; развиваем наблюдательность, любознательность, вызываем положительные эмоции.
Карточка №6
«Поливаем цветы»
Необходимый инвентарь: детские лейки.
Возьмите на прогулку лейки с водой. Найдите клумбу и объясните детям, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Предложите детям самим полить клумбу с цветами. Обратите внимание на то, как темнеет земля после полива. Поливать можно траву, деревья, кусты, рассказывая при этом, что растения так пьют воду. Можно рассмотреть капли воды, оставшиеся на листьях после полива и заметить, что струйки воды из лейки похожи на дождик.
«Дождик, капай веселей,
Не жалей водички.
Чтобы травка подросла,
чтоб запели птички»
С помощью игры дети изучают назначения предметов, знакомятся с растительным миром.
Карточка №7
«Тёплая – холодная»
Необходимый инвентарь: 1 ёмкость с холодной водой,1 ёмкость с тёплой водой.
Перед ребёнком две ёмкости с водой. В одной ёмкости вода холодная, а в другой тёплая. Ребёнок и взрослый опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в тёплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
В ходе игры закрепляем понятия «холодная» и «тёплая», активизируем словарь ребёнка (вода, прозрачная, бесцветная, тёплая, холодная, воспитываем аккуратность при игре и работе с водой.
Карточка №8
«Собери большие и маленькие камешки»
Необходимый инвентарь: большая ёмкость с водой, камешки большие и маленькие, 2 миски.
Ребёнок и взрослый подходят к ёмкости с водой. В ёмкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребёнку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребёнку складывать большие камешки в одну миску, маленькие – в другую.
Эту игру можно проводить, используя дополнительные предметы – орудия (сачок, ложку)
Игра способствует развитию координации движений, развитию внимания. В ходе игры закрепляем знания детей о величине – «большой», «маленький», воспитываем аккуратность при игре и работе с водой, развивается познавательный интерес к практическим опытам.
Карточка №9
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: пластиковые стаканчики, вода, луковицы
Дети с помощью педагога или самостоятельно разливают в стаканчики воду, затем «сажают» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник. В течение нескольких дней ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
В ходе эксперимента дети знакомятся с растительным миром, узнают, что для жизни растениям необходимы свет и вода.
Карточка №10
«Вода как зеркало»
Необходимый инвентарь: таз с водой
Поставить перед детьми таз с водой и предложить рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где они ещё видели своё отражение. Подвести к выводу о том, что вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.
В процессе игры показать детям, что вода отражает окружающие предметы.
Карточка №11
«Вода принимает форму»
Необходимый инвентарь: таз с водой, различной формы сосуды (бутылка, округлый сосуд, целлофановый пакет и т. д., ковшики, воронка, подносы
Перед детьми таз с водой и различные сосуды. Предложить детям заполнить сосуды водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку). Дети наливают во все сосуды воду, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
В процессе игры дети узнают, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Карточка №12
«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Необходимый инвентарь: пластиковые стаканы, гуашь (синяя, красная, жёлтая)
Открыть кран и предложить детям понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Синяя, красная, жёлтая). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? Вода легко окрашивается.
Игра расширяет представления о свойствах воды, развивается познавательный интерес к практическим опытам.
Карточка №13
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, пипетка, ёмкость с подкрашенной водой, поднос.
Поставить перед ребёнком ёмкость с водой и контейнер для кубиков льда. Предложить ребёнку с помощью пипетки заполнить водой ячейки контейнера. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в ёмкость.
В процессе игры развиваем мелкую моторику, координацию движений, воспитываем аккуратность при игре и работе с водой.
Карточка №14
«Сквозь сито»
Необходимый инвентарь: таз с водой, сито, стакан
Поставьте перед ребёнком таз с водой и предложите ему лить воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В процессе игры ребёнок познаёт назначение предметов и свойства воды.
Карточка №15
«Помоем куклу»
Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая кукла, губка, мыло, ёмкость с водой, полотенце
Попросить ребёнка вымыть испачканную куклу. Называть части тела, которые необходимо вымыть «Вымой кукле ручки, а теперь вымой ножки, посмотри, как она испачкалась… и т. д. Губку можно намылить. После мытья куклы можно предложить ребёнку вытереть её полотенцем.
«Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чём не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается!
В игре закрепляем названия частей тела, продолжаем формировать КГН.